Цели:
- познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с его обитателями;
- учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
- способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.
Задачи:
- раскрыть значение озера как уникального природного явление мира;
- инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, телепередач, сети Интернет.
Планируемые результаты:
- находить и показывать озеро Байкал на карте России;
- совершенствовать умением рассказывать о его уникальных особенностях;
- извлекать из различных источников дополнительную информацию по теме, готовить и обсуждать эти сообщения на уроке.Цели:
- познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с его обитателями;
- учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
- способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.
МБОУ «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 22»
Конспект урока
(окружающий мир 3 класс)
«Байкал – жемчужина Сибири»
Составил
учитель начальных классов
Груздева Светлана Петровна2016 – 2017 учебный год
Тема: «Байкал – жемчужина Сибири»
Цели:
познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни
озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал Ангарой и реками,
впадающими в Байкал, с его обитателями;
учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности
за судьбу озера, гуманное отношение к животным;
способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно
работать и достигать желаемого результата.
Задачи:
раскрыть значение озера как уникального природного явление мира;
инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, его экологическим проблемам,
к знакомству с ним на основе книг, альбомов, телепередач, сети Интернет.
Планируемые результаты:
находить и показывать озеро Байкал на карте России;
совершенствовать умением рассказывать о его уникальных особенностях;
извлекать из различных источников дополнительную информацию по теме, готовить и
обсуждать эти сообщения на уроке.
Оборудование:
географическая карта озера Байкал;
аудиозапись шума волн;
презентация;
атласы у детей на столах;
листы чистой бумаги;
ручки, карандаши, фломастеры.
Этапы выполнения проекта.
Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых работает с дополнительной
литературой, другими источниками. При необходимости обращаются за консультацией,
помощью к учителю, родителям.
1. Географы.
2. Зоологи.
3. Экологи.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнёмся друг другу, мысленно пожелаем успехов себе и товарищам. Запасёмся
хорошим настроением и начнём наш урок.
Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, послушаем
стихотворение Михаила Сергеева "А что это такое?”
А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Такое золотое?Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое? Все время в не покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
Да, ребята, тема нашего урока «Байкал – жемчужина Сибири».(1 слайд). Как вы
думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Чем заниматься? (Ответы учащихся)
Давайте попробуем сформулировать цели нашего занятия. Чему должны будем
научиться, что узнать, что понять? (Ответы детей.)
Правильно. И все эти цели осуществить нам помогут: географы, зоологи,
экологи. (таблички на столы)
И вот таким дружным отрядом мы отправляемся в путешествие. (Экспедицию.)
А кто знает, что означает слово "экспедиция”? (Ответы детей)
Экспедиция это поездка группы лиц (отряда) с какимнибудь специальным
исследовательским заданием. (2 слайд).
Ребята, а что поможет нам в пути? (Дружба, внимание, активность и другое.). И
как все путешественники, будем вести с вами путевые заметки на листках, которые лежат у
вас на столах. (Интересные факты, цифры или другую информацию, интересную для вас.)
Отлично. Закроем глаза и представим, что наш корабль плывёт, раскачиваясь на
волнах. (3 слайд. Звучит аудиозапись мелодии.)
Для начала обратимся к географической карте и послушаем наших географов.
Дети: На карте Байкал имеет форму молодого месяца. (4 слайд) Таким он виден из
космоса. Озеро расположено в нашей стране, на территории Прибайкальского края и
Бурятской Республики. Байкал самое глубокое озеро в мире. Максимальная его глубина
достигает 1637 м. Это колодец планеты с чистой питьевой водой. Ежегодно в нашей стране
во второе воскресенье сентября отмечается День озера Байкала.
Если бы на Земле исчезли все источники питьевой воды, и остался только один
Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.
Кто знает, почему Байкал называется так?
Дети: Все народы, населявшие берега Байкала, буряты, киргизы, монголы, эвенки,
русские посвоему называли озеро. (5 слайд). Вероятно, переводили это название, с
какого то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали
тюркоязычные народы – КУРЫКАНЕ. БАЙКАЛ – тюркоязычное слово от БАЙКЮЛЬ, что
означает БОГАТОЕ ОЗЕРО.
Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой подходят к самой воде, то
удаляются от берегов на 1020 км. (У карты назвать и показать)
Таким образом, ребята группы географов рассказали нам, где находится Байкал.
Физминутка.
К озеру мы все спустились.
Освежились и умылись. А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой.
И отправились домой.
Продолжаем наше путешествие. Посмотрите на наш волшебный экран.
(6 слайд) Кто знает, что это? (7 слайд)
Миф о Шаман камне
В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Очень любил он свою
единственную дочь Ангару. Красивее её не было на Земле. Старик Байкал берёг дочь пуще
своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему
возлюбленному – красавцу Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась
страшная буря, почернело от горя небо, ветер выл, да бесновалось озеро – богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей
дочери. Скала упала на самое горло красавицы. Сотни лет течёт Ангара в Енисей, а седой
одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скала, которую бросил Байкал вслед дочери,
люди назвали ШАМАН – КАМНЕМ.
Понравилась вам легенда? Значит где находится этот Шаманкамень? А почему
это камень находится у истока реки Ангары? (Ответы детей)
Дети:
Ангара река, воды чистые,
Острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
Нет прекрасней моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара – река дочь Байкалова.
Её называют дочерью Байкала потому, что она берет начало в нём. Ангара имеет
быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.
Посмотрите на карту. Какие крупные реки впадают в Байкал? (Ответы детей с
мест и у доски по карте.) Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна Ангара.
А грозит ли нашим озерам опасность загрязнения? Что скажут экологи? А что можете вы делать, чтобы вода в наших водоемах была всегда
чистой? (Не оставлять мусор после отдыха)
Поэтому Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем. И
в этом то море обитает: И не рыба, и не кит. Рыбу ловит и молчит.
Догадались, кто это? (Нерпа)
Дадим слово нашим зоологам. А вы внимательно слушайте, и постарайтесь
записать слова, которые характеризуют это животное.
Дети:
Самым главным жителем озера является нерпа. (8 слайд). Наиболее близка нерпа к
наземным хищникам семейства – медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к
отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у неё
трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы
короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове
рождается нерпёнок – белёк. Белёк длиной – 6080 см и массой 33,5 кг. Детёныш такой
белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа
рыбой, которую ловит в воде. Под водой может находиться 2025 минут. В тихую погоду
нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды, раскинув в стороны ласты.
Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает
еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.
Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают
угощение – рыбу. Они умеют танцевать брэйк, поют, смешно и с шумом дуют в усы.
В Байкале очень много рыбы. В настоящее время в озере обитает
52 вида рыб нескольких семейств, 27 из которых эндемики – нигде больше, кроме
Байкала не встречаются. Наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. Осётр стал
очень редок, он занесён в Красную Книгу.(9 слайд).
Осётр стал редок из – за загрязнения озера, промышленным комбинатом, на котором
изготавливают целлюлозу (бумагу).(10, 11 слайды)
В ХХ веке священному Байкалу выпала участь: стать озероммучеником. Досталось
Байкалу с лихвой от целлюлознобумажных предприятий, от воздушных выбросов густо
насажанной, как морковка на грядке, промышленности Приангарья, от «планов
лесозаготовки» и лесных пожаров, от ядовитой жижи, приносимой Селенгой, от стекающих
с полей химических удобрений, от соседства с БАМом и от человеческого равнодушия.
Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью
прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и
техники является вполне разрешимой задачей. Как хочется быть уверенной, что и через сто
и через двести лет человек, подойдя к Байкалу, замрет, созерцая первозданную красоту его
чистых глубин; и через сто, и через двести лет Сибирь останется Сибирью – краем
обжитым, благоустроенным и заповедным, а не развороченным лунным пейзажем с
остатками закаменевших деревьев. Молодое поколение должно перенять у предков зовет:
святая земля нерушима!
А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала?
Ребята предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты
предупреждения, эскизы мусорных баков и урн в местах отдыха жителей города на берегу
Байкала). Защита своих проектов. Подводится итог. Ребята проблем у озера много, но для того, чтобы люди могли и через столетия
любоваться природой Байкала уже сейчас созданы заповедники, заказники,
национальные парки. 11 января 2017 года – день 100летия заповедной системы в
России
Экологи: Например, в Забайкальском национальном парке существуют 500 видов растений
и животных, более половины из которых встречаются только здесь. В Баргузинском
заповеднике не только охраняют, но и разводят ценнейшего пушного зверькасоболя, под
охраной находятся медведи, олени. Байкал относится к величайшему творению природы.
Байкал – неповторимое чудо планеты, святыня не только для россиян, но и всего
человечества.
Наша группа экологов утверждает:
Чистота, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна. Но полна жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь Ангара удалая.
Свой путь начинает из этого края.
А с нею три сотни речушек и рек,
Все устремили к Байкалу свой бег,
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль. Тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его больше не "целлюлозило”,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море священный Байкал!
Рефлексия. Итак, в течение занятия мы много узнали нового, делали выводы. Перед вами
лежат листочки, на которых есть начало предложений, выберете предложение, которое вам
хотелось бы продолжить. Дополните его в этой карточке. (Зачитать несколько).
А что записали вы в своих путевых заметках? (Несколько заслушать)
Дети:
Окружённый стеной – стражей скал,
В зимний сон погрузился Байкал, Крепко лютыми вьюгами скованный.
Даль кругом, необъятная даль!..
Лёд сверкает, как чистый хрусталь…
Спит Байкал богатырь заколдованный…
На этом мы заканчиваем нашу экспедицию. Всем спасибо!