Конспект урока по окружающему миру на тему "Наша дружная семья" для учащихся 2 класса. Данная разработка подойдет также для проведения классного часа или внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов совместно с родителями детей. Раскрывает основные понятия семейных ценностей, традиций и обычаев
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема «Наша дружная семья».
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Раскрыть понятие « семья», «культура общения», «традиции».
Познакомить с родословной семьи.
Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки
(работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и
обобщения материала) .
Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.
ОБОРУДОВАНИЕ:
толковые словари С. И. Ожегова,
Лучшие конкурсные работы «Генеалогическое древо моей семьи» ,
компьютер, мультимедиапроектор,
карточки со словами: «семья», «родство», «поколение», «традиции»,
листы с рисунком дома и бревнышек-слов дли индивидуальной работы.
Ход урока:
7 я
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
II. Сообщение темы урока. Постановка цели урока. Словарная работа.
- Ребята, сегодня мы поговорим о чём -то приятном и согревающим душу
каждого человека.
А вот о чём , вы узнаете, отгадав ребус. /слайд 1/
- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» И поговорим
сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». /слайд 2/
- На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет
членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного
возраста?
- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.
III. Словарная работа. (работа в группах) /слайд 3/
-Прошу класс объединиться по группам. Каждой группе я выдам слово,
которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.
Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими
интересами.
Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих
ближайших предков.
Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
Традиции - то что перешло от одного поколения к другому, что
унаследовано от предшествующих поколений.
- У каждой семьи есть своя история. Когда в нашем классе проводился
конкурс «Генеалогическое древо моей семьи», вы вместе с вашими
родителями представляли свои истории. Лучшие работы сегодня украшают
наш класс.
IV.
Работа по теме урока.1. Чтение сказки и беседа по содержанию.
Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.
( Чтение сказки подготовленными учениками)
«Жил –был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя
пошёл в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к
доске отвечать.
- Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не
слышал, - подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав
свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал:
«Жаль, что Толя не пришёл сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к
доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому
обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с
другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но
ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя
внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал
то к одному, то к другому мальчику, говорил им что – то смешное, даже
конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждёт его.
- Мама, вот он я! – закричал Толя.
Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня
видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня
отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!.
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком».
- Кому понравилась эта поучительная история?
- Что особенно запомнилось?
- Почему в начале сказки Толя был доволен, что остался один?
- Почему Толя решил, что невидимкой быть плохо?
Вывод: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть ,
поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем
общаться. Человек не может жить без общения с другими людьми. Самые
близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
2. Загадки /слайд 4/Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. Она все на свете помнит и знает
И бабушка мамой ее называет!
И часто приходят к ней в дом доктора
Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)
8. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
9. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
3. Работа в парах «Собери пословицу».
- Соберите пословицу, объясните ее смысл.
1 ряд - На что клад, коли в семье лад.
2 ряд - Семья вместе, так и душа на месте.
3 Ряд – В семье согласно, так и дело прекрасно.
Проверка - /слайд 5/
4. Признаки дружной семьи. /слайд 6/
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для
этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть
признаком хорошей и дружной семьи:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
5. Работа с учебником (стр. 47).
- Обычно в семьях взрослые помогают детям, а дети взрослым. Откройте
учебники на стр.47 и, глядя на фотографии, назовите какую помощь члены
семьи оказывают друг другу.
- А как еще как вы помогаете в своей семье?
6. Физминутка.
За дровами мы идем и пилу с собой несем (ходьба)Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, надо много напилить. (движения пильщиков)
Чтоб дрова полезли в печке, их разрубим на дощечки. (движения дровосеков)
А теперь их соберем и в сарайчик отнесем (наклоны)
После тяжкого труда надо посидеть всегда. (садятся за парты)
7. Знакомство с традициями семей. /слайд 7/
- Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, то в нем
тепло и уютно всем. В таких семьях из поколения в поколение передаются
добрые традиции.
- А теперь давайте познакомимся с семейными традициями наших
одноклассников.
Выступление родителей.
8. Итог урока.
1. Дом моей мечты. /слайд 8/
- У каждого на парте есть лист с рисунком дома и бревнышек-слов. Вам
нужно будет построить дом своей мечты. Прочитайте слова на бревнышках и
стрелками с домом соедините те слова, которые на ваш взгляд нужны для
дружной семьи.
понимание
раздражение
вражда
любовь
взаимопомощь
ссора
радость
безразличие
уважение
наказание
- Проверка (первые 3 ученика зачитывают)
2. Пожелание родителей «классной семье».
3. Исполнение песни о семье:
Ты, да я, да мы с тобой,- 2 р.
Хорошо, когда на свете есть семья,
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.
9. Домашнее задание.
С.46-51, в тетради на стр.21. нарисуйте свою семью и напишите свои
домашние обязанности.