Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
27.01.2017
Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Цели: - познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с его обитателями; - учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным; - способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата. Задачи: - раскрыть значение озера как уникального природного явление мира; - инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, телепередач, сети Интернет. Планируемые результаты: - находить и показывать озеро Байкал на карте России; - совершенствовать умением рассказывать о его уникальных особенностях; - извлекать из различных источников дополнительную информацию по теме, готовить и обсуждать эти сообщения на уроке.Цели: - познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с его обитателями; - учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным; - способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.
Конспект урока Байкал.docx
МБОУ «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 22» Конспект урока  (окружающий мир 3 класс)  «Байкал – жемчужина Сибири» Составил  учитель начальных классов Груздева Светлана Петровна 2016 – 2017 учебный год Тема: «Байкал – жемчужина Сибири» Цели: ­  познакомить   детей   с   озером   Байкал,   с   необычными   и   загадочными   явлениями   жизни озера,   с   единственной   рекой,   вытекающей   из   озера   Байкал   ­   Ангарой   и   реками, впадающими в Байкал, с его обитателями; ­ учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным; ­   способствовать   совместному   переживанию   успеха,   радости   от   умения   коллективно работать и достигать желаемого результата. Задачи: ­ раскрыть значение озера как уникального природного явление мира; ­ инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, телепередач, сети Интернет. Планируемые результаты: ­ находить и показывать озеро Байкал на карте России; ­ совершенствовать умением рассказывать о его уникальных особенностях; ­ извлекать из различных источников дополнительную информацию по теме, готовить и обсуждать эти сообщения на уроке. Оборудование: ­ географическая карта озера Байкал; ­ аудиозапись шума волн; ­ презентация; ­ атласы у детей на столах; ­ листы чистой бумаги; ­ ручки, карандаши, фломастеры. Этапы выполнения проекта. Учащиеся   делятся   на   три   группы,   каждая   из   которых   работает   с   дополнительной литературой,  другими  источниками.  При  необходимости  обращаются  за консультацией, помощью к учителю, родителям. 1. Географы. 2. Зоологи. 3. Экологи. 1. Организационный момент.                                                       ­ Долгожданный дан звонок,                                                          Начинаем мы урок.           ­ Улыбнёмся друг другу, мысленно пожелаем успехов себе и товарищам. Запасёмся  хорошим настроением и начнём наш урок.              ­  Ребята, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, послушаем стихотворение Михаила Сергеева "А что это такое?” А что это такое? Такое голубое, Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло? Быть может, это небо за сосны зацепилось, По скалам покатилось и на землю стекло?  А что это такое? Такое золотое? Блестящее, как зеркало, слепящее глаза? Быть может, это солнце легло поспать под скалы,  Оно лежит устало, закрыв свои глаза? А что это такое? Все время в не покое, Быть может, это туча застряла среди скал? А это и не туча, А это и не небо, А это и не солнце, А озеро Байкал!              ­  Да, ребята, тема нашего урока «Байкал – жемчужина Сибири».(1 слайд). Как вы  думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Чем заниматься? (Ответы учащихся)              ­ Давайте попробуем сформулировать цели нашего занятия. Чему должны будем  научиться, что узнать, что понять? (Ответы детей.)               ­ Правильно. И все эти цели осуществить нам помогут: географы, зоологи,  экологи. (таблички на столы)               ­ И вот таким дружным отрядом мы отправляемся в путешествие. (Экспедицию.)     ­            ­ А кто знает, что означает слово "экспедиция”? (Ответы детей) Экспедиция ­ это поездка группы лиц (отряда) с каким­нибудь специальным  исследовательским заданием. (2 слайд).               ­ Ребята, а что поможет нам в пути? (Дружба, внимание, активность и другое.). И как все путешественники, будем вести с вами путевые заметки на листках, которые лежат у вас на столах. (Интересные факты, цифры или другую информацию, интересную для вас.)             ­ Отлично. Закроем глаза и представим, что наш корабль плывёт, раскачиваясь на волнах. (3 слайд. Звучит аудиозапись мелодии.)              ­ Для начала обратимся к географической карте и послушаем наших географов. Дети: На   карте   Байкал   имеет   форму   молодого   месяца.   (4   слайд)   Таким   он   виден   из космоса.   Озеро   расположено   в   нашей   стране,   на   территории   Прибайкальского   края   и Бурятской Республики. Байкал ­ самое глубокое озеро в мире. Максимальная его глубина достигает 1637 м. Это колодец планеты с чистой питьевой водой. Ежегодно в нашей стране во второе воскресенье сентября отмечается День озера Байкала.             Если бы на Земле исчезли все источники питьевой воды, и остался только один  Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.               ­  Кто знает, почему Байкал называется так? Дети: Все   народы,   населявшие   берега   Байкала,   ­   буряты,   киргизы,   монголы,   эвенки, русские   ­   по­своему   называли   озеро.   (5   слайд).   Вероятно,   переводили   это   название,   с какого­ то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы – КУРЫКАНЕ. БАЙКАЛ – тюркоязычное слово от БАЙКЮЛЬ, что означает БОГАТОЕ ОЗЕРО.             ­ Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10­20 км. (У карты назвать и показать)           Таким образом, ребята группы географов рассказали нам, где находится Байкал. Физминутка.  К озеру мы все спустились.  Освежились и умылись.  А теперь поплыли дружно.  Делать так руками нужно.  Все как один плывём как дельфин.  Вышли на берег крутой.  И отправились домой. ­ Продолжаем наше путешествие. Посмотрите на наш волшебный экран.  (6 слайд) Кто знает, что это? (7 слайд)                                               Миф о Шаман камне                В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Очень любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на Земле. Старик Байкал берёг дочь пуще своего   сердца.   Однажды,   когда   Байкал   заснул,   бросилась   Ангара   бежать   к   своему возлюбленному – красавцу Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная   буря,   почернело   от   горя   небо,   ветер   выл,   да   бесновалось   озеро   –   богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавицы. Сотни лет течёт Ангара в Енисей, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скала, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали ШАМАН – КАМНЕМ.              ­ Понравилась вам легенда? Значит где находится этот Шаман­камень? А почему это камень находится у истока реки Ангары?  (Ответы детей) Дети:  Ангара ­ река, воды чистые,  Острова по ней все лесистые,  Острова по ней все в смородине,  Нет прекрасней моей Родины.  Над тобой горят зори алые,  Ангара – река ­ дочь Байкалова. ­  Её называют дочерью Байкала потому, что она берет начало в нём. Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.               ­ Посмотрите на карту. Какие крупные реки впадают в Байкал? (Ответы детей с мест и у доски по карте.) Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.               ­  В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна ­ Ангара.              ­ А грозит ли нашим озерам опасность загрязнения? ­ Что скажут экологи? А что можете вы делать, чтобы вода в наших водоемах была всегда чистой? (Не оставлять мусор после отдыха)             ­  Поэтому Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем. И в этом­ то море обитает: И не рыба, и не кит. Рыбу ловит и молчит.             ­ Догадались, кто это? (Нерпа)                      ­ Дадим слово нашим зоологам. А вы внимательно слушайте, и постарайтесь записать слова, которые характеризуют это животное. Дети:            Самым главным жителем озера является нерпа. (8 слайд). Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства – медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду   ластоногих.   А   названа   она   так   потому,   что   передние   конечности   у   неё трансформировались   в   ласты,   которые   служат   ей   для   передвижения.   Хвост   у   нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок – белёк. Белёк длиной – 60­80 см и массой 3­3,5 кг. Детёныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой может находиться 20­25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды, раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.              Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение – рыбу. Они умеют танцевать брэйк, поют, смешно и с шумом дуют в усы.                          В   Байкале   очень   много   рыбы.   В   настоящее   время   в   озере  обитает     52 вида рыб нескольких семейств, 27 из ­ которых  эндемики  – нигде больше, кроме Байкала не встречаются. Наиболее известны среди них омуль, хариус, сиг. Осётр стал очень редок, он занесён в Красную Книгу.(9 слайд).             Осётр стал редок из – за загрязнения озера, промышленным комбинатом, на котором изготавливают целлюлозу (бумагу).(10, 11 слайды)           В ХХ веке священному Байкалу выпала участь: стать озером­мучеником. Досталось Байкалу с лихвой от целлюлозно­бумажных предприятий, от воздушных выбросов густо насажанной,   как   морковка   на   грядке,   промышленности   Приангарья,   от   «планов лесозаготовки» и лесных пожаров, от ядовитой жижи, приносимой Селенгой, от стекающих с полей химических удобрений, от соседства с БАМом и от человеческого равнодушия. Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей. Как хочется быть уверенной, что и через сто и через двести лет человек, подойдя к Байкалу, замрет, созерцая первозданную красоту его чистых   глубин;   и   через   сто,   и   через   двести   лет   Сибирь   останется   Сибирью   –   краем обжитым,   благоустроенным   и   заповедным,   а   не   развороченным   лунным   пейзажем   с остатками закаменевших деревьев. Молодое поколение должно перенять у предков зовет: святая земля нерушима!         ­А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала? Ребята предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты ­  предупреждения, эскизы мусорных баков и урн в местах отдыха жителей города на берегу  Байкала). Защита своих проектов. Подводится итог. ­  Ребята проблем у озера много, но для того, чтобы люди могли и через столетия  любоваться природой Байкала уже сейчас созданы заповедники, заказники, национальные парки. 11 января 2017 года – день 100­летия заповедной системы в России Экологи: Например, в Забайкальском национальном парке существуют 500 видов растений и   животных,   более   половины   из   которых   встречаются   только   здесь.   В   Баргузинском заповеднике не только охраняют, но и разводят ценнейшего пушного зверька­соболя, под охраной находятся медведи, олени. Байкал относится к величайшему творению природы. Байкал   –   неповторимое   чудо   планеты,   святыня   не   только   для   россиян,   но   и   всего человечества.                   ­  Наша группа экологов утверждает:  Чистота, уникальна, прозрачна вода.  Безмолвна. Но полна жизни тайга.  Шумит и волнуется бешеный вал  Таким мне запомнился древний Байкал.  Красавица дочь Ангара удалая.  Свой путь начинает из этого края.  А с нею три сотни речушек и рек,  Все устремили к Байкалу свой бег,  С тревогой смотрю я в завтрашний день:  Будут ли жить там омуль. Тюлень?  Как сохранить заповедное озеро,  Чтоб его больше не "целлюлозило”,  Чтоб достоянием народа стал  Славное море ­ священный Байкал! Рефлексия. Итак, в течение занятия мы много узнали нового, делали выводы. Перед вами лежат листочки, на которых есть начало предложений, выберете предложение, которое вам хотелось бы продолжить. Дополните его в этой карточке. (Зачитать несколько).                   ­  А что записали вы в своих путевых заметках? (Несколько заслушать) Дети:  Окружённый стеной – стражей скал,  В зимний сон погрузился Байкал,  Крепко лютыми вьюгами скованный.  Даль кругом, необъятная даль!..  Лёд сверкает, как чистый хрусталь…  Спит Байкал ­ богатырь заколдованный…     ­  На этом мы заканчиваем нашу экспедицию. Всем спасибо!

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Байкал - жемчужина Сибири" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017