Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
13.03.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Тема урока: «Грибы» (2 класс) Задачи урока: предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Грибы.docx
Тема урока: «Грибы» (2 класс) Задачи урока:  предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить  отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу,  осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию,  развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный  интерес  учащихся; воспитывать  бережное отношение к природе родного края, к  своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать. Создать условия для формирования УУД: личностные – выражать положительное отношение к процессу познания;  проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,  внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников),  непосредственно не обращенную к учащемуся; регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от  успешной (неуспешной) деятельности; познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать  предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи,  находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять  небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь  других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах  поведения и общения и следовать им. Планируемые результаты:   понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;  познакомиться со строением грибов;  научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. Тип урока: изучение нового материала                                                                                                                                                                                                                       Методы работы: объяснительно­иллюстративные, частично­поисковые,  словесные, наглядные, практические. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. Используемые технологии • Личностно­ориентированное обучение. • Информационно­компьютерные. Оборудование: компьютер; проектор;  интерактивная доска; учебник  «Окружающий мир» 2 класс; презентация «Грибы»; картинки с различными разновидностями грибов; бумажные корзиночки для детей; сигнальные  карточки (синего, красного и зелёного цвета); сообщения учащихся. I. Организация начала урока. Эмоциональный настрой. Ход урока Игра­приветствие «Здравствуйте!» – Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на  уроке. Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа,  начиная с больших пальцев, и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными);                                                                                                     большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки). Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»  2. Актуализация знаний. ­ Представьте себе, как в тёплый денёк вы прогуливаетесь по лесу и вдыхаете  свежий аромат. Среди деревьев много залитых солнцем полянок, покрытых  густой травой. Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если внимательнее  присмотреться, то среди травы можно увидеть самые разные грибы. Угадайте, какие? Нет грибов дружней, чем эти. Знают взрослые и дети, На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (Опята.)   Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых Меня узнаешь за версту ­ Зовусь я … (подосиновик)    Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – Золотистые... (лисички).  А вот кто­то важный На беленькой ножке. Он с красною шляпкой, На шляпке горошки. (Мухомор)   Самая грибная пора – осень. Много любителей лесных прогулок приходит в  лес рано поутру, и возвращаются домой с полными корзинами.  Недаром в  народе говорится: «Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт. А сонливым  да ленивым достаётся лишь крапива». ­ А знаете ли вы, что грибы в старину на Руси называли «губами». Кое­где это  название и сейчас сохранилось. Затем появилось слово грибы, родственное  слову горб, потому что шляпки у грибов горбиком. ­ Какие грибы вам доводилось собирать? (Ответы детей.) А вот так однажды  собирал грибы писатель Николай Сладков. Послушайте и постарайтесь  запомнить, под какими деревьями он находил грибы. (Звучит отрывок из  рассказа Н. Сладкова.)  3.Постановка цели и задач урока Послушайте загадку, а отгадку покажите на картинке. Под сосною у тропинки Он стоит среди травы: Ножка есть, но нет ботинка. Шляпка есть, нет головы. (Гриб.) ­ Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? ­ А как вы думаете, какая тема нашего урока? Тема нашего урока: Грибы. Запишите в рабочих листах. ­ На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке? ­ Я думаю, что мы с вами найдём ответы на ваши вопросы, а так же разгадаем  некоторые секреты грибного царства:   Какие бывают грибы? С кем дружат грибы? Грибы ­ карлики Строение гриба Грибы наши враги или друзья? Как правильно собирать грибы? ­А откуда вы можете получить эти знания? ( Из учебника, из рассказа учителя, из интернета, из дополнительной литературы) ­Полученные ответы вы так же будете фиксировать в рабочие листы ­ Итак, отправляемся в лес.  4. Знакомство с новым материалом.                                        В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами». ­Что такое грибы? (Это особые живые существа, царство природы) Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы. ­ Как вы думаете, к какому царству природы  они относятся? (ответы  детей) (особое царство) (К группам животных и растений они не подходят). В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии,  от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей  стране 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят  многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно  наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Подземная часть гриба называется грибница, похожее на паутинку сплетение  нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными  веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Грибница  может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое  потомство. Плодовое тело – это то, что мы неправильно называем грибом. Плодовое тело  состоит из ножки и шляпки, размножаются с помощью спор. Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов,  занимается наукамикология. Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, ­ варенье, овощах – тоже грибы (мукор),   и   круглые   рыжие   пятна   на   листьях   смородины   –   тоже   грибы,   и твёрдые   наросты   на   деревьях   –   тоже   грибы   (трутовик),   на   берёзе   растёт берёзовый   гриб   (чага)   –   это   твёрдый   нарост   крупных   размеров.   Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб   завезён   из   Японии.  Напоминает   медузу.  Сохраняется   дома   в  банке   с сахарным раствором с добавлением заварки. Чтение статьи (Учебник стр. 24­25) А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов? Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом. ­ Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы. ­ А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей. 5. Первичное усвоение новых знаний Просмотр видеоматериала «Как размножаются грибы» ­ Значение грибов. Кто внимательно смотрел и запомнил, в какое время года надо собирать  грибы? (летом и начало осени) Кто из вас собирал грибы сам? Где вы их собирали? (в лесу, под деревьями) ­ А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать?  Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие. Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья  обвинили грибы в грабеже. " ­ Вы воруете у нас питательные вещества.  Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем  остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались  упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от  царства грибов. Прошло время ­ грибов становилось всё меньше и меньше ­ им  действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё  каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до  макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их  самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли,  а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов.  Грибы их простили, и всё стало по ­ прежнему. Грибы стали, лучше  расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и  засохшие листья куда­ то исчезли. Но секрета своей важности для  деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в  догадках, почему же им стало так плохо без грибов. ­ А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос? ­ Прослушайте сейчас научную информацию о значении грибов в природе. По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом  бору среди дубов – гриб­боровик. Боровичок­мужичок толстой ногой  упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и  хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик.  Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками – подосиновики, бравые  ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся  лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен – маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки­ноги  тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать! ­ Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы находил  писатель.   Берёза – подберёзовик  В бору – боровик (белый гриб) – мечта всех грибников, о нём говорят ­  царь грибов.  Осина – подосиновик  Сосны – маслята  Старые пни – опята   итак мы раскрыли первый секрет царства грибов и можем записать  Вывод :   их названия в таблицу. ­ Запишите несколько названий грибов в таблицу. Взаимосвязь грибов с деревьями. ­ Ребята, мы сейчас наблюдали, что грибы растут под деревьями или рядом с  ними. Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей) ­ Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев  получают питательные вещества, а деревья лучше растут, если рядом грибы. Вывод: вот и второй секрет раскрыт ­ С кем дружат грибы? (С деревьями.) Запишите ответ в таблицу А сейчас откройте учебники на с. 23. Авторы учебника предлагают вам  рассмотреть рисунок и подумать над интересным вопросом. Прочитайте  задание. Прочитайте названия под каждой картинкой. ­ Как вы считаете, на всех ли картинках изображены грибы? Давайте найдём  ответ на этот вопрос в тексте на с. 24. ­ Какой вывод можно сделать? ( То , что мы увидели на картинках – это всё  грибы) На земле тысячи видов. От самых маленьких, которые можно увидеть только  под микроскопом, до самых больших ­ размером с человеческую  голову. Кроме шляпочных грибов, знакомых вам, есть похожие на цветы,  мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы –  как трутовик, бокальчик, рогатик, берёзовый гриб ­ чага . ­ А это дождевик, гриб, похожий на колобок. Если вы случайно наступите на  созревший дождевик, он лопнет и из него пойдёт дымок, потому в народе его  называют «дедушкиным табачком» или «баней». На самом деле, это  рассыпаются его споры. ­ Спорами размножаются все грибы, как растения семенами. Они мелкие,  лёгкие и переносятся ветром. Попав в почву, в тёплые и влажные условия,  спора образует грибницу и появляются новые грибы. ­ Есть даже такая пословица: «Растут, как грибы после дождя»? Потому что  очень много грибов появляется именно после дождя, когда выглядывает  солнце и нагревает мокрую землю. ­ Ребята, как вы думаете, что будет, если вы уедете на месяц с – родителями  путешествовать, а на кухне забудете в кастрюле сваренную кашу? ­ Да, она покроется плесенью.  Оказывается плесень ­ это тоже грибы, только  очень маленькие ­ одноклеточные. И таких грибов­карликов много.  Например, с помощью дрожжевых грибков делают тесто для хлеба  и ароматных булочек,  благодаря кефирному грибку, молоко превращается во вкусный кефир Грибы­карлики нас ещё и лечат. Слышали такое название  «пенициллин»? Это важное лекарство добывают из плесневых грибков, а  изобретателю лекарства поставлен памятник. Вывод: Грибы – карлики хотя и маленькие, но так нужны человеку. Запишите названия грибов­карликов в таблицу. ­ Пришло время раскрыть следующий секрет грибного царства и  познакомиться со строением гриба. ­ Прочитайте статью в учебнике на стр. 25, рассмотрите схему и сделайте  вывод из каких частей состоит гриб? ­ Составьте на магнитной доске схему гриба и обозначьте его части. ­   Итак, надземная часть гриба – это шляпка и ножка. ­ А подземная часть – грибница. Она состоит из тонких бесцветных ниточек,  раскинувшихся под землёй на десятки метров. На них и образуются грибы.  Грибницы растут более ста лет, и каждый год дают новый урожай. Если  запомнить такое урожайное место, можно несколько раз за лето приходить  сюда за грибами.   Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы (запишите в рабочий  Вывод:   лист) 6. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. По тропинке леший шёл. На полянке гриб нашёл (ходьба на месте). Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок (приседания). Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся (потягивания – руки вверх), Леший выполнил разминку И уселся на тропинку (присаживаемся за парты). 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ­ Молодцы! Хорошо поработали, настало время самостоятельной работы. ­ Для этого я предлагаю вам выполнить задание №6 в рабочей тетради.  Прочитаем задание, приступаем к его выполнению. ­ А сейчас сравним с образцом. (Учитель открывает эталон) ­ Кто выполнил задание без ошибок? (Поставьте знак +) ­ Кто ошибся? (Поставьте знак «?») ­ В чём ошибка? Почему она допущена? ­ Допущенные ошибки исправьте, ещё раз обратитесь к учебнику и атласу­ определителю. Вам надо не спешить в лес за грибами.  8. Решение экологических задач  А сейчас, мы поиграем в игру, которая называется «Тихая охота».  Как вы  понимаете это выражение? Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему,  как вы думаете? Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости –  уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Я предлагаю вам сыграть в игру, чтобы  проверить знания по правилам поведения в лесу. Я буду демонстрировать  слайды с вопросами  и тремя вариантами ответов. Каждый ответ  определенного цвета. Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того  цвета, который соответствуют, по­вашему, мнению, правильному ответу.        Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его    домой, но у вас нет  ножика. Что нужно сделать?   Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия  На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.  Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. А для  чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без  грибницы не бывать новым грибам. Ребята, давайте вспомним правила сбора грибов. Будь внимателен при сборе грибов!  Ядовитые грибы ­ обладают токсичностью, не исчезающей после обработки!   Отравления ­ иногда заканчиваются смертельным исходом! (Показ ядовитых грибов)   Правила:  Не шумите, не мусорьте, не топчите, не разрывать мох,  не нарушать грибницу,  гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей и прикрыть мохом,  не собирать незнакомые и старые грибы,  не трогать ядовитые грибы, ими лечатся лоси и другие животные. 9. Закрепление пройденного. Выполнение задания в тетради. Тетрадь стр.8 №12, 13 10. Итог урока. – Наш урок подошёл к концу. А сейчас я начинаю говорить о грибах, а вы  заканчиваете предложение  Грибы – это….. Части гриба –… Грибы нужны… Они бывают… ­ Что же вы узнали сегодня о грибах? А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. 11. Рефлексия учебной деятельности. ­ Какую цель мы ставили перед собой на уроке? ­ Как вы считаете, нам удалось достичь цели? ­ С каким новым царством мы познакомились? (Царством грибов) ­ Назовите части гриба. ­ Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке? ­ Какие открытия сделали? ­ Что удивило сегодня на уроке? ­ Спасибо за урок! ­ У каждого из вас на парте лежат грибы, выберите тот, который  соответствует вашей работе на уроке, и прикрепите в корзину на доске.  красный – на уроке всё было понятно, интересно, узнал что­то новое;  жёлтый – на уроке было интересно, узнал новое, но что­то не понял;  коричневый – на уроке было непонятно, нового ничего не узнал. ­ Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас  даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать настоящими  микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте в рабочей  тетради схему гриба. Желающие могут обратиться к атласу­определителю и  подготовить мини­доклад об одном из грибов. Найдите пословицы о грибах.

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Грибы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017