Конспект урока по окружающему миру "Кого мы можем назвать патриотом?"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
31.08.2017
В последнее время много пишут и говорят о введении ФГОС в начальной и средней школе. В связи с этим от учителей требуется ежедневная и кропотливая работа по подготовке к обучению учащихся по новым ФГОС. Учителя изучают справочные материалы в интернете , в дополнительной специализированной литературе, составляя собственные тесты для подготовки учащихся, затрачивая при этом большое количество времени.
пр.doc
1.Организационный момент
Назовите праздники, которые вы любите отмечать.
Патриоты России
Вы называете замечательные праздники, которые мы любим весело и
ярко праздновать. Но, к сожалению, среди этих дат вы не назвали даты,
касающиеся истории страны, связанные с какимито событиями в развитии
государства.
Например, вы назвали «День рождения», а ведь у нашего государства
тоже есть свой день рождения. День независимости Современной России.
Кто знает эту дату?
(На доске вывешивается число 1991)
Давайте ещё вспомним даты из истории становления государства, о чём
говорили на предыдущих уроках.
В каком году впервые было упомянуто о столице нашей родины
г. Москве? (1147)
В каком году была Куликовская битва? (1380)
В каком году состоялось Ледовое побоище? (1242)
В каком году Россия освободилась от нашествия татаро
монгольского ига? (1480)
В каком году было положено начало династии Романовых?
(1613)
Год рождения книгопечатания (1445)
2. Анализ слова «Патриот»
Расположите числа в порядке возрастания, переверните карточки.
Получилось слово «ПАТРИОТ»
Кто такой «ПАТРИОТ»? Как вы понимаете значение этого слова?
Во многих словарях это слово трактуют поразному. В словаре Сергея
Ивановича Ожегова так дано определение этому понятию:
Патриот
1. Человек, проникнутый патриотизмом
2. Человек, преданный интересам какогонибудь дела, глубоко
привязанный к чемунибудь
Патриотизм
Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу
3. Пословицы и поговорки
Где кто родится, там и пригодится. (Семейные корни род не
закончится. Выучится –получит работу – будет хорошо работать –
процветает государство)
Родина – мать, умей за неё постоять. (Не только мужчины защитники
государства, но и женщины в войну работали в тылу. Терешкова в Космос
летала. Престиж страны) 4. Определение темы урока
5. Определение и сообщение
о Великих людях России
6. Рассказ ученика о жизни
Петра I
На чужой стороне родина милей вдвойне. (Научишься любить родину –
на чужой стороне поймёшь, что она тебе дорога)
Во все времена были люди, преданные своему отечеству. Развивающие
российскую науку и образование, отстаивающие интересы своего
государства. Их мы можем назвать ПАТРИОТАМИ РОССИИ. Давайте
определим тему нашего урока сегодня.
Тема урока: «Патриоты России»
Посмотрите на портреты этих людей. Знакомы ли вам эти личности?
Слышали ли вы чтолибо о них?
Перед вами Великие люди России.
Пётр I
Михаил Васильевич Ломоносов
Александр Васильевич Суворов
Они очень многое сделали для развития и процветания Российского
государства.
Я попросила ребят подготовить сообщения о жизни этих людей.
Пётр I
Пётр первый провозглашён был в 10 лет, но самостоятельно управлять
государством стал позже. Пётр был любознательным, одарённым и деятельным
мальчиком. Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи». Из своих
сверстников царь образовывал «потешные» полки. Окрестная детвора была одета в
настоящую военную форму. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат
артиллерийской науке. Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую
подготовку с освоением оружия и приёмов боя.
Сколько себя помнил царь Пётр – его всегда интересовали корабли. Пётр не
походил ни на одного из европейских государей своего времени. Во время путешествия
Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы
самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это
было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.
Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Всю жизнь он учился.
Хорошо знал математику, навигацию. Географию, военное дело, иностранные языки. Пётр
освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.
Но у царя был крутой нрав, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко
бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться. 7. Рассказ ученика о жизни
Михаила Ломоносова
8. Рассказ ученика о жизни
Александра Суворова
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в семье крестьянина, в
Архангельской области. Отец его был рыбаком и готовил своего сына к тому же
промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как–то выучился грамоте и, будучи
от природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал
всё, что было под рукой: церковные книги, славянская грамматика и арифметика.
Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а отец женился вторично.
Мачеха невзлюбила Михаила, укоряла за то, что много читает, а не помогает отцу ловить
рыбу.
Мечтая о науках, Ломоносов принял решение покинуть дом и отправиться в
Москву. Путь до Москвы Ломоносов прошёл с рыбным обозом своих земляков. В ту пору
ему было 19 лет. Он поступил в школу при монастыре, которую окончил за пять лет,
выучился латинскому и греческому языкам. Нелегко Михаилу было на первых порах. По
возрасту он был гораздо старше других учеников, которые потешались над ним и
высмеивали его. Не хватало и денег на жизнь.
В 1735 году его, как одного из лучших учеников, отправили на учёбу в
Петербург. Затем в Германию. По возвращении на Родину началась его работа в
Петербургской академии наук.
Александр Васильевич Суворов
Александр Васильевич Суворов родился в 1730 году в семье офицера гвардии.
Мальчик был маленького роста, худым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об
одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся
вынести все тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но
в слабом теле мальчика жил могучий дух. Саша начал закаляться, каждое утро обливаясь
колодезной водой, и в любую погоду скакал по окрестным полям верхом на лошади,
бегал, прыгал, плавал. Приучал себя к холоду, к простой одежде и пище. Александр
очень любил читать книги по истории, о войнах, о полководцах.
В 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он
прослужил простым солдатом, с увлечением постигая солдатскую науку: учился
стрелять, действовать штыком, саблей. Но никогда не забывал о книгах. Суворов был
одним из самых образованных военных деятелей 18 века. Он знал математику,
философию, историю, владел восемью языками. Суворов изнутри знал солдатскую
службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это
любовью и уважением. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее
воинское звание в русской армии. 9. Дела Великих людей
(Работа в группах)
В конце 17 начале 18 веков страна переживала трудный момент своей
истории: она очень сильно отстала от стран Европы в своём развитии. В
России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и
обучена, военного флота вовсе не было. Между приближёнными царя –
боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть, крестьяне
поднимались на восстания…
возрождением.
России просто необходимы были люди, которые занялись бы её
Так что же сделали эти люди во благо России. Почему мы их по праву
можем назвать Патриотами России?
Вам самим придётся ответить на этот вопрос. Разделимся на три группы.
Прочитайте тексты. Выделите основные дела, которые совершили эти
люди.
Работа в группах
Что Пётр I сделал для России?
При Петре I Россия сделала большой шаг вперёд.
Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи
русской старины. Много нового появилось в России при Петре I.Мы празднуем Новый
год 1 января – это он ввёл новый календарь. Пётр выпустил первую печатную газету,
открыл первый музей и первую публичную библиотеку.
Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того
времени. Возникли школы, училища и Академия наук.
Был создан могучий военный флот. Во главе армии стали образованные генерал
и офицеры. Победой окончилась война со Швецией: Россия вернула себе побережье
Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно
торговать с другими государствами. На отвоёванном побережье была построена новая
столица – СанктПетербург.
Что Михаил Васильевич Ломоносов сделал для России?
Годы упорного труда на пути к знаниям – и Ломоносов становится крупнейшим
учёным.
В самых различных областях раскрылся талант Ломоносова. Он прославился как
физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
Ломоносов сконструировал и построил телескоп для наблюдения звёзд и
планет. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью изобретённых им приборов.
Учёный организовал при Академии первую в России Химическую лабораторию.
Недалеко от СанктПетербурга под его руководством построили фабрику цветного
стекла.
Ломоносов много сделал для развития образования в России. Он написал первую
русскую грамматику, учебник русской истории. В Москве он основал первый в России
университет, который сейчас носит его имя.
Что Александр Васильевич Суворов сделал для России?
Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец. Вся его жизнь
прошла в боях и походах. Подсчитано, что он дал более 60 сражений и боёв и все их
выиграл.
Большое внимание Александр Суворов уделял обучению солдат. Он одним из
первых начал учить солдат читать, писать и считать. Учил тому, что нужно на войне:
быстроте и неутомимости в походе (быстроте), меткой стрельбе (меткости),
неудержимой штыковой атаке (натиску). Суворов написал знаменитое произведение
«Наука побеждать», обобщающее многолетний опыт обучения и воспитания.
В солдатах он воспитывал патриотизм, человеческое достоинство, уверенность
в своих силах, храбрость, находчивость.
Суворов умел понимать и уважать своих подчинённых – офицеров и солдат. Он
заботился о пище и одежде солдат, об их здоровье. В походе, в военном лагере, в бою
Суворов был всегда с ними. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Ответственные у доски вывешивают ответы, отвечают
I Ломоносов Суворов
Пётр
Новые заводы химическая лаборатория забота о солдатах
Школы, училища фабрика цветного стекла «Наука побеждать»
Академии наук университет 60 сражений
Первая газета грамматика русского языка тактика ведения боя
Военный флот учебник истории патриотизм
Выход к морю телескоп
СанктПетербург атмосфера Венеры
Календарь физик, химик, геолог
Музей поэт, художник, астроном
Библиотека географ, историк
Выводы учителя:
Пётр I был предан России. Едва ли не самой яркой чертой его характера
было трудолюбие. Благодаря деятельности Петра Россия превратилась в
Великую державу. В 1721 году он был провозглашён Императором. А
Россию провозгласили Империей.
А. С. Пушкин говорил о Ломоносове: «Он создал первый русский
университет… Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Всю свою жизнь отдал Суворов служению России. На солдат имел
огромное влияние: они безгранично доверяли ему и готовы были идти с
ним в огонь и воду.
10. Презентация Романовой
Екатерины
Слово Патриот является словом мужского рода. И мы сейчас с вами
говорили о патриотах – мужчинах.
Но история знает немало примеров, когда великими патриотами своего
отечества становились женщины. И это, наверное, правильно. Женщина
мать и Родина – мать. Она не только, как патриот, но и как мать
оберегала своё Отечество.
Очень приятно, что в нашем классе есть тёзка ещё одного патриота
России – Екатерина Романова. Она приготовила презентацию. В которой
рассказала о этой Великой женщине.
Презентация 11. Выводы
Ребята, вы сейчас сами услышали, сколько потрудились люди, чтобы
сделать нашу родину Великой и Славной страной. Все они всю свою жизнь
проводили в заботах о своём народе и о своей земле. Учёные, писатели,
художники, полководцы – все работали для славы Родины.
Были времена, когда сам народ, не жалея своей жизни, отстаивал от
врагов свою страну.
Как вы считаете, а есть ли ПАТРИОТЫ среди нас, в классе, где мы
сейчас находимся?
Почему вас тоже можно назвать патриотами? (Вспомните вторую часть
определения понятия «патриот» преданный делу)
Каждый должен уметь хорошо делать своё дело, тогда и вся работа
пойдёт хорошо, успешно – будет на пользу людям.
Учитесь хорошо, чтобы ваши знания пригодились только во благо
России. Может вам придётся послужить своей Родине. Потрудитесь для
неё. Вспомните, что она когдато много потрудилась для того, чтобы вам
теперь в ней жилось хорошо и спокойно.
12. Стихотворение
А закончить наш урок хотелось бы строчками из стихотворения Эдуарда
Асадова «Россия начиналась не с меча!»
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому. что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд её вчерашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, весёлых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
13. Дополнительно
14. Домашнее задание
Встаёт заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не меча,
И потому она непобедима!
С какими образами вы связываете Россию?
Напишите сочинение «Что я могу сделать для блага России»
Интересно было на уроке?
Что нового узнали?
Составить устный рассказ на тему
«Патриоты России»
Приготовить сообщение о патриотах России Написать сочинение «Что я могу сделать во благо России»
Конспект урока по окружающему миру "Кого мы можем назвать патриотом?"
Конспект урока по окружающему миру "Кого мы можем назвать патриотом?"
Конспект урока по окружающему миру "Кого мы можем назвать патриотом?"
Конспект урока по окружающему миру "Кого мы можем назвать патриотом?"
Конспект урока по окружающему миру "Кого мы можем назвать патриотом?"
Конспект урока по окружающему миру "Кого мы можем назвать патриотом?"
Конспект урока по окружающему миру "Кого мы можем назвать патриотом?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.