Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
27.01.2017
Цели:
- познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с его обитателями;
- учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
- способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.
Задачи:
- раскрыть значение озера как уникального природного явление мира;
- инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, телепередач, сети Интернет.
Планируемые результаты:
- находить и показывать озеро Байкал на карте России;
- совершенствовать умением рассказывать о его уникальных особенностях;
- извлекать из различных источников дополнительную информацию по теме, готовить и обсуждать эти сообщения на уроке.Цели:
- познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с его обитателями;
- учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
- способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.
Конспект урока Байкал.docx
МБОУ «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 22»
Конспект урока
(окружающий мир 3 класс)
«Байкал – жемчужина Сибири»
Составил
учитель начальных классов
Груздева Светлана Петровна 2016 – 2017 учебный год
Тема: «Байкал – жемчужина Сибири»
Цели:
познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни
озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал Ангарой и реками,
впадающими в Байкал, с его обитателями;
учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности
за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно
работать и достигать желаемого результата.
Задачи:
раскрыть значение озера как уникального природного явление мира;
инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, его экологическим проблемам,
к знакомству с ним на основе книг, альбомов, телепередач, сети Интернет.
Планируемые результаты:
находить и показывать озеро Байкал на карте России;
совершенствовать умением рассказывать о его уникальных особенностях;
извлекать из различных источников дополнительную информацию по теме, готовить и
обсуждать эти сообщения на уроке.
Оборудование:
географическая карта озера Байкал;
аудиозапись шума волн;
презентация;
атласы у детей на столах;
листы чистой бумаги;
ручки, карандаши, фломастеры.
Этапы выполнения проекта.
Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых работает с дополнительной
литературой, другими источниками. При необходимости обращаются за консультацией,
помощью к учителю, родителям.
1. Географы.
2. Зоологи.
3. Экологи.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнёмся друг другу, мысленно пожелаем успехов себе и товарищам. Запасёмся
хорошим настроением и начнём наш урок.
Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, послушаем
стихотворение Михаила Сергеева "А что это такое?”
А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Такое золотое? Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое? Все время в не покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
Да, ребята, тема нашего урока «Байкал – жемчужина Сибири».(1 слайд). Как вы
думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Чем заниматься? (Ответы учащихся)
Давайте попробуем сформулировать цели нашего занятия. Чему должны будем
научиться, что узнать, что понять? (Ответы детей.)
Правильно. И все эти цели осуществить нам помогут: географы, зоологи,
экологи. (таблички на столы)
И вот таким дружным отрядом мы отправляемся в путешествие. (Экспедицию.)
А кто знает, что означает слово "экспедиция”? (Ответы детей)
Экспедиция это поездка группы лиц (отряда) с какимнибудь специальным
исследовательским заданием. (2 слайд).
Ребята, а что поможет нам в пути? (Дружба, внимание, активность и другое.). И
как все путешественники, будем вести с вами путевые заметки на листках, которые лежат у
вас на столах. (Интересные факты, цифры или другую информацию, интересную для вас.)
Отлично. Закроем глаза и представим, что наш корабль плывёт, раскачиваясь на
волнах. (3 слайд. Звучит аудиозапись мелодии.)
Для начала обратимся к географической карте и послушаем наших географов.
Дети: На карте Байкал имеет форму молодого месяца. (4 слайд) Таким он виден из
космоса. Озеро расположено в нашей стране, на территории Прибайкальского края и
Бурятской Республики. Байкал самое глубокое озеро в мире. Максимальная его глубина
достигает 1637 м. Это колодец планеты с чистой питьевой водой. Ежегодно в нашей стране
во второе воскресенье сентября отмечается День озера Байкала.
Если бы на Земле исчезли все источники питьевой воды, и остался только один
Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.
Кто знает, почему Байкал называется так?
Дети: Все народы, населявшие берега Байкала, буряты, киргизы, монголы, эвенки,
русские посвоему называли озеро. (5 слайд). Вероятно, переводили это название, с
какого то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали
тюркоязычные народы – КУРЫКАНЕ. БАЙКАЛ – тюркоязычное слово от БАЙКЮЛЬ, что
означает БОГАТОЕ ОЗЕРО.
Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой подходят к самой воде, то
удаляются от берегов на 1020 км. (У карты назвать и показать)
Таким образом, ребята группы географов рассказали нам, где находится Байкал.
Физминутка.
К озеру мы все спустились.
Освежились и умылись. А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой.
И отправились домой.
Продолжаем наше путешествие. Посмотрите на наш волшебный экран.
(6 слайд) Кто знает, что это? (7 слайд)
Миф о Шаман камне
В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Очень любил он свою
единственную дочь Ангару. Красивее её не было на Земле. Старик Байкал берёг дочь пуще
своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему
возлюбленному – красавцу Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась
страшная буря, почернело от горя небо, ветер выл, да бесновалось озеро – богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей
дочери. Скала упала на самое горло красавицы. Сотни лет течёт Ангара в Енисей, а седой
одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скала, которую бросил Байкал вслед дочери,
люди назвали ШАМАН – КАМНЕМ.
Понравилась вам легенда? Значит где находится этот Шаманкамень? А почему
это камень находится у истока реки Ангары? (Ответы детей)
Дети:
Ангара река, воды чистые,
Острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
Нет прекрасней моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара – река дочь Байкалова.
Её называют дочерью Байкала потому, что она берет начало в нём. Ангара имеет
быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.
Посмотрите на карту. Какие крупные реки впадают в Байкал? (Ответы детей с
мест и у доски по карте.) Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна Ангара.
А грозит ли нашим озерам опасность загрязнения? Что скажут экологи? А что можете вы делать, чтобы вода в наших водоемах была всегда
чистой? (Не оставлять мусор после отдыха)
Поэтому Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем. И
в этом то море обитает: И не рыба, и не кит. Рыбу ловит и молчит.
Догадались, кто это? (Нерпа)
Дадим слово нашим зоологам. А вы внимательно слушайте, и постарайтесь
записать слова, которые характеризуют это животное.
Дети:
Самым главным жителем озера является нерпа. (8 слайд). Наиболее близка нерпа к
наземным хищникам семейства – медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к
отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у неё
трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы
короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове
рождается нерпёнок – белёк. Белёк длиной – 6080 см и массой 33,5 кг. Детёныш такой
белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа
рыбой, которую ловит в воде. Под водой может находиться 2025 минут. В тихую погоду
нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды, раскинув в стороны ласты.
Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает
еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.
Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают
угощение – рыбу. Они умеют танцевать брэйк, поют, смешно и с шумом дуют в усы.
В Байкале очень много рыбы. В настоящее время в озере обитает
52 вида рыб нескольких семейств, 27 из которых эндемики – нигде больше, кроме
Байкала не встречаются. Наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. Осётр стал
очень редок, он занесён в Красную Книгу.(9 слайд).
Осётр стал редок из – за загрязнения озера, промышленным комбинатом, на котором
изготавливают целлюлозу (бумагу).(10, 11 слайды)
В ХХ веке священному Байкалу выпала участь: стать озероммучеником. Досталось
Байкалу с лихвой от целлюлознобумажных предприятий, от воздушных выбросов густо
насажанной, как морковка на грядке, промышленности Приангарья, от «планов
лесозаготовки» и лесных пожаров, от ядовитой жижи, приносимой Селенгой, от стекающих
с полей химических удобрений, от соседства с БАМом и от человеческого равнодушия.
Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью
прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и
техники является вполне разрешимой задачей. Как хочется быть уверенной, что и через сто
и через двести лет человек, подойдя к Байкалу, замрет, созерцая первозданную красоту его
чистых глубин; и через сто, и через двести лет Сибирь останется Сибирью – краем
обжитым, благоустроенным и заповедным, а не развороченным лунным пейзажем с
остатками закаменевших деревьев. Молодое поколение должно перенять у предков зовет:
святая земля нерушима!
А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала?
Ребята предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты
предупреждения, эскизы мусорных баков и урн в местах отдыха жителей города на берегу
Байкала). Защита своих проектов. Подводится итог. Ребята проблем у озера много, но для того, чтобы люди могли и через столетия
любоваться природой Байкала уже сейчас созданы заповедники, заказники,
национальные парки. 11 января 2017 года – день 100летия заповедной системы в
России
Экологи: Например, в Забайкальском национальном парке существуют 500 видов растений
и животных, более половины из которых встречаются только здесь. В Баргузинском
заповеднике не только охраняют, но и разводят ценнейшего пушного зверькасоболя, под
охраной находятся медведи, олени. Байкал относится к величайшему творению природы.
Байкал – неповторимое чудо планеты, святыня не только для россиян, но и всего
человечества.
Наша группа экологов утверждает:
Чистота, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна. Но полна жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь Ангара удалая.
Свой путь начинает из этого края.
А с нею три сотни речушек и рек,
Все устремили к Байкалу свой бег,
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль. Тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его больше не "целлюлозило”,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море священный Байкал!
Рефлексия. Итак, в течение занятия мы много узнали нового, делали выводы. Перед вами
лежат листочки, на которых есть начало предложений, выберете предложение, которое вам
хотелось бы продолжить. Дополните его в этой карточке. (Зачитать несколько).
А что записали вы в своих путевых заметках? (Несколько заслушать)
Дети:
Окружённый стеной – стражей скал,
В зимний сон погрузился Байкал, Крепко лютыми вьюгами скованный.
Даль кругом, необъятная даль!..
Лёд сверкает, как чистый хрусталь…
Спит Байкал богатырь заколдованный…
На этом мы заканчиваем нашу экспедицию. Всем спасибо!
Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.