Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
08.05.2017
Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)
Тип урока: урок применения новых знаний, умений и навыков. Форма проведения: урок-семинар. Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100». Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные в нашем доме». На уроке мною было поставлены такие цели и задачи: Цель: Создать условия для формирования читательских умений и навыков, т. е. чтобы дети увидели в книге собеседника: • думали над прочитанным; • сопереживали героям; • оценивали их поступки; • осмысливали их проблемы; • соотносили их жизнь со своей жизнью; Для реализации цели и задач урока мною было спланировано 5 основных этапов урока: 1) мотивация к учебной деятельности; Использование пословиц на этом этапе урока позволило эмоционально настроить детей на работу и мотивировал их на учебную деятельность; 2) Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию текста; фиксация затруднения в пробном учебном действии, предвосхищение содержания нового материала; 3) формирование и совместное открытие новых знаний. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания; Применение деятельностного метода и использование разных приёмов обучения способствовало развитию таких универсальных учебных действий.Файл содержит разработку урока для 4 класса по окружающему миру
Многогранный мир чувств.docx
Тема: Многогранный мир чувств Цели:  1. Формировать у учащихся новые понятия  об органах чувства, о их строении. 2. Развивать речь учащихся, внимание, память, любознательность. 3. Прививать навыки гигиены органов слуха, воспитывать интерес к окружающему миру, к  строению своего тела, стремление к здоровому образу  жизни. УУД Цели: обучающие ­ создать условия для формирования представления об органах чувств и  познакомить с их строением; расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся.  Освоить алгоритм  работы в ресурсном круге, в паре, в группе. развивающая – развивать навыки исследования, творческие способности, мышление, речь.  Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.  развивать познавательный аппарат, память, мышление. воспитывающая ­ способствовать воспитанию чувства самосохранения, бережного отношения  к своему здоровью и здоровью окружающих. здоровьесберегающие ­ сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и  активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и  доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого  ученика. Формирование УУД: Планируемый результат обучения и формирование УУД. Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость изучения своего организма  для жизни и  дальнейшего обучения, понимать важность изучения темы урока  ( удовлетворение и приобретение опыта, поиск фактов, суждений,  аргументации).Ориентируются и воспринимают тексты научного, публицистического и  официально­делового стилей Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы.Вступают в диалог,  участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и  диалогической формами речи Личностные УУД: ориентироваться в содержании изучаемой темы, осознавать важности  бережного отношения  зрению, слуха, вкуса, обоняния, осязания; самостоятельно делать  выводы.Оценивают себя в социальных ролях: ученик, докладчик, оппонент. Основные понятия: урок­коллоквиум, органы чувств, орган слуха, орган зрения, орган    осязания, орган вкуса, орган обоняния, орган равновесия Ресурсы:  Окружающий мир. «Человек и природа» учебник для 4­го класса. Вахрушев А.А.,  Данилов Д.Д. и др.,  компьютер как средство обучения (использование презентации на уроке);  различные предметы: лук,  чеснок, духи,  шоколад, музыка, мягкая игрушка, кнопки, карточки  самооценки учащихся, мультимедиа, слайды. Для учащихся: карточки для самооценки, тесты, карточки с заданием на внимание, мешочек с  предметами ( мягкая игрушка, карандаш); лимон, лук Ход урока 1. Организационный этап 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 1 слайд Прозвенел звонок Начинается урок, Он пойдет ребятам в прок. Постарайтесь все понять Руку вовремя поднять. Организм свой изучить И о чувствах не забыть. 2. Актуализация знаний. 2 слайд. 1.У зверушки на макушке, А у нас – выше глаз. (Ухо)  2.На ночь два оконца  Сами закрываются, А с восходом солнца  Сами открываются. (Глаза) 3.Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты,  Даже на ночь снять не можем,  Потому что это… (Кожа) 4.Меж двух  озер стоит утес, В нем две пещеры – это…(Нос) 5. Первым пробовать привык Угощенья все ….(Язык) ­ Как называются эти  органы?  ­ Что их объединяет? Сформулируйте тему урока. 3 слайд  Первичное усвоение новых знаний. Постановка проблемы. То, что мы должны узнать.  Сколько органов чувств у человека?  Для чего нам нужны органы чувств?   Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?   Можно ли без органа слуха получить полную картину окружающего мира?   Возможно, ли горькое принять за сладкое?   Способны ли мы обойтись без запаха?   Зачем человеку осязание?  Нам придётся ответить на эти вопросы. •          Парная работа. Задание на карточках. Даны слова связанные с деятельностью  органов чувств. Найдите связь, распределите слова по группам. • УХО                     ГЛАЗ                   НОС               ЯЗЫК          РУКА мелодичный  визгливый • громкий тихий • ароматный  душистый тухлый ароматный  душистый тухлый вкусный  солёный  горький сладкий ароматный  душистый тухлый Проверка по эталону. Самооценка. Слайд. ­ Как же мы воспринимаем окружающий мир? ­ Воспринимать окружающий нас мир помогают нам все органы чувств. Их сигналы дополняют  друг друга.окружает. — Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы  воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской. Как же мы получаем информацию о  происходящем в окружающей среде? (Через органы чувств).   Ответ: зрение, обоняние, слух,  вкус, осязание.  Слайд   — Кто руководит органами чувств? (головной мозг). ­ Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг  анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Энергизатор  «Молекулы». Делимся на группы. Работа в группах.   Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Молекулы». Представьте, что вы  сейчас не дети, а молекулы, т.е. частички вещества. Вы находитесь в постоянном движении, не соприкасаясь с другими молекулами. Как только я скажу: соединяйтесь, например, по 2, то вы должны «слепиться» с тем, кто находится к вам ближе всего, если я скажу: соединяйтесь по 3, то вы «слепляетесь» по три молекулы и т.д. Деление на 6 группы по 4 человек в каждой. ­ Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Будем работать с текстами в учебниках.  Исследуйте   текст   и   докажите,   что   все   органы   чувства   для   нас   важны.   Выберите   для практической работы предметы,  провидите практическая работу с классом. Правила работы в группе. Слайд.  Самооценка. Распределение обязанностей. 1. Читаем и исследуем текст. Из группы одного ученика выбираем для выступления.  2.  Два  ученика помогают проводить практическую работу.  3. Один  ученик секретарь.  4. Вместе составляем два вопроса по теме.  1 группа. Орган зрения. С. 44­45. Слайды. Игра «Что я вижу» 1 группа проведёт с вами игру «Что я вижу».  ­ Посмотрите на этот рисунок  и опишите,  что вы видите. ­ Какой этот предмет? ­ Что вам помогло? ­ Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)  1 ученик выступает. Группа готовит 2 вопроса по теме. Глаза ­ орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа ­ глазницах, защищены подвижными  веками ­ верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от  сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все  посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной  оболочки, зрительного нерва. Зрение   –   это   способность   воспринимать   величину,   форму,   цвет   предметов   и   их расположение. 2 группа. Орган слуха.  Игра «Угадай звук». С.48­49. ­Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай звук». Звук звонка.  Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить  правила, которые мы составили. Водящий  должен определить, чей голос он слышит.  ­ Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4) ­ Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом ­  это часть уха ­ ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход,  заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В  среднем ухе находятся три  косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где  находятся окончания слухового  нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг. ­ Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши? Высказывания детей. Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны. 3 группа  «Орган равновесия».С. 49. Физминутка.  Музыка и картина «Аист» Очень трудно так стоять: Ногу на пол не спускать, И не падать, не качаться,  За соседа не  держаться. Кружимся и  попробуем удержаться в позе аиста, на одной ножке. Внутри полукружных каналов – жидкость, а в мешочках – еще и небольшие ушные камни из углекислого   кальция.   В   зависимости   от   положения   человека   жидкость   и   камешки   давят   на разные чувствительные клетки, а мы поддерживаем свое равновесие. 4 группа   Орган обоняния.  С.49. Игра «Угадай запах» ­А сейчас  вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Лимон,  лук, духи) ­Что? Как узнали?  ­ Какой орган чувств помогает услышать запах? ­ Как называется этот орган чувств?   Выступление 1 ученика. ­. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней  части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие  вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек  чувствует запахи. Обоняние – это способность чувствовать запахи. 5 группа. Орган вкуса. С.50.  Игра: « Какой вкус?» Сейчас группа проведёт игру «Узнай, что это?»   К доске вызываем двух учеников, глаза им  завяжем. У кого глаза закрыты, должны будут попробовать разные продукты и угадать какой у  них вкус и что это? ­ Что же нам помогает определить вкус продуктов? (Язык) ­Как называется орган? 1 ученик выступает.  Группа готовит 2 вопроса по теме. ­Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища  раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения  и обоняния.  Язык помогает различать вкус еды. 6 группа Орган осязания. Игра «Узнай, что это?» с.50 ­ И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас группа проведёт игру  «Узнай, что это?»    В мешочке предметы, нужно  дотрагиваться рукой и  угадать, что лежит в  мешочке (Мягкая игрушка, ножницы, карандаш, ). ­Что помогает определить, какой это предмет? ­С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов?   Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7) ­ Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей) Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения. —  Кто руководит органами чувств? (головной мозг).  Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг  анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Каждый орган имеет  свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот  или иной орган. ­ Послушайте внимательно выступления одноклассников и готовьтесь ответить на вопросы ­ Как вы понимаете значение выражения «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос  ощущает, а мозг!» Первичная проверка понимания.  Проговаривание каждого ученика. Блиц –опрос. Тест. 1 уровень.  Взаимопроверка по эталону. Слайд. Приложение 3 1.Какая часть глаза регулирует количество света, попадающего на сетчатку: а) радужная оболочка. б) роговица в) хрусталик.  2. Выбери профессию, для которой особенно важно чувство обоняния. а) санитар б) кинолог (специалист по собакам, а не по кино!) в) парфюмер. 3. Какой орган чувств помогает не упасть канатоходцу?  а) орган слуха б) орган равновесия в) орган зрения. 4. Почему самые изысканные напитки и блюда с нежным вкусом подают в начале еды или  вообще отдельно? а) чтобы гости оценили дорогое угощение. б) чтобы обратить на них внимание в) любое чувство слегка притупляется после применения. 5. Для чего служат ушные косточки? а) усиливают и передают колебания барабанной перепонки б) укрепляют орган равновесия в) защищают барабанную перепонку от повреждений. * 2 уровень. Задание на внимательность: рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы: а) какие линии кривые? б) у какой вазы шире основание? в) какая линия длиннее? (данная картинка помещена на доску в увеличенном размере, такое же задание есть в печатной тетради) Лист самооценки ученика 4б класса______________________________ Справился без ошибок – 5 баллов Справился с 1­2 ошибками – 4 балла Справился с 3 ошибками – 3 балла Рефлексия ­ Какой же можно сделать вывод? Ответили ли мы на поставленные вопросы в начале урока? Мы узнали?  Сколько органов чувств у человека?  Для чего нам нужны органы чувств?   Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?   Можно ли без органа слуха получить полную картину окружающего мира?   Возможно, ли горькое принять за сладкое?   Способны ли мы обойтись без запаха?   Зачем человеку осязание?  ­ Органы чувств взаимосвязаны и играют важную роль в жизнедеятельности организма.    №  —  В Бланк ответов Для чего нужны органы чувств? се органы чувств взаимодействуют друг с другом.  Благодаря этому человек получает полную и  реальную картину окружающего его мира. вопроса ответ   А   Б   В   1   2   3   4   5 Домашняя работа. 1. Выработать памятки по бережному отношению зрению, слуха, вкуса, обоняния, осязания 2. С.48­51, читать и пересказать 3. Ответить на вопросы на с.51 Приложение 3  Лист самооценки ученика 4б класса______________________________ Справился без ошибок – 5 баллов Справился с 1­2 ошибками – 4 балла Справился с 3 ошибками – 3 балла Задания Работа в паре Пробное задание (работа в группе) Итого Первичное закрепление. Самостоятельн ая работа (тест) баллы

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Многогранный мир чувств". (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017