Конспект урока по окружающему миру на тему « Потребители и разрушители леса»(3 класс)
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Конспект урока по окружающему миру на тему « Потребители и разрушители леса»(3 класс)

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
29.01.2017
Это разработка урока по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100". В нём вспоминаются все изученные ранее экосистемы, роль потребителей и разрушителей. Затем рассматривается экосистема леса. Во время урока дети активно работают и с презентацией, и с раздаточным материалом.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

конспект открытого урока по окр. миру.docx
Подробный конспект урока.                                                 Организационная информация Тема урока « Потребители и разрушители леса». Предмет  Окружающий мир Класс 3 а Автор урока (ФИО, должность) Образовательное учреждение Край, город/поселение Зеленина Ольга Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №1»  г. Касимов Рязанской области  Методическая информация Тип урока Получение  новых знаний. Цели урока Задачи урока Знания,   умения, навыки   и   качества, которые актуализируют/ 1)познакомить учащихся с животными, растениями леса, их  профессиями в экосистеме,  взаимными приспособлениями друг к  другу; 2) развивать познавательную активность детей, интерес, умение  наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; 3)продолжить  формирование умения учащихся видеть красоту родной природы,  ценить её. 1. Повторить понятия «экосистема», «цепь питания»;       2.   Научиться применять знания, полученные ранее, при              изучении нового материала;       3.   Осуществить промежуточный контроль       4.  Сформировать представление о лесе как о природном             сообществе.        5.Развивать умение находить взаимосвязи в сообществе,             распознавать растения, животных. Учащиеся должны знать: ­ о взаимосвязи в  экосистеме; ­ растения и животных своего края.  ­ о правилах поведения в природе; ­ о роли человека в природе; приобретут/ закрепят/др. ученики   в   ходе урока Необходимое оборудование материалы   и Мотивация учащихся Ход   и   содержание урока   ­ о значении леса для человека. Учащиеся должны уметь: ­ устанавливать взаимосвязи между растениями, животными в   экосистеме; ­ распознавать растения и животных, выделять среди них группы и  подгруппы; ­ рассуждать о роли человека в природе. у учителя: мультимедийный проектор;  экран;  авторская презентация, программа электронного сопровождения ­  Microsoft Power Point; карточки с заданиями ; у учащихся:    Вахрушев   А.А.   Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.    Окружающий   мир.   Обитатели   земли:  Вахрушев А.А.  Рабочая тетрадь. М.: Баласс    Цветные карандаши. Подробный конспект урока 1.Организационный момент.  Психологический настрой. ­ Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Даже солнышко посылает  вам свои тёплые и добрые лучи.   Сегодня мы c вами отправляемся    путешествовать по … Об это вы догадаетесь сами, если справитесь с  некоторыми трудностями, возникшими на нашем пути. Но я уверена,  что ваши знания, ваша взаимовыручка и терпение помогут вам  преодолеть все преграды. 2. Актуализация знаний. ­ Итак, первое задание. Сейчас группы получат конверты с  фотографиями и подумают, что объединяет все фотографии в  конверте. Дети работают в группах, раскладывают фотографии,  обсуждают их и делают выводы: 1 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы  озера (перечисляют их). Озёра бывают проточные и бессточные.     На доску вывешивается табличка с названием экосистемы. 2 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы  болота (перечисляют их).      На доску вывешивается табличка с названием экосистемы. 3 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы луга  (перечисляют их).       На доску вывешивается табличка с названием экосистемы. 4 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы леса  (перечисляют их). Это главные производители леса.      На доску вывешивается табличка с названием экосистемы. На доске: ОЗЕРО   БОЛОТО   ЛУГ   ЛЕС ­ Перед нами названия экосистем. А что же такое экосистема? (Связь живой и неживой природы, где живые существа разных  «профессий» поддерживают круговорот веществ) ­ Какие «профессии» живых организмов вы знаете? (Производители – растения, потребители – животные,  разрушители – микроорганизмы, грибы) ­ А что такое круговорот веществ? (Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается  одним и тем же веществом) ­ Скажите, а как эти экосистемы связаны между собой? Дети рассказывают: ­ Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро  бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью.  Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно  зарастает и превращается в болото. Болото со временем может стать лугом. Разрушителям  трудно жить в сырой болотной почве. Мох­сфагнум убивает  микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а  превращаются в торф. Из­за накопления торфа болото  становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот  веществ в болоте также не замкнут. Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте  травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев.  Они будут расти всё выше и выше, затеняя травы. Так луг  превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не  замкнут. ­ Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые) _ Какой вопрос в связи с этим возникает  об экосистеме леса? (А экосистема леса какая? Какой в ней круговорот веществ?)  ­ давайте вспомним основные части экосистемы. (Воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители,  разрушители) ­ Вспомним, из каких частей состоит дерево и какую роль они играют. Возьмите 2 конверт. Подпишите части дерева в столбик и обозначьте  подходящими цифрами их значение. Дети работают в группах. Задание проверяется. ­Лес, как дом многоэтажный. Он стоит высокий, важный Чудо ­ лифт у леса будь,  Мы отправились бы в путь. У земли мы дети с вами Чтобы точно увидали?    (травянистые растения) И на среднем этаже Мы находимся уже..    (кустарники) Лифт поднимет вас повыше – Прямо под лесную «крышу»   (деревья) Возьмите 3 конверт, распределите растения по этажам. Работа проходит в группах, проверка у доски.  3. Постановка проблемной ситуации.    Итак, мы отправляемся в лес. (просмотр презентации) Мы по лесу погуляли, а никаких животных не встретили. Наверное,  они в лесу не так важны. Как вы думаете? (различные мнения) Давайте это обсудим. 4. Определение темы урока. На прошлом уроке мы говорили о растениях­производителях леса, а  сегодня мы поговорим о других профессиях. Итак, тема нашего  урока…. «Потребители и разрушители лесной экосистемы»  4. Совместное открытие новых знаний а)   ­ Лес – это не только растения, но и животные. Каких обитателей  лесов вы знаете? Сегодня ребята по специальному заданию приготовили для вас  сообщения о роли некоторых обитателей лесов. (выступление ребят)    б) Физминутка  в)  Посмотрите на следующий слайд. Что на нём изображено? (обитатели леса и стрелочки, показывающие связи между ними) Что обозначают стрелочки? (передачу органических веществ) Возьмите 4 конверт. Составьте цепи питания. В группах составляют цепи питания  А сейчас проверь себя, это цепь питания. (проверяют свою работу  по слайду) Можно ли назвать это круговоротом веществ? (нет, цепь незамкнута) Да, круговорот – это движение по кругу. Кого же не хватает? Цепь не замкнута  пока, Отчего, скажите? В ней кого­то не хватает, Нет в ней ……….         (разрушителей) Какие вещества образуют разрушители? (минеральные вещества, необходимые растениям) Смогут ли деревья жить без других обитателей леса? Легко ли встретить в лесу животных?  Да, «едоков» в экосистеме леса намного меньше, чем «кормильцев». Но роль их велика. Без них нет круговорота веществ. У каждого  «жителя» своя профессия. 5.  Самостоятельная работа.  Заполните предложенную таблицу, распределив лесных жителей по  «профессиям» (заполняют таблицу самостоятельно, проверяют) В рабочей тетради выполните задание 2 стр.31. Прочитайте  получившийся рассказ о роли волков в экосистеме леса.  6. Динамическая пауза  Итак, мы гуляем в лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны!  Если я называю производителей леса, вы машете руками влево и  вправо, если потребителей – скачете на двух ногах. Если я называю  разрушителей, то вы приседаете.   7 .Включение в систему знаний и повторение. Итак, мы получили круговорот веществ, в котором все его участники  справляются со своей работой. Производители растут и дают пищу потребителям. Потребители питаются растениями и «друг другом», так что могут  регулировать круговорот веществ. А разрушители перерабатывают мёртвые организмы и оставляют в  почве минеральные вещества, которые используют растения. Какой круговорот у нас получился?   (замкнутый) Если круговорот в экосистеме леса замкнутый, то экосистема…  (устойчивая) А если экосистема устойчивая, заменит ли её другая экосистема?   (нет) Прочитаем об этом правило на стрю64 учебника.  8. Итог урока. Рефлексия. а) Содержание: Над какой темой мы работали сегодня? Какие новые знания вы получили? Где могут пригодиться новые знания? б) Совместная деятельность: Сегодня на уроке работа была в группах. Как вы считаете, работать    в группах легче и интересней, чем по одному? Попробуйте оценить  работу своей группы. в) собственная деятельность детей Что вас заинтересовало на уроке больше всего? Какие задания показались интересными, а какие вызвали  затруднения?   9.  Домашнее задание. Приготовить сообщение о любом жителе леса. В рабочей тетради стр.32 №4, №3
скачать по прямой ссылке