Конспект урока по окружающему миру на тему "Пришла весна" (1 класс, окружающий мир)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель деятельности педагога: создать условия для обобщения и углубления опыта наблюдений детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; составления правил безопасного поведения весной на улице и вблизи водоемов; воспитания любви к природе. Планируемые образовательные результаты: Предметные: научатся обобщать и углублять опыт наблюдений детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; составлять правила безопасного поведения весной на улице и вблизи водоемов. Метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы; познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают умением рассуждать и делать выводы, коммуникативные – принимают участие в работе группами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества. Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Иконка файла материала пришла весна.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Лесосибирска» Красноярского края Конспект урока по окружающему миру  в 1 классе «Пришла весна» подготовила  учитель начальных классов Оленицкая Марина Тарасовна г. Лесосибирск  2018Цель   деятельности   педагога:  создать   условия   для   обобщения   и углубления   опыта   наблюдений   детей   за   изменениями,   происходящими   в природе   с   приходом   весны;   составления   правил   безопасного   поведения весной на улице и вблизи водоемов; воспитания любви к природе. Планируемые образовательные результаты: Предметные:  научатся  обобщать   и   углублять   опыт   наблюдений детей   за   изменениями,   происходящими   в   природе   с   приходом   весны; составлять   правила   безопасного   поведения   весной   на   улице   и   вблизи водоемов. Метапредметные:  р е г у л я т и в н ы е   –  принимают   и   сохраняют   учебную   задачу, соответствующую   этапу   обучения;  оценивают  совместно  с  учителем   или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы; п о з н а в а т е л ь н ы е   –   осуществляют   поиск   нужной   для   решения учебно­познавательной   задачи   информации   в   учебнике; умением рассуждать и делать выводы,  овладевают к о м м у н и к а т и в н ы е   –  принимают   участие   в   работе   группами, проявляя   этические   правила   и   нормы   совместной   деятельности   и сотрудничества. Личностные:  проявляют   положительное   отношение   к   школе   и учебной  деятельности. Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная; словесный, наглядный, практический. Образовательные ресурсы: учебник, хрестоматия, УМК «Кирилла и Мефодия», конверты с разрезанными картинками весны (см. Приложение 1), карточки с заданием, карандаши, сосульки, стаканы.Ход урока Сообщение темы урока. I. – Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Перед   вами   лежат   конверты.   Задание:   соберите   картинку. Попытайтесь определить тему сегодняшнего урока. (Собирается картинка весны). (Будем говорить о времени года «весна»). –   Ребята,   сегодня   мы   обобщим   наши   наблюдения   за   признаками весны, изменениями в жизни растений и животных весной. II. Изучение нового материала. 1. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 46–47). – Рассмотрите внимательно два центральных рисунка. Как изменилась природа   с   приходом   весны?   Чем   похожи   эти   рисунки?  (Художник изобразил одну и ту же местность, но в разное время года: зимой и весной.) –   Как   изменилась   неживая   природа   с   приходом   весны?  (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. Стало теплее. Тает снег и лед.) – Какие изменения произошли с деревьями?  (На ветвях нет снега, изменился цвет коры.) – Почему белка не узнала зайца? (Заяц поменял окраску шерсти.) –   Какие   изменения   происходят   в   жизни   птиц?  (Птицы возвращаются с юга.) – Давайте вспомним весенние месяцы. Отгадайте загадки: Дует теплый южный ветер.Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает. Что за месяц? Кто узнает? (Март.) Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся,  А в лесу медведь проснулся,  В небе – жаворонка трель.  Месяц к нам пришел… (Апрель.) Зеленеет даль полей, Запевает соловей.  В белый цвет оделся сад,  Пчелы первые летят.  Гром грохочет. Угадай,  Что за месяц это? (Май.)  ­ Почему месяцы называют так: Март – протальник, Апрель – водолей, Май – травень? – Какие приметы весны названы в этих загадках?  Март. Солнце   начинает   одолевать   зиму.   Рыхлеет,   ноздрится,   становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся   в   них,   смывая   с   перьев   зимнюю   копоть.   В   садах   звенят радостные бубенчики синиц.Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес… Апрель. А вот апрель – это уже настоящий весенний месяц. Послушайте,   как   весело   звенит   по   водосточным   трубам   вешняя капель. Сверкают лужи. В лужах отражаются солнце и синее небо. Воробьи дерутся или купаются в лужах, что  брызги летят. По карнизам домов,  расхаживают голуби. В полях повсюду уже почти сошел снег. В ложбинах шумят потоки воды. Лед посинел, надулся, весь потрескался. Плавает парочка диких уток. Они уже прилетели с юга и пока, до вскрытия рек и озер, ютятся у берегов по растаявшим местам. Прилет этих птиц   –   верный   признак   того,   что   до   весеннего   половодья   уже   совсем недолго. Прошло   еще   несколько   теплых   дней,   вскрылась   река,   а   на возвышенностях   показалась   молодая   зеленая   травка.   По   косогорам, пригретые солнцем, выглянули первые цветы мать­и­ма­чехи. На орешнике и на осине повисли длинные сережки, а ветви ивы – в серебристо­белых пушистых «зайчиках». В   лугах   и   на   оттаявших   лесных   полянах   появились   кучки свеженарытой земли – кротовьи холмики. В голубой вышине, над лугами и полями, над перелесками, зазвенела веселая песня жаворонка… Май. Май   –   месяц   цветения   земли.   Сошел   снег,   а   из­под   слежавшейся прошлогодней листвы всюду лезет молодая травка. Между кустов, возле больших светлых луж синеют цветы медуницы и поднимается золотисто­ желтый чистяк.Из весенних луж слышится задорное урчание лупоглазых певцов – лягушек. Откуда­то издалека доносится кукование кукушек. Земля с каждым днем становится все наряднее, одевается в пестрый убор свежих трав и цветов. Цветут березы, ветлы, могучие великаны дубы и душистая   черемуха.   В   садах   зацветают   яблони,   сливы,   вишни.   А   потом цветущий наряд деревьев сменится зеленым убором густой листвы. Повсюду: в лесу, на лугу и в поле – с зари до зари распевают птицы.  Дни яркие, солнечные, один краше другого. Но вот откуда­то из­за леса выползла тяжелая грозовая туча. Хлынул теплый грозовой дождь. Недолог   весенний   ливень.  Быстро   промчались   тучи,  вновь   засияло солнце, а от влажной, пригретой земли стал подниматься кверху теплый парок… – Что же происходит со снегом с приходом весны? (Под теплыми лучами солнца он начинает таять.) – Снег  весной  оседает,  становится  тяжелым,  грязным.  Объясните почему.  –   Всю   зиму   на   снежное   покрывало   падают   обломки   веточек, маленькие кусочки   коры и другой мелкий сор. Новый снег прикрывает мусор, и все вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползет из оседающего снега кверху. –   Обратите   внимание,  что   в   снегу   вокруг   деревьев   хорошо   видны воронки. Некоторые из них протаяли до земли. Это потому, что в марте солнечные   лучи   уже   неплохо   пригревают   землю.   Кору   деревьев   они нагревают   больше,   чем   снег,   –   она   темнее.   Около   теплого   ствола   снег начинает подтаивать, образуется воронка. И воронки у стволов деревьев, и мусор на снегу – работа весеннего солнца.– А изменяются ли сугробы с приходом весны? На их крутых боках, обращенных   к   югу,   красуется   причудливая   вязь   хрупких,   прозрачных ледяных   кружев.   Солнце,   где   можно,   растапливает   снег.   Стеклянное кружево на снегу – еще одна примета весны. 2. Р а б о т а   п о   х р е с т о м а т и и. – А знаете ли вы, что снежный сугроб – это настоящая записная книга природы? Учитель  читает  текст  «О  чем  может  рассказать  снежный сугроб». «Только в марте на белой гладкой снежной скатерти можно увидеть особенные   голубые   тени,   будто   синие   молнии.   Они   очень   заметны   в березняке – от каждого дерева тянется по снегу голубая лента. Поэтому март называют «голубым месяцем»: голубое небо, первые голубые лужи, голубые снега, голубые тени на снегу, последние голубые сосульки, синяя полоска далекого леса». 3. Ф и з к у л ь т м и н у т к а НОЖКИ Хлопаем в ладошки, Пусть попляшут ножки, Пусть попляшут ножки По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке... Устали наши ножки, Устали наши ножки. Вот наш дом, где мы живем: «Ножки накрест» – опускайся И команды дожидайся.А когда скажу: «Вставай», – Им рукой не помогай. Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там. Что за шум и что за гам? Проводит пара учащихся. 4. Работа в группах. Работа по карточкам (см. Приложение 2). Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне. Проверка работ у доски, защита работ. Ответы: стало холоднее, земля покрылась снегом, день уменьшается, река замерзает, листья желтеют, птицы улетают на юг.                        5. Работа с интерактивной доской. УМК «Кирилла и Мефодия». Окружающий мир – 1 класс. Урок 10. Задание №4. ­ Покажи, где снег тает раньше всего. (Снег тает быстрее всего на крыше). Задание №7. ­   Выбери   картинку   с   изображением   места,   где   снег   тает   быстрее. (Картинка, где изображен город). 6. Ф р о н т а л ь н а я   б е с е д а. – Что происходит со льдом на водоемах? – Чем отличается лед на реке зимой и весной? – Ледяной панцирь на реке с приходом весны тоже меняется. Лед намокает, темнеет, будто смоченный водой сахар. А кое­где, неподалеку от берега, появляются небольшие талые оконца. Придешь через неделю к реке и не узнаешь ее: здесь уже не лед, а вода.– Какую беду может принести весенний лед на реке? (Весенний лед особенно опасен, и играть на льду весной категорически запрещается.) III. Итог урока. – Что нового вы узнали на уроке? – Какие изменения в неживой природе происходят весной? – Какие изменения в живой природе происходят весной? Список использованной литературы 1. Федотова   О.Н.,   Трафимова   Г.В.,   Трафимов   С.А.   Окружающий мир: Хрестоматия. Учебник. 1 класс. – М.: Академкнига, 2012. 2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Учебник . 1 класс. – М.: Академкнига, 2012. Использованные материалы и Интернет­ресурсы 1. Учебно методический комплекс «Начальная школа. Кирилла и  Мефодия», DVD, 2012 г. 2. https://www.google.ru/search? q=rfhnbyrf+dtcyf&newwindow=1&espv=2&tbm=isch&tbo=u&source =univ&sa=X&ei=smKZU62BAeT8ywPUooLQBw&ved=0CBwQsA Q&biw=1170&bih=866#facrc=_&imgdii=_&imgrc=BhxV34caFADB 2M%253A%3BQXFgHc2VC8zmNM%3Bhttp%253A%252F %252Fimgal.ru%252Fusrfile%252Fimg%252Frisunki­na­temu­vesna.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fimgal.ru%252Frisunok %252Frannyaya­vesna­risunki%3B293%3B298 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне. Стало холоднее.                                     Стало теплее. Образовались проталины.                   Земля покрылась снегом. День уменьшается.                                День увеличивается. Река замерзает.                                      Лёд на реке тает. Листья распускаются.                         Листья желтеют. Птицы улетают на юг.                       Птицы прилетают с юга. Тает снег и лёд.