Цели деятельности учителя:
Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с европейской страной – Францией.
Развивающая: способствовать развитию речи, логического мышления, памяти; расширению кругозора и углублению страноведческих знаний; приобщению к мировой культуре.
Воспитательная: содействовать воспитанию потребности в углублении и расширении страноведческих знаний по изучаемому материалу, потребности в здоровом образе жизни, толерантности.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе; карта, фотографии Парижа и до-стопримечательностей; карточки с заданиями; видеоматериал, иллюстрации (по возможности).
У р о к 62. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ФРАНЦИИ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с
европейской страной – Францией.
Развивающая:
способствовать развитию речи,
логического
расширению кругозора и углублению
мышления,
страноведческих знаний; приобщению к мировой культуре.
памяти;
Воспитательная: содействовать воспитанию потребности в
углублении и расширении страноведческих знаний по изучаемому
материалу, потребности в здоровом образе жизни, толерантности.
О б о р у д о в а н и е : учебник, тетрадь на печатной основе; карта,
фотографии Парижа и достопримечательностей; карточки с заданиями;
видеоматериал, иллюстрации (по возможности).
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока. Создание проблемной ситуации.
– Сегодня мы с вами отправимся еще в одну страну. Угадайте, что
это за страна?
Звучит музыка из кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетера».
– Ребята, а что вы хотите узнать об этой стране? (Учащиеся
называют интересующие их вопросы.)
– Сформулируем цель урока: познакомиться с Францией, узнать:
1) где расположена;
2) кто является главой государства;
3) какой государственный язык и какие народы населяют;
4) какие есть достопримечательности во Франции;
5) традиции и особенности Франции.
– Мы отправимся в страну знаменитых мушкетеров – Францию.
Какой мы выберем маршрут? На каком транспорте отправимся? Можно
лететь на самолете, но нам интереснее проехать по Европе в
экскурсионном автобусе. Первая страна, через которую мы будем
проезжать, – это Белоруссия. Кто помнит, какой город является
столицей Белоруссии? Правильно, Минск.
Учитель «прокладывает маршрут» по карте Европы.Вторая страна – Польша. Ее столица – Варшава. Третья страна на
нашем пути – Германия. Здесь мы уже побывали. Что вы помните о
Германии?
Учащиеся рассказывают, а один из учеников показывает на карте
столицу Германии – Берлин.
– Теперь наш путь лежит в Нидерланды и Бельгию. Что вы знаете об
этих странах?
Учащиеся рассказывают, а один из учеников показывает на карте
столицы государств.
II. «Презентация» страны.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
– Какие страны являются ее соседями?
Франция граничит с такими странами, как Бельгия, Люксембург,
Швейцария, Италия, Испания. От Великобритании отделена проливом
ЛаМанш (в переводе с фр. – «рукав»). Под ним проложен длинный
туннель, по которому довольно быстро можно попасть из одной страны
в другую. С запада Францию омывает Бискайский залив, а с юга –
Средиземное море.
– В какие моря и океаны можно выйти из ее портов?
– Назовите реки?
Река Сена – главная река Франции, пересекает столицу страны.
Через Сену построено множество мостов, каждый из которых имеет
свою легенду. Есть в Париже мост Мирабо, это мост влюблённых, куда
приходят молодые люди и в счастливые минуты своей жизни, и в
минуты горя.
Луара, славится замками на её берегах.
Гаронна, воды этой реки орошают знаменитые бордоские
виноградники.
Рейн, пограничный с Германией (на картинке река Сена в Париже).
– На какой реке расположен Париж?
– Теперь мы узнаем, в какой город Франции мы отправимся. Для
этого отгадайте шараду:
••Первое – летучая вода,
В бане русской встретите всегда.
А второе – есть машины марка
Из российского, ребята, автопарка.Всё же вместе – Франции столица,
Этот город модницам всем снится.
(Париж.)
Париж – древний прекрасный город. Нас встречает гид, обращаясь
к нам пофранцузски. Не правда ли, очень красивый язык? Наш великий
ученый и поэт М. В. Ломоносов считал, что на этом языке уместно
разговаривать с дамами, настолько он нежен. Понял ли ктонибудь, что
сказал нам гид? Нет? Тогда попросим гида обратиться к нам на русском
языке.
– Дорогие друзья! – обращается к нам гид. – Приветствую вас на
земле прекрасной Франции.
Физкультминутка
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Мы по Франции гуляем,
Изучаем, наблюдаем.
Вверх на солнце посмотрели,
Чтобы всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
2. Работа по учебнику.
– А то, что он сказал дальше, мы прочитаем в учебнике «Мир вокруг
Стали карликами дети.
А потом все дружно
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем,
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
нас» (с. 133), первый абзац.
3. Рассказ учителя (продолжение).
– Над зданием вокзала развевается национальный флаг Франции. Не
правда ли, этот флаг похож на флаг России? А чем наши флаги
различаются?
А теперь послушаем гимн Франции. Исполнением этого гимна
сопровождаются все торжественные события. Гимн Франции называется
«Марсельеза», потому что во время революции в XVIII веке с этой
песней в бой за свободу своей страны шли полки из Марселя, а потом
эта песня стала гимном всей революционной Франции. Когда
исполняется гимн, положено вставать.
Учащиеся встают, звучит фрагмент «Марсельезы».
– Так выглядят национальные костюмы жителя Парижа, жительницы
Бретани. Во Франции в каждой из больших областей (провинций) былиособенности в одежде, так же как и у нас в России (демонстрирует
куклы в национальных костюмах или иллюстрации).
– У каждой страны есть свои национальные официальные символы:
флаг, герб, гимн. Но есть и неофициальные. Это здания, памятники и
даже природные объекты и товары, которые есть только в этой стране, и
они составляют ее гордость. Давайте вспомним, что является символом
Австрии, Швейцарии.
Символ Парижа – Эйфелева башня. Названа она так по имени своего
создателя, инженера Эйфеля, и построена в конце XIX века. В
настоящее время скоростной лифт поднимает на башню туристов для
осмотра Парижа.
А кто из вас знает, какими товарами знаменита Франция? Правильно,
во Франции выпускают знаменитые духи, вина, сыры, колбасы.
Запишите эти товары в рабочих тетрадях (с. 73). Можно добавить, что
Франция является законодательницей моды и выпускает праздничную
яркую одежду.
4. Изучение достопримечательностей Франции (просмотр слайдов
или видеофильма).
Рассказ учитель сопровождает иллюстрированием, это зависит от
того, что имеется в его распоряжении. Учитель может показать
видеофильм или слайды, или рассказ сопровождается рассматриванием
иллюстраций учебника. Можно предложить ученикам заранее
подготовить сообщения о достопримечательностях Франции.
III. Закрепление изученного материала.
1. Групповая работа.
– Каждая группа может выбрать карточку с заданиями разного
уровня сложности.
Задание на 1 балл.
– Заполните таблицу:
Столица
Глава государства
Государственный язык
Достопримечательности
Самопроверка по листу контроля.
Задание на 2 балла.
Париж
Президент
Французский
Лувр, Эйфелева башня– Составьте вопросы для викторины о Франции.
Задание на 3 балла.
– Найдите «лишнее слово», придумайте аналогичное задание.
Лувр, Эйфелева башня, Тауэр, Елисейские поля. (Находится не во
Франции, а в Великобритании.)
Германия, Австрия, Франция, Швейцария. (Государственный язык
французский, а в остальных – немецкий.)
Подведение итогов групповой работы.
2. Индивидуальная работа.
– Перед вами листочки, на которых записан рассказ «забывчивого
путешественника». Ваша задача – найти и исправить ошибки.
Какой замечательной была поездка в Великобританию!
Прибыв в Париж, я сразу же отправился на прогулочном кораблике
по реке Сена. Как великолепны Собор Парижской богоматери и Лувр!
А вот и знаменитый Тауэрский мост. Еще немного – и показалась башня
с часами БигБэн – символ Парижа! По туннелю под проливом Ла
Манш я переехал во Францию. Прекрасен город Лондон – столица
Франции. Здесь по реке Темза я продолжил путешествие. А больше
всего мне понравилась Эйфелева башня – символ Лондона!
Самопроверка.
IV. Итог урока.
– Итак, ребята, подошло к концу наше путешествие по Франции.
– Чем вам запомнился этот урок?
– На какой реке стоит Париж?
– Что является символом Парижа?
– О каких достопримечательностях вы узнали?
– Где была резиденция французского короля, а сейчас музей?
– Назови крупнейший музей мира, находящийся в Париже.
– Что узнали о Лувре?