Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ташкирменская основная общеобразовательная школа
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
Корчагина Евгения Руслановна
учитель начальных классов
Урок по окружающему миру.
Тема: Все профессии важны.
Основное содержание: план урока «Все профессии важны», плакаты и картинки с изображением людей разной профессии, выставка книг по теме урока, плакат с названием урока и плакат с пословицей:»Тяжело тому жить, кто от работы бежит», толковый словарь русского языка.
Применяемые методы и технологии: использование игровых технологий, применение продуктивного(частично-поискового) метода, применение репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) метода.
Ожидаемые результаты: у учеников появится представление о востребованных в обществе профессиях, дети будут мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий, повышение потребности у учащихся быть активными участниками общественных отношений на основе полученных знаний.
Дидактическая часть:
Место занятия в учебном процессе: урок составлен на основе программы «Школа России» под редакцией А. А Плешакова, УМК »Школа России», учебник Окружающий мир 2 класс 1 часть раздел «Жизнь города и села».
Задачи: Обучающая – обогатить знания детей различных профессиях учить уважать труд людей.
Развивающая – Развитие познавательного интереса, умения выделять существенные и не существенные признаки объекта, умений сравнивать обобщать, развитие речи, умения делать выводы на основе полученной информации.
Воспитывающая – воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда.
План:
1. Организационный момент (общий настрой)
2. Сообщение темы и задач урока (проблемная ситуация)
3. Новая тема:
- Изучение нового материала (мозговой штурм)
- Игра «Продолжи словосочетания»
- Работа по учебнику (определение названия профессии, беседа по рисункам: «Что знаете об этих профессиях»
- Разбор стихотворения Джанни Радари «Чем пахнут ремесла»
4. Итог урока: (рефлексия)
- О чем говорили на уроке?
- О каких профессиях узнали?
- Какая профессия самая важная?
Вывод: Все профессии важны, все профессии нужны
5. Домашнее задание: Нарисовать рисунок, на котором изобразите, кем бы вы хотели стать, прочитать статью в учебнике.
Ход урока:
1. Организационный момент (общий настрой)
Цель: -обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке,
Психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию
Задачи:- доброжелательный настрой учителя и ученика
Готовность класса и оборудования к уроку
Быстрое включение класса в деловой ритм
Кратковременность орг. Момента
Учитель:
- Все в порядке?
- Все на месте?
- Ну, тогда начнем урок – все вместе!
Здравствуйте,
врачи, учителя, токари, поэты, космонавты, артисты, мореплаватели, строители, защитники Отечества.
Не удивляйтесь, что я вас так называю, пройдут
школьные годы и именно вы станете за штурвал корабля, построите новые уютные дома, сошьете новую красивую удобную одежду, и спечете самый вкусный торт в мире. Но чтобы кем то стать в жизни вам нужно прежде всего вырасти и выучиться.
2. Сообщение темы и задач урока (проблемная ситуация)
Учитель:
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Догадались?
Предлагаю вам я тему.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создает,
Строит, учит ,иль поет
Мы сейчас поговорим
Им урок свой посвятим .
- Итак, наша тема: Все профессии важны. (Плакат на доске)
3. Изучение нового материала (мозговой штурм)
Цель: - организация внимания, обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися, сообщение учителем нового материала
Задачи: - дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, основной идеи изучаемого вопроса, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний.
Учитель:
- Что такое профессия? Что означает это слово? (Ответы детей)
- Посмотрим толковый словарь: «Профессия – то основное занятие человека, его трудовая деятельность» (Вывешивается плакат на доске)
- Какие профессии вы знаете? (ответы детей)
-А как вы считаете, сколько существует на Земле профессий? ( ответы детей)
- Перечислит все профессии и специальности человека не возможно. А вот продолжить словосочетание, я думаю, вы сможете.
Итак, игра: «Продолжи словосочетание»
1. В поле пашет (тракторист)
2. Поезд водит (машинист)
3. В школе учит нас (Учитель)
4. Строит здания (строитель)
5. Красит стены нам (маляр)
6. В шахте трудится (шахтер)
7. Нарисует нам (художник)
8. Рыбу ловит (рыбак)
9. Служит на море (моряк)
10. В машине возит груз (Шофер)
11. Хлеб убирает (Комбайнер)
12. Песни нам поет (Певец)
13. Кто все знает (молодец)
(По ходу игры на доске вывешиваются картины с изображением людей названных профессий)
4. Работа по учебнику (стр 128 – 129) (первичное закрепление)
Цель:- закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу, добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.
Задачи:- обеспечение восприятия и осмысления, запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Учитель:
а) Рассмотрите рисунки и расскажите, что вы знаете об этих профессиях. (Ответы детей)
б) Жизнь не стоит на месте и меняется, некоторые профессии исчезают, а новые появляются. Вот некоторые из них: Менеджер, стилист, банкир, программист ( на доске на плакатах). (Разбор и объяснение новых слов, профессий)
в) Определите название профессии и найдите их представителей на картинках (ответы детей)
5. Физминутка
Цель:- создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития речи на уроке
Задачи: способствовать созданию комфортных условий на уроке, развивать коммуникативные навыки учащихся.
Учитель:
Пролетает самолет
С ним собрался я в полет
Левое крыло отвел-поглядел,
Правое крыло отвел- посмотрел
Я мотор завожу и внимательно гляжу,
Поднимаюсь ввысь –лечу
Приземляться не хочу!
6. Разбор стихотворения Джанни Радари «Чем пахнут ремесла»(вторичное закрепление)
Цель:-- использование различных способов( в том числе стихотворения)закрепления знания вопросов требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала
Задачи:- активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий в применении этих знаний. Ликвидация типичных речевых ошибок и неверных представлений у учащихся, самостоятельное выполнение заданий требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Учитель:
У каждого дела запах особый
В булочной пахнет тестом и сдобой
Мимо столярной идешь мастерской
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской,
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином,
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным
Доктор в халате - лекарством приятным,
Рыхло землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак
Только бездельник не пахнет никак!
- Кто такой бездельник? И Почему он никак не пахнет? (ответы детей)
Правильно, молодцы, а еще в народе говорят: «Тяжело тому жить, кто от работы бежит» (Плакат на доске).
7. Итог урока (рефлексия)
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Задачи: -четкость и лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.
Учитель:
-О чем говорили на уроке? О каких профессиях узнали? (ответы детей)
-Да, на свете много профессий, и каждая необходима и важна, в будущем я вам желаю выбрать профессию по душе. А теперь проанализируем, что каждый из вас узнал и что приобрел:
(учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с плаката на доске)
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнил задание….
5. я понял, что….
6 . теперь я могу….
7.я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10.у меня получилось…
11. я смог…
12. я попробую…
13.меня удивило…
14.урок дал мне для жизни…
15.мне захотелось….
8. Д/З
Цель: -сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта.
Задачи: -обеспечение понимания цели ,содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей, реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися.
Учитель:
Дома вы нарисуете рисунок, на котором изобразите, кем бы вы хотели стать, а может вы уже в течение нашего урока выбрали себе профессию?
- И я надеюсь, что вы будете настоящими мастерами своего дела и настоящими людьми, в этом вам помогут наши книги, которые выставлены у нас на выставке, можете с ними ознакомиться.
Дополнительный игровой материал к уроку.
1. Дайте этому продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель…
И тогда, ждет вас вкусная еда (повар)
2. Дайте ножницы, расческу,
Он вам сделает прическу.
И, конечно, непременно.
Подстрижет вас современно (парикмахер)
3. Охранять границу – важно,
И его туда зовут , с верным псом
Они отважно службу родине несут (пограничник)
4. Если вдруг беда случится,
Где – то, что - то загорится
Он туда поедет срочно
Он погасит это точно (пожарник)
- О каких профессиях экстренной службы говорится в следующих отрывках?
5. Корову мурку подоил
Матроскин вечерком
Чтоб молоко прокипятить
Пошел он быстро в дом
И вдруг на кухне сразу
Почуял запах газа (газовая служба)
6. Ой, кричит под кустом лиса
Меня за нос укусила оса (скорая помощь )
7. Дон – дон – дон
Загорелся кошкин дом
Бежит курица с ведром
Заливает кошкин дом (пожарная служба)
8. Коза пришла домой и крикнула:
Ой – ой, такого еще не бывало
Семь козлят моих пропало (полиция)
9. В белоснежном колпаке
Перепачканный в муке,
Булки сдобные печет
И ребятам раздает
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно – это…(пекарь)
Литература:
1.Плешаков А. А., Окружающий мир: учебник для 2 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
2.Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир, 2 класс. И.Ф. Яценко, М.:ВАКО, 2013.
3.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 2 класс». – М.: «ВАКО», 2007.
4. Ильина «Игры. Конкурсы. Развлечения» Волгоград.2001
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.