Конспект урока по Окружающему миру
Оценка 4.6

Конспект урока по Окружающему миру

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
08.05.2018
Конспект урока  по Окружающему миру
Публикация является частью публикации:
Конспект урока Ломоносов.docx
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского колледж «Медведково» Конспект урока  по Окружающему миру (учебные предмет) Студентки ПНК д 41 ш – 13 Калашникова Татьяна  Гаджиева Елена Дата проведения________________ Подпись _______________ Оценка____________ Москва, 2016 Тема урока: Михаил Васильевич Ломоносов Тип урока:  Урок изучения нового материала Цель урока: Познакомить с личностью великого ученого Михаила  Васильевича Ломоносова и его вкладами в развитие образования России. Планируемые  результаты: Личностные: Проявлять активность при изучении нового материала,  развитие творческого воображения. Регулятивные:  Уметь определять и формулировать тему урока с помощью  учителя; Уметь высказывать и пояснять свою точку зрения. Познавательные: Отбирать необходимые источники информации; Находить  ответы на вопросы, используя полученную на уроке информацию; Делать  выводы в результате совместной работы. Коммуникативные: Участвовать в диалоге, в работе группы; формировать  собственное мнение, аргументировать его. Учебно­методическое обеспечение (средства, оборудование):  Для учителя  Конспект урока. Презентация. Учебник ОС «Школа России» Окружающий мир 4 кл., 2 ч. Жетоны. Карточки для рефлексии.  Для ученика Учебник ОС «Школа России» Окружающий мир 4 кл., 2 ч. Информационные источники: Учебник ОС «Школа России» Окружающий мир 4 кл., 2 ч. https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_mihail_ vasilyevich_lomonosov­132487.htm Этап урока, время  Организационн ый этап Методы, приемы М­ словесный (беседа) Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала словесный (беседа) М­ П­ организаци онный (ответ с места / у доски) П­ технически й (презентац ия) Оборудование ­ Презентация, учебник, жетоны Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся ­Здравствуйте ребята, сегодня урок  окружающего мира проведем мы, Татьяна  Александровна и Елена Альбертовна. Приветствуют учителей. ­Итак, давайте вспомним, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом  уроке. ­ 1) Как звали человека, при котором Россия  была провозглашена империей? ­1) Петр 1. Слайд 1. ­ 2) В каком возрасте Петр 1 был провозглашен  царем? ­ 2) В 10 лет. ­ 3) Чем царь Петр 1 отличался от других  европейских правителей? ­ 3) Он работал простым  мастером, чтобы постичь все  премудрости корабельного дела. ­ 4) Какие перемены произошли в России при  Петре 1? ­ 4) Новый год стал  праздноваться 1 января от  рождества Христова; Упростил азбуку­ кириллицу; Открыл новые типографии; Выпустил первую печатную  газету; Основал первый музей; Открыл первую библиотеку; Подписал указ о создании  Академии наук; Появился морской флот. УУД по каждому заданию Р ­ умение  контролировать  свою готовность  к уроку;  осознание себя  как ученика.  П­  (общеучебные) осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме.  Р­ оценка­  выделение и  осознание  учащимися того,  что уже усвоено  и что  еще нужно усвоить,  осознание  качества и  уровня усвоения. Р­ целеполагание как постановка  учебной задачи  на основе  соотнесения  того, что уже  известно и усвоено  учащимися, и  того, что еще  неизвестно. Р­ планирование­ определение  последовательно сти  промежуточных  целей с учетом  конечного  результата. ­ 5) В каком месте был заложен город Петра и  как этот город называется? ­ 5) В устье Невы, Санкт­ Петербург. ­ 6) В каком году город на Неве стал столицей  России? ­ 6) В 1713 году. ­Верно ребята, Петр 1 дал сильный толчок  развитию русского народа. Потребность в  образовании стала ощущаться все сильнее и  сильнее. Образованные люди стали выходить не  только из высших слоев общества, но и из  низших. Великое дело Петра­ развитие  российской науки­ продолжил первый  российский ученый. А его имя вы узнаете,  отгадав кроссворд. Слайд 2. ­ 1)Прозвище Петра 1? ­ 1)Великий ­ 2)С этой крепости началось строительство  Санкт­Петербурга. ­ 2)Петропавловская  ­ 3)Как называется вторая верфь­крепость на  левом берегу Невы? ­ 4)Какое название носил полк Петра 1? ­ 3)Адмиралтейство ­ 4)Потешный ­ 5)Как называется река, на берегах которой  расположился чудесный град Петра? ­ 5)Нева ­ 6)Как называется морская крепость в Санкт­ Петербурге? ­ 6)Кронштадт. ­ 7)Как называется первый в России музей,  открытый Петром 1? ­ 8)Дедушка русского флота. ­ 7)Кунсткамера. ­ 8)Бот. словесный (беседа) М­ П­ организаци онный (ответ с места / у доски) П­ Усвоение нового материала технически й (презентац ия) П­ технически й (работа с учебником) ­ 9)Как называется место постройки и ремонта  судна? ­ 9)Верфь. ­Итак, кто прочитает что у нас получилось? ­Ломоносов. ­Верно. Слайд 12. ­Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на  севере России, близ города Холмогоры родился  один из величайших людей России­ Михаил  Васильевич Ломоносов. ­Откройте свои учебники на стр.  92,  рассмотрите карту и найдите на ней родину  Ломоносова. Слайд 13. ­Каким условным обозначением показана  родина Ломоносова? ­Выйди к доске и покажи на карте родину  Михаила Васильевича Ломоносова. ­Ребята, этот край, где прошло все детство  будущего ученого, был неприглядным, с  суровым климатом. Слайд 14. ­Местные жители занимались ловлей рыбы,  ведением хозяйства, они много общались с  прибывающими моряками и обладали  обширным кругозором. Рассматривают карту. ­Памятником. Ученик выходит к доске. Презентация, учебник, жетоны Л­  самостоятельное создание  способов  решения  проблем  творческого и  поискового  характера. Р­ планирование­ определение  последовательно сти  промежуточных  целей с учетом  конечного  результата. П­  (общеучебные)   осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме.  П­ (постановка и решение Слайд 15. ­Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был  человеком необразованным, хотя умел читать и  писать, но считал что сыну нужна не книжная  премудрость, а реальные знания жизни. Он  первым из местных жителей построил себе  большое двухмачтовое судно, на котором  занимался не только рыбной ловлей, но и  грузоперевозками.  ­Давайте обратимся к учебнику и узнаем, как  это повлияло на маленького Ломоносова.  Читаем со слов: «Отец Ломоносова стал…». ­Куда стал брать отец маленького Ломоносова? проблемы) самостоятельное создание  способов  решения  проблем  творческого и  поискового  характера.   К­постановка  вопросов  ­инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе  информации. К­умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации. ­Отец Ломоносова стал брать  сына с собой на рыбные  промыслы в Белое и Баренцево  моря с 10 лет. Судно  Ломоносова односельчане  прозвали «Чайка» за отличные  мореходные качества. Михайло  любил эти поездки: на всех  парусах летела «Чайка» по  водной глади, ледяной северный ветер бил  в лицо. Все  интересовало любознательного  мальчика: отчего стрелка  компаса всегда повернута на  север? Почему день сменяется  ночью? Почему по небу  разливается чудесное северное  сияние? Позднее Ломоносов  пытался объяснить многие  явления природы, которые он  наблюдал на родном Севере. ­На рыбный промыслы в Белое и Баренцево море. ­Сколько лет было Ломоносову на тот момент? ­Как односельчане прозвали судно  ­10 лет. ­«Чайка». Ломоносовых? ­Из­за чего? ­Что интересовало маленького Мишу в этих  поездках? ­За отличные мореходные  качества. ­Отчего стрелка компаса всегда  повернута на север, почему день сменяется ночью, почему по  небу разливается чудесное  северное сияние. ­Верно. А для того, чтобы описать  интересующие его явления природы,  Ломоносову необходимо было знать грамоту,  которой обучила его мать, Елена Ивановна. Но  когда Миша был маленький, она умерла. После  этого, мальчик не бросил это занятие, и  продолжил обучение у своего соседа. ­Кто прочитаем в учебнике, чему  способствовало это обучение, со слов: «В 11­12  лет Михайло…»? ­В каком возрасте Михайло начал постигать  грамоту? ­Кем считали односельчане маленького Мишу? ­Какие книги были первыми учебными  пособиями Ломоносова? ­В 11­12 лет Михайло начал  постигать грамоту. А уже через  два года юного Ломоносова  односельчане считали лучшим  чтецом. На Русском Севере к  книгам относились с уважением. Первыми учебными книгами  Ломоносова были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и  «Арифметика» Леонтия  Магницкого.  ­В 11­12 лет. ­Лучшим чтецом. ­«Грамматика» Смотрицкого и  «Арифметика» Магницкого. ­Посмотрите на слайд, это те самые книги, по  которым занимался Михаил Ломоносов. В  настоящее время они бережно хранятся в музее. ­В свои 12 лет Ломоносов читал лучше  сверстников: с выражением, бегло, писал без  ошибок. Но мачеха не поощряла эти занятия,  она считала что главная его обязанность­  помогать по хозяйству. Михаил Ломоносов стал читать книги тайком, и в 19 лет сбежал из дома. Что же с ним было дальше? Куда же он сбежал? Узнаем из учебника. Читаем со слов: «В конце  1730 года….».   ­Что сделал Ломоносов, когда ему было 19 лет? ­С чем он прошел весь путь до Москвы? ­Что такое рыбный обоз, кто­нибудь знает? ­Верно. Куда поступил Ломоносов в Москве? ­А как он это сделал? ­В конце 1730 года Ломоносов  отправился в Москву, чтобы  постигать науки. Путь до  Москвы он прошел с рыбным  обозом своих земляков. В ту  пору ему было 19 лет.  Назвавшись сыном  холмогорского дворянина,  Ломоносов смог поступить в  Славяно­греко­латинскую  академию. Только здесь обучали латинскому языку­  международному языку науки  того времени. ­Сбежал ид дома и отправился в  Москву, чтобы постигать науки. ­С рыбным обозом своих  земляков. ­Рыбный обоз­ это ряд  следующих друг за другом  повозок с рыбой. ­В Славяно­греко­латинскую  академию. ­Он назвался сыном  холмогорского дворянина. ­Потому что в то время  образование могли получать  только дворяне. ­Его высмеивали, издевались,  потешались. ­Нелегко пришлось Ломоносову  на первых порах. По возрасту он был гораздо старше других  учеников, которые потешались  над ним и высмеивали его. Не  хватало денег на жизнь. Но  талантливый юноша упорно  трудился. В 1735 году его как  одного из лучших учеников  отправили на учебу в Петербург, затем в Германию. ­Ему не хватало денег на жизнь. ­Как одного из лучших учеников его отправили на учебу в  Петербург, а затем в Германию. ­А почему он назвался им? ­Верно. Настолько был умел Ломоносов, что за  3 года обучения, прошел 6 классов. Как вы  думаете, как к нему относились? ­Давайте узнаем так ли это, прочитав  информацию в учебнике со слов: «Нелегко  пришлось Ломоносову…». ­С какими трудностями столкнулся Ломоносов, кроме издевательства учеников? ­Верно. Но он не сдавался, и упорно трудился.  И куда же его за это отправили? ­Совершенно верно. Сначала юного Ломоносова отправили на учебу в Петербург, где он  прослушал курс лекций, а затем оттуда  отправили в Германию, где он обучался в  Марбургском университете.  Слайд 17. ­Здесь он изучал металлургию (науку о  металлах), минералогию (науку о минералах),  физику, химию, начал писал оды  (стихотворение, посвященное какому­нибудь историческому событию или герою). Учился  Ломоносов охотно и успешно, несмотря на  бедность. Но после конфликта с профессором,  он покинул университет и своим ходом  добрался в Петербург, где стал работать в  Академии наук, и позже получил должность  профессора химии. ­Но это были не все области, в которых он  преуспел. Чем еще прославился Ломоносов,  узнаем из учебника, со слов: «В самых разных  областях..». ­Итак, в каких областях науки прославился  Ломоносов? ­Какое открытие в космической области  совершил Ломоносов? ­Что открыли и построили в России под  руководством Ломоносова? ­В самых разных областях  раскрылся талант Ломоносова.  Он прославился как физик,  химик, геолог, астроном,  географ, историк, поэт,  художник. Ломоносов постиг  многие тайны природы. Он  открыл атмосферу на планете  Венера. Ученый организовал при Академии первую в России  химическую лабораторию. Под  его руководством построили  фабрику цветного стекла. ­Он прославился как физик,  химик, геолог, астроном,  географ, историк, поэт,  художник. ­Он открыл атмосферу на  планете Венера. ­Открыли первую в России  химическую лабораторию. И под его руководством построили  фабрику цветного стекла. ­Ребят, посмотрите на кабинет Ломоноса в  учебнике на стр. 103 или на слайде. Ответы детей. Слайд 18. ­Скажите, что вы видите? ­Верно, кабинет Михаила Ломоносва был  довольно простым и без лишних деталей, под  рукой только все самое необходимое для его  работ. ­Помимо всего Ломоносов был еще и  изобретателем.   Слайд 19. -Он изобрел прибор, сквозь который лучше  видно в темноте, машину из множества зеркал и линз, которая фокусировала солнечные лучи  (представлена на слайде), прибор для изучения  вязкости жидкостей. Он впервые использовал  микроскоп в химии и усовершенствовал его.  Изобрел громоотвод (так же представлен на  слайде), впервые стал изучать строение  атмосферы и причины погодных аномалий. Для  Ломоносова природа была живой, и он изучал  ее. Ученый впервые открыл морозную  атмосферу земли — криосферу.  ­Ломоносов также занимался творчеством.  Кроме стихосложения, он выкладывал из  мозаики картины и открыл мозаичную  мастерскую. Некоторые его работы можете  видеть на слайде. Слайд 20. ­Так же, Ломоносов изучал свойства стекла,  создавал навигационные приборы. Ломоносов  исследовал не только земную атмосферу, но и  ­Открыл первый в России космос. Изучал землетрясения и пытался  определить возраст Земли. университет. ­Ребята, а может быть вы знаете, какой же  самые главный вклад в образование России внес Ломоносов? ­Узнаем правы ли вы, прочитав учебник, со  слов: «Великий ученый много…». ­Великий ученый много сделал  для развития образования в  России. По его предложению в  1755 году был открыт  Московский университет,  который по праву носит имя  Ломоносова.  ­В 1755 году. ­Имя Ломоносова. ­Посмотрите на слайд. Слайд 21. ­Вот это здание Московского университета. ­В каком году он был открыт? ­А чье имя он носит? ­Совершенно верно. Указ об открытии  университета был подписал императрицей  Екатериной Второй. Этот университет был не  только для дворян, но и для разночинцев. Сам  Ломоносов был не только профессором этого  университета, но и руководил  университетскими гимназиями, открытыми при  МГУ. ­До конца своих дней Михаил Ломоносов  работал над воплощением своих  многочисленных идей, он любил Россию и  трудился для ее детей. ­Ребята, может быть вы знаете, как называл  Выдвигают предположения. ­Великий русский поэт  Александр Сергеевич Пушкин  писал о Ломоносове: «Он создал великий русский поэт Александр Сергеевич  Пушкин Ломоносова? ­Давайте узнаем это из учебника, прочитав со  слов: «Великий русский поэт…». первый русский университет..  Он, лучше сказать, сам был  первым нашим университетом». ­Первым нашим университетом. ­Да. ­Так как же называл Пушкин Ломоносова? ­Верно. Ребята, только представьте, каким  великим человеком был Ломоносов. Как вы  думаете, должны мы помнить и чтить его? ­Вот и правительство нашей страны считает так  же, как и вы, и поэтому ведущие скульпторы  России возвели памятники Михаилу  Ломоносову.  ­В Москве он установлен на Воробьевых горах,  можете посмотреть на слайд. ­Перо и бумагу. Слайд 22. ­Установлен памятник рядом со зданием  Московского Университета, на улице,  названной в честь Ломоносова.  ­Посмотрите, что он держит в руках? ­Верно. Они символизируют правила и  принципы работы, созданного его усилиями  университета. ­А в учебника на 101 странице или на слайде, вы можете рассмотреть памятник Ломоносову, установленный в Санкт­Петербурге. Слайд 23. ­Установлен памятник возле Санкт­ Петербургского государственного  университета. Это место для открытия  памятника было выбрано не случайно, ведь  Михаил Васильевич был студентом этого  университета. ­В наши дни российским и  иностранным ученым за  выдающиеся работы в области  естественных наук  присуждается золотая медаль  имени М.В.Ломоносова. ­Но это не единственная память об этом  выдающемся человеке,  давайте прочитаем что  же еще хранит память о нем, в учебнике, со  слов: «В наши дни…». М­ словесный (беседа) П­ организаци онный (ответ с места / у доски) ­Посмотрите на слайд.  Слайд 24. ­Вот как выглядит эта медаль. ­А за что она присуждается? ­Совершенно верно. ­Итак ребята, где родился М.В.Ломоносов? ­Кто обучил маленького Мишу грамоте? ­За выдающиеся работы в  области естественных наук. ­В рыбацкой деревушке на  севере России, близ города  Холмогоры. ­Его мама. ­Из­за того что мачеха не  поощряла его занятия  грамматикой и чтением. ­В Славяно­греко­латинскую  академию. ­В Петербурге и Германии. Отвечают на вопросы учителя. ­Из­за чего ему пришлось уйти из дома? ­Открыл первый в России  Л­  самостоятельное создание  способов  решения  проблем  творческого и  поискового  характера. Р­ планирование­ определение  последовательно сти  промежуточных  целей с учетом  конечного  результата. Жетоны, карточки для рефлексии. Подведение итогов университет. ­В том что там могли учиться не только дворяне, но и  разночинцы. ­Памятники в Москве, Санкт­ Петербурге, медаль имени  Ломоносова. ­Наш первый университет. П­  (общеучебные)   осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания в  устной и  письменной  форме.  П­ (постановка и решение  проблемы) самостоятельное создание  способов  решения  проблем  творческого и  поискового  характера.   ­Куда поступил Ломоносов в 19 лет? ­А где еще он обучался? ­Какими изобретениями прославился  Ломоносов? ­Какой самый главный вклад в образование  России внес Ломоносов? ­В чем была особенность этого университета? ­В чем сохранилась память о Ломоносове? ­Как называл Ломоносова Александр Сергеевич Пушкин? ­Верно. Ребята, а теперь подсчитайте свои  жетоны. ­Поднимите зеленую карточку, если вы набрали  5 или более жетонов. ­Поднимите желтую карточку, если вы набрали  менее пяти жетонов.  ­И поднимите красную карточку, если вы не  набрали ни одного жетона за урок. Похвалить самого активного ученика. ­Всем спасибо, урок окончен!

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру

Конспект урока по Окружающему миру

Конспект урока  по Окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018