Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок ставит своей целью сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах; рассмотреть примеры использования человеко воздуха. Конспект содержит описание метапредметных и личностных умений и навыков, формируемых на каждом этапе работы. Урок построен по технологии деятельностного метода обучения, включает в себя частично-поисковые и практические методы (опыты).Конспект урока
Иконка файла материала Как человек использует воздух 4 кл.docx
Урок окружающего мира. 4 класс.     26.11.2014                              Учитель: Макарова Е.В.   МОАУ СОШ №16.              Тема: Как человек использует свойства воздуха.  Тип урока: Открытие нового знания.   Цели и задачи: Образовательные:  ­ сформировать понятие о воздухе: его составе и  свойствах; ­ рассмотреть примеры использования человеко воздуха. .Метапредметные:  ­ развивать умение наблюдать, проводить опыты,   наблюдать за ходом и результатами опыта;     выводы  и умозаключения;  ­ развивать интерес к предмету; ­ создавать условия для высказывания аргументированного мнения;  ­ развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;  обобщать полученную информацию в виде кластера;  ­ воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления. Личностные: ­  формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах,  в группах; ­  воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы. ­  воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь Ведущий вид деятельности: продуктивный   Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные,  практические (опыты) Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.  Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно­поисковой  работой.   Педагогические технологии:   ­ деятельностный метд обучения;   ­ объяснительно – иллюстративного обучения;   ­ педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);   ­ИКТ ­ технология (презентация). Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.»   А.А.Вахрушев Оьорудование: 1. Презентация к уроку2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.                                                                 Ход урока1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.          (5 минуты)     Проверка домашнего задания. Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.  Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам  смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!    Личностные: осознанное  отношение  к учению ­ Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется  человеком и до сих пор не закончилось? (вода) ­Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально): ­ Как называется водная  оболочка земли? ­ Какую роль играет вода в жизни живых организмов? ­ Назовите основные свойства воды. ­ Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек? ­ Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная  в воздухе? ­ Где человек использует выталкивающее свойство воды? ­ Какое свойство воды используется при стирке ? ­ Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв? ­ Какое свойство воды используется в паровом  двигателе? ­ Назовите три состояния воды. Приведите примеры их  в природе. Индивидуально на карточках: Соедините с помощью стрелок  свойства воды и способы их использования. Текучесть                                                  Паровой двигатель Обладает выталкивающей силой           Подслащивание пищи Свойство сообщающихся сосудов         Водяное колесо, турбина электростанции Расширяется при нагревании                  Изобретение кораблей Растворитель                                            Водопровод   2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.           Построение проекта выхода из затруднения                                     (3 минуты)        ­ Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не  закончилось? (воздух) ­ Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего  урока. Познавательные: ­ сравнение ­ синтез ­ структуриро ­вание знаний ­ выдвижение  гипотез Тема:   Как человек использует  воздух  и  свойства воздуха. ­ Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить.  Можете ли сразу дать полный развернутый ответ? ­  Каковы будут цели урока?Цели урока: 1) Узнать (повторить),  что такое воздух, его использование.                         2) Узнать (повторить) свойства воздуха  и их применение человеком.   ­  Какой предложите план работы над темой?          1) Вспоминаем то, что знаем       2) Опыты, наблюдения – сводная таблица       3) Выводы 3. Реализация проекта выхода из затруднения                                           (7 минут) ­ Вспоминаем то, что знаем: ­ Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера) ­ Что такое воздух?  (смесь газов) ­ Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему? ­ Как используют воздух животные и растения?  (все живые организмы дышат, используя  кислород воздуха) ­ Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе  в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород) ­ Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок) ­ Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения;  благодаря озоновому слою, защищает от губительных  ультрафиолетовых лучей).    ­ Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)   ­ Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место?  Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы,  представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет).  Предположите, как  их можно использовать при доказательстве. Познават­е: ­ постановка проблемы ­ выдвижение гипотез Регулятивные: ­целеполагание ­ планирование ­ знаково­ символическое моделирование Познавательные: ­ структуриро­ вание знаний ­ выдвижение  гипотез Опыт 1. Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение) ­ Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые  есть на парте у каждого? (помахать тетрадью)   ­ почувствовали ­   При движении, воздух – осязаем.       Опыт 2. Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.  ­ Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол) ­ Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана,  поднялся над поверхностью воды) Познавательные: ­ структуриро­ вание знаний   Опыт 3.  Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух. ­ Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постояннойформы и стремиться заполнить весь доступный ему объем. ­ Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер?   (ветер – это перемещение воздуха) ­ Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?          (ветер надувает паруса ­ уже 2­3 тысячи лет назад египтяне плавали по  Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы,  ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)                                                                                                                  ­ таблица Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра  человеком. ­Кто помнит: как возникает ветер?  (ветер перемещается из менее теплых областей в  более теплые.    ­ Вспомните свои наблюдения  как вы когда­нибудь сидели  у костра. Что делает  теплый воздух от костра с легкими частицами  пепла? (поднимает их вверх) ­ Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из  менее нагретого участка  к более нагретому. ­ Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки,  почему?  (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения) ­ Мы поговорили о поведении теплого и холодного  воздуха. А с каким свойством  воздуха это связано, что происходит с   воздухом при нагревании и охлаждении?                                   ( при нагревании ­ расширяется, при охлаждении ­ сжимается) Опыт 2. Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и  зафиксировала его дома  по   причине ограниченности времени на уроке.           На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик.  Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время,  причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик.   Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик  начал  сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух   сжимается. Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх.  При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица  ­ Кто догадается, как еще люди научились использовать  свойство теплого воздуха  подниматься вверх?   (воздушные шары)     ­ таблица ­ Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные  шарики, наполненные водородом улетают в небо.  какая сила заставляет более легкие,  чем воздух предметы, подниматься вверх?(выталкивающая сила ) – таблица  ­ Началом эры воздухоплавания можно считать  1783 год, когда братья Монгольфье  поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный  недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века  изобретатели сконструировали  летательные аппараты, которые могли  передвигаться с  помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли,  заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль,  построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину  – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов Опыт 3. Регулятивные: ­ контроль ­ оценка ­ коррекция ­ волевая саморегуляция Бросить листик бумаги в воду. ­ Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?                                (воздух – менее плотное вещество, малая  плотность) – таблица ­ Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли  опереться на воздух, при каких условиях?                     (увеличить площадь опоры, уменьшить вес,  развить большую скорость) ­ Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость  передвижения в воздухе становится менее ограничена. ­ Как, по­вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)  ­ Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же  время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня.  Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году.  Люди научились  использовать само воздушное пространство.   ­ Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты? ­ Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть  связана с темой урока?                 (воздух плохо проводит тепло­ низкая теплопроводность) – таблица  ­ Какое утверждение, по­вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда  нагревается от тела?  ­ Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери  поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную  кофточку. Шерстяные  вещи, пуховики,  шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную  прослойку. которая не дает телу терять тепло.                Таблица – шерстяные вещи. ­ Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить  тепло в домах)                                       ­ таблица ­ Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и  провести для этого такой опыт: Опыт 4.     (проводит ребенок у доски) Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав  пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух.  Сделайте вывод. (Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить  первоначальный объем.) ­ Такое свойство называется – упругость – таблица. Коммуника­ тивные: ­ выражать  свои мысли в партнерстве ­ Где   можно использовать упругость накачанного воздуха?                                 ( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи)     ­ таблица  ­ Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха   у нас  получилась. К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства  воздуха, но и газы, входящие в его состав.  ­ Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и  углекислого газа входят в состав воздуха. Регулятивные: ­ волевая саморегуляция ­ самооценка Познавательные: ­ рефлексия познавательного  процесса Работа в группах. Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха.  Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь,  объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о  готовности. ­ Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?                       Азот – азотные удобрения                       Кислород – используют для сварки                       Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку                       Водородом  наполняют воздушные шарики Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?  (силу ветра, свойства и состав воздуха) 5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.                                                                                                                         (2 минуты)      Регулятивные: ­ волевая Саморегуляция ­ контроль, ­ самооценка­ Чтобы проверить как вы усвоили материал,  предлагаю ответить на мои вопросы,  сыграв в игру «Что бы было на Земле, если  бы воздух … не был упругим? ­ если бы воздух не перемещался, не было бы ветра? ­ если бы воздухе не было углекислого газа? ­ если бы воздух был более плотным, чем есть? ­ если бы в воздухе не было кислород? ­ Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета?  Парашюта? ­ Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру  нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие  температуру тела и печи) Познавательные: ­ рефлексия познавательного  процесса Работа в тетради (при наличии времени) ­ Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения: ­ Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –        парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары  ­ Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.                                      (3 минуты) Работа в тетради. Стр. 34. № 2 ­ Напишите какие свойства воздуха используют Вертолет Двойное остекление Растение Ракета Надувной матрац Костёр плотность низкая теплопроводность наличие в воздухе углекислого газа плотность упругость наличие в воздухе кислорода Проверьте свою работу по эталону. У кого получилось без ошибок? У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия?   (внимательно прочитать,  разобраться с  материалом учебника дома) 7. Рефлексия учебной деятельности.                                                           (3 минуты)        Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Какова была цель сегодняшнего урока?  (Узнать, как человек использует воздух)    Достигли ли цели? Докажите: ­ Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство,силу ветра,  составные части воздуха) ­ Какие свойства воздуха запомнили?   ­ Кто доволен уроком и собой на уроке? ­ У кого мои вопросы еще вызывали затруднения?  ­ внимательно поработать дома ­ Кто очень доволен и уроком и собой? Спасибо за урок. Спасибо за внимание.   Или блиц­опрос: ­ Что такое воздух? ­ Какие газы входят в состав воздуха ­ Имеет ли воздух определенную форму и объем ­ Как называется воздушная оболочка земли ­ Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям ­ Что делает воздух при нагревании ­ Почему не падают самолеты. Вертолеты ­ Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах ­ Какой газ используют при производстве газировки ­ Сколько человек может прожить без воздуха ­ Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться Опыт 6. Воздух имеет вес, массу. Возьму 2 одинаковых шарика.  Один из шариков – надут  воздухом, другой – нет. Оба  шарика привязаны  к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на  край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со  столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что   произошло?  (надутый шарик с воздухом перевесил) ­ Следовательно?...(воздух имеет вес, массу) ­ Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю. ­ Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления).  Область  высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными  массами, а низкое – с теплыми.