Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
10.04.2018
Урок открытия новых знаний, построен на деятельностной основе с использованием технологии развития критического мышления. Главная цель урока формирование целостной картины на экосистему "болото" и осознание место человека в ней, воспитание человека-гражданина. Объяснение темы урока осуществляется в процессе беседы с учениками с опорой на предыдущие знания.
конспект урока Экосистема болота.docx
Экосистема болота.
3й класс
Цель: формирование целостной картины на экосистему «болото» и осознание места человека в ней; воспитание человекагражданина.
Задачи:
выявить знания о природных сообществах;
расширить и систематизировать знания о болоте, как экосистеме;
развивать умение наблюдать за жизнью болота, устанавливать причинно – следственные связи;
обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
развивать умение находить информацию в тексте (познавательные УУД)
воспитание экологической, информационной культуры.
Предметные результаты.
Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и
животных, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других
людей в природе, оформлять свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.
Метапредметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться: формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать
правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать
в группе, умение слушать партнера.
Личностные УУД:
формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих
людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.
Регулятивные УУД:
действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
Познавательные УУД:
находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно
выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в
группе; учитывать другое мнение.
Характеристика деятельности обучающихся:
ставить учебную задачу урока;
извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о природном сообществе и обсуждать полученные сведения;
характеризовать влияние человека на природные сообщества;
анализировать влияние современного человека на природу
Оборудование: учебник “Окружающий мир А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. "Обитатели
Земли» , компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись, гербарии, атлас, физическая карта России.
.
Этапы урока
Деятельность учителя
Актуализация знаний На доске опорные слова:
Прочитайте
Единство живой и неживой природы
разных профессий
способно совместными усилиями
сообщество живых организмов
поддерживать круговорот веществ
Для определения какого понятия эти слова являются опорными?
Назовите составные части экосистемы
Постановка учебной
проблемы.
С какой экосистемой уже знакомы?
Задание на проверку домашнего задания
(взаимопроверка и взаимооценка)
Задание «Данетка»:
1.Озера располагаются в углублениях суши.
2.Растения озера: кувшинка, рогоз, водоросли
3.Обитатели озера: кит, крот, майский жук.
4. Озеро это природное сообщество, потому что это единство живой
и неживой природы, которое складываются в определённых условиях
окружающей среды.
5. Насекомое, питающееся лосями: комар
6.Хвостатая озерная хищница: ящерица
Деятельность учащихся
Читают, располагают слова в правильном
порядке.
Для определения понятия “Экосистема”, так
как экосистема это единство живой и неживой
природы, в котором сообщество живых
организмов разных “профессий” способно
совместными усилиями поддержать круговорот
веществ.
воздух потребители
вода производители
почва разрушители
горные породы
•
•
•
•
Знакомы с экосистемой озера.
1. да
2. да
3. нет
4. да
5. да
6. нет 7.Мелкие организмы, плавающие в толще воды: кувшинки
8. Обитающий на дне «мусорщик» с клешнями: циклоп
9. На схеме озера организмы связаны зелеными стрелками, они
обозначают: цепи питания, передачу органического вещества
10. Коричневая стрелка обозначает: цепи питания, передачу
органического вещества.
Восстановите круговорот веществ в озере? Работа в парах.
Но для успешного выполнения работы объясните, что в этом
круговороте обозначают разноцветные стрелки?
Карточка в приложении 1
На доске дублируется задание, только вместо слов фото.
7. нет
8. да
9. да
10. нет
Зеленая стрелка – передача органических
веществ.
Коричневая – передача минеральных веществ.
Восстановите круговорот веществ в экосистеме “Озеро”.
В парах восстанавливают круговорот веществ и
встречаются с проблемой.
Слова для справок: рак, уклейка, дафния, водоросли, щука,
сфагнум.
Какая возникла проблема?
Есть предположения?
Действительно это так, а вот из какой экосистемы, вы узнаете,
прослушав аудиозапись.
Включается аудиозапись со звуками болота (Приложение )
Сформулируйте тему урока
– Что вы представили, когда я сказала «болото»? Приём
«Ассоциативный ряд»
3.Формулирование
темы урока и
постановка задач
Не знаем куда отнести слово сфагнум, так как
не знаем что это?
Думаем, что это “пришелец” из другой
экосистемы, потому что при изучении озера мы
не слышали о нем.
Слушают звуки.
Тема нашего урока: Экосистема болота урока.
Совместное открытие
знаний.
– Почему я поставила знак ВОПРОСА? –
Задача нашего урока: Выяснить, будет ли болото экосистемой?
Озвучьте основные вопросы, ответы на которых вы бы хотели
услышать сегодня, опираясь на вопросительные слова:
Что?
Где?
Как?
Какие?
Зачем?
А также узнаем что такое СФАГНУМ!
На какой вопрос ответим в первую очередь?
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги.
Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент с изображением болот.
(Приложение)
Ответьте, болото – это водоем или участки суши?
Интересно, мнения разделились. Внесем уточнения. Давайте на
болото посмотрим с другой стороны, поможет нам в этом
Составляют вопросы.
Что такое болото?
Где находятся болота?
Как болота образуются?
Какие животные и растения живут на болотах?
Зачем нужны болота?
Что такое болото и где оно находится?
Смотрят
Разные мнения. Много воды – это наверное
водоем.
Мне кажется, что это участки суши, потому
что там растут деревья географическая карта.
Кто знает, как найти болото на карте?
Смотрим и что мы видим?
Что это может означать?
Сможете сейчас дать определение слову “Болото”? Где можно
уточнить?
1 пара поработайте со словарями, найдите точное определение.
Обратите внимание, где самое большое скопление болот?
А почему на равнине и на севере? Ваши предположения?
Итак, кто сможет сам сформулировать определение этой
экосистеме?
Спасибо, сравним с точными определениями, слова нашим
искателям.
Итак, на какие вопросы мы нашли ответы?
Ставим 2 плюса.
Мы на пол пути.
Есть условный знак – пунктирные линии.
болото изображено на зеленом фоне.
что это участки суши.
Пока нет, можно уточнить в толковом словаре
или в словаре учебника.
Ребята берут словари и ищут определения.
В ЗападноСибирской равнине и на севере их
много
На равнине, потому что вода стоит. А на
севере там вечная мерзлота вода не
просачивается в землю и застаивается.
Предположения ребят болото – это участки
суши, заполненные водой.
Зачитывают из словаря –
Болото это участки суши, на которых
скапливается или застаивается вода.
На вопросы ЧТО? И ГДЕ?
Следующий вопрос?
Сейчас немного подвигаемся (физминутка), работа в четверках.
Соотнесите изображение с текстом и расположите их в правильном
порядке. Приготовьте ответ на этот вопрос.
(Приложение 2)
Как образуются болота?
Ребята двигаются по классу, находят свои
четверки по цвету жетонов, которые в начале
урока им были выданы.
Соотносят этапы образования болота. Отвечаем у доски. На доске увеличенные изображения этапов
образования болот.
Желающая группа.
Остальные группы, вы согласны с таким мнением?
Проверим по видео.
Включается видео с объяснением.
Ваш вывод?
Почему система озера незамкнута, кто не справляется с работой?
(материал прошлого урока)
И мы ответили на 3 вопрос урока!
Практическая работа Следующий вопрос?
Наша группа считает, что 1 этап образования
болота Озеро. Остатки отмерзших растений и
микроорганизмов откладываются на дно озера.
Накапливается ил. И подходит сюда рисунок
№3.
2 этап образования болота – Растения
покрывают берега и дно, а также поверхность
озера. Подходит рисунок №1
3 этап Корнями растения прочно сплетают
друг друга, образуя сплошной плавучий ковер –
сплавину. Сплавина смыкается. Иллюстрация
№2
!!!
так как экосистема озера незамкнута.
Оказывается болото образуется из озера,
Не справляются “Разрушители”, поэтому
накапливаются останки животных и растений.
Как?
Какие животные и растения живут на
болотах? Мягок,
а не пух,
зелен,
а не трава?
1. Знакомьтесь – первый представитель – это мох Сфагнум. А
чем он интересен, вы скажете сами. Я перед вами ставлю 2 сосуда – в
одном мох в воде, а в другом сфагнум сухой. Сравните и сделайте
вывод.
Для сравнения потрогайте лесной мох и мох с болота. Что вы
чувствуете?
Рассмотрите внимательно, отщипните.
Еще одна особенность мха сфагнума названа в стихотворении
В.Рождественского. Послушайте его.
Мох
Меж клюквы и морошки
Среди лесных болот
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь – растет.
Он снизу – беловатый,
Повыше – зеленей,
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
На кустиках поляны,
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Что эта за особенность?
Вывод? Как мох приспособился к жизни в болоте?
Мох который в воде больше по объему, он
воду впитал в себя и увеличился в объеме.
Лесной мох – сухой и твердый. А мох с
болота мягкий и нежный.
Он лечебный, убивает микроорганизмы, в годы
Великой Отечественной войны его использовали
как вату, сушили, он впитывал кровь. В нем есть
лечебные свойства.
Он впитывает в себя воду всей поверхностью.
У него корней даже нет.
2. Представляю вашему вниманию второй экспонат. Это рогоз.
Пух. Рогоз или камыш? Его путают часто с камышом. Посмотрите на картинке, запомните –
это рогоз, а это камыш.
Рассмотрите пух рогоза, потрогайте, отщипните. Что в нем
интересного?
Почему природа такое приспособление придумала для рогоза?
Рогоз размножается с помощью семян,
которые прикреплены к пуху, ветер пушинки
сдувает и он летит во все стороны и
закрепляется на почве.
Так как кругом вода, а семечко должно найти
почву, чтобы прорасти. Так это растение
приспособилось к жизни в болотах.
.
3. А это что? видеофрагмент
Ряска
Вывод?
Сделайте один большой вывод, как растения приспособились к
условиям болот?
Проектная
деятельность.
Теперь рассмотрим животный мир болота. (потребители)
Озвучка фильма
.Каждому из вас я раздам карточку с интересными фактами о
животном болота + фото этого животного, чтобы вы знали как оно
выглядит. Ваша задача из всей статьи выделить самый интересный
факт об этом животном. После прочтения, я включу презентацию с
животными, а вы озвучите картинки, как только появляется ваше
животное, вы встаете, называете его и проговариваете интересный
факт о нем. Таким образом, мы узнаем много нового и интересного.
Итак, включаю презентацию, озвучиваем кадры, чтобы получился
интересный фильм о животных болот. (Приложение 3)
Хорошо, ваши интересные факты мы запишем в презентацию, и у нас
У ряски есть волосок это корешок. Она пьет
воду с минеральными веществами через него и
ей почва не нужна. Поэтому она плавает.
Поразному, одни растения имеют семена с
пухом, чтобы разлетались и зацепились за
почву, другие впитывают воду с мин.
веществами всем своим телом или корешком и
для этого им не нужна почва.
Ребята читают интересные факты о своем
животном и выделяют главную мысль.
Озвучка фильма
Длинные ноги, длинный клюв, питание к следующему уроку получится познавательный фильм о животных
болота.
А теперь обобщите и скажите, а как же животные приспособились к
жизни на болотах?
Теперь давайте составим такой же круговорот веществ в болоте (на
доске)
В чем затруднение?
Найдите информацию об разрушителях в учебнике.
Что узнали?
Что это значит? Какие будут последствия для болота?
Можете предположить во что?
Узнаем об этом на следующем уроке.
Посмотрите на торф через лупу. Какой он?
Торф – это полезное ископаемое, он прекрасно горит.
Ктонибудь может ответить на последний вопрос нашего урока.
Чем важны болота для человека?
насекомые, ягоды, окраска.
Вставляют в круговорот животных и растения
Варианты: Клюквакуропатка, лунь. Комар
лягушкавыпь
Есть “кормильцы” это растения, есть
“потребители” это животные,
но нет
“разрушителей”,
которые бы разрушали
мертвые останки.
Поиск информации.
Мы узнали, что разрушителям трудно живется
в болотной почве. Там нет кислорода, сфагнум
убивает микроорганизмы, останки
скапливаются и превращаются в торф.
Это значит, что экосистема болота незамкнута
и оно превратится во чтото другое.
предполагают.
Он коричневый, видны остатки растений.
Для добычи торфа, для сбора лекарственных
трав, полезных ягод, источник чистой воды,
климат мягче.
5. Итог урока.
Ребята, какие вопросы мы задали в начале урока, на все из них мы
ответили?
6. Рефлексия.
1. Составление СИНКВЕЙНА «Болото» по группам
Пример: 1. Болото
2. Гиблое, топкое, торфяное
3. Пугает, охранять, не осушать
4. Охранять, не осушать
5. Сообщество
2. Прием «Сжатие информации»
– Попробуйте в 1 предложении сказать, о чем мы говорили на уроке.
(Болото – это экосистема, в которой круговорот не замкнут.)
– Какие главные выводы вы можете сделать? (Болото – это природное
богатство, которое нужно охранять)
Подготовить устный рассказ о природном сообществе.
Придумать экологические знаки.
Творческое: подготовить сообщение о жителе или растении болота
Домашнее задание
1. Вахрушев А. А., Родыгина О. А. Окружающий мир. (“Обитатели Земли”). 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс,
2014.
2. Ю. Г. Илларионова “Учите детей отгадывать загадки”, М. , “Просвещение” 1997 г.
3. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Деревья и кустарники. М. “Мир книги” 2004 г.
4. В. В. Петров “Из жизни зелёного мира” М. “Просвещение” 1982 г
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема болота"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.