Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)
Урок направлен на воспитание интереса к историческому прошлому своего народа, воспитания патриотизма через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям. В целях лучшего усвоения нового материала в ходе урока применяется мультимедийное оборудование УМК : «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, учебник «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой для 3 класса.Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Русская трапеза"(3 класс)
конспект.docx
Дидактическое обоснование. Предмет: окружающий мир Класс: 3 Урок направлен на воспитание интереса к историческому прошлому своего народа,  воспитания патриотизма через изучение истории своей Родины, формирование  позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям. В целях  лучшего усвоения нового материала в ходе урока применяется мультимедийное  оборудование УМК : «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, учебник «Окружающий мир» под редакцией  Н.Ф.Виноградовой для 3 класса. Продолжительность использования презентации на уроке:  в течение урока. Тема урока: Русская  трапеза. Тип урока: урок открытия нового знания Место данного урока в системе уроков по теме «Как жили наши предки»:  14 урок Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми культуры русской  трапезы Методические задачи урока: Предметные: познакомить обучающихся с блюдами славян, национальными блюдами  русской кухни. Метапредметные:  ­ формирование умения работать по алгоритму; ­ развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь  обучающихся; ­ развивать умение работать в группе. ­ развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, рассуждать. ­ расширять кругозор обучающихся; ­ пополнять их словарный запас; ­ развивать умение работать со словарями. Личностные:  ­ воспитывать культуру общения на уроке; ­ развитие навыков сотрудничества; ­ формировать культуру правильного поведения за столом; ­ развивать интерес к истории русской кухни. Основные дидактические методы: ­ частично­поисковый; ­ проблемный; ­ практический. Форма организации познавательной деятельности: ­ работа в группах. ­фронтальная Оборудование и используемые учебные пособия: Учебник «Окружающий мир» для 3 класса под редакцией  Н.Ф. Виноградовой, толковые  словари Ушакова, В. Даля,  листы А3, фломастеры, цветные карандаши, клей. Раздаточный  материал: конверты  с индивидуальными заданиями, карточки с текстами  «Традиции  русской трапезы» (для приёма «Инсерт»), стаканы с крупой, деревянная ложка. Технические средства:  компьютер, презентация «Русская трапеза». Авторские комментарии: На уроке  используются различные формы работы:  коллективная (фронтальная) работа, работа в группах. Прослеживается межпредметная  связь с уроками технологии, русского языка, истории.  Разнообразие используемых на  уроке активных методов (словесные – беседа с использованием компьютерных слайдов,  информация научных работников;  практические – составление  рассказа,  наглядные­  показ слайдов, показ приготовления жидких блюд русской кухни)  способствуют  включенности в работу учащихся с различными видами восприятия,  и позволяет учащимся лучше закрепить, систематизировать  материал. Возрастные особенности учащихся  предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности  материала. Эффективность урока складывается из многих компонентов. Один из основных  ­ это количество активно задействованных детей в определенный промежуток времени.   Данный конспект и  презентация могут использоваться во внеурочной работе   и по другим  программам обучения.  Презентация оживляет урок, делает его более интересным и  наглядным. Авторский медиапродукт: презентация  к уроку ­ 34 слайда.  I. Мотивирование к учебной деятельности. (Звучит русская народная музыка.) Слайд 1,2 Учитель     Как вы догадались, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в гости к нашим  предкам – славянам. Мы уже не первый урок изучаем быт, обычаи и традиции нашего народа в  древности. Какую же составляющую русской культуры мы будем изучать сегодня?    Это мы узнаем, если правильно разгадаем кроссворд. А заодно проверим ваши знания,  полученные на предыдущих уроках Слайд 3 По горизонтали: Учитель ­ Мужская одежда, моду на которую ввел Петр 1. ­ Амулет, который по славянским поверьям мог защитить хозяина от болезней и смерти. ­ Одежда, название которой происходит от слова «рубить» ­ Самая дешевая обувь славян ­ Обязательный атрибут любого православного человека, может быть как нательным, так и  престольным ­ Как у славян назывался дом? ­ Обязательный головной убор замужней женщины К А О Б У Р Л К П Ф Е Б А Р И Л Т Р А П Е З А А Е Х Т С Б Т Н Г А И Т А О ­ Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. Слайд 4 Учитель    Тема урока «Русская трапеза». Попробуйте объяснить значение слова “трапеза”. (Пища, еда, угощение, блюдо.) Учитель     Сегодня на уроке моими помощниками будут  «научные работники» Полина и Юлия Давайте спросим у них, правильно ли вы ответили на вопрос с научной точки зрения. Слайд 5 1­й научный работник   В толковом словаре Ушакова даётся такое объяснение 1. ТРА'ПЕ'ЗА,   ы,   ж.   [греч.   trapeza   —   стол].   1.   Общий   стол   для   приема   пищи   в монастыре (церкви). Сесть за трапезу.  2­й научный работник 2.  В словаре  В. Даля Трапезница, трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать.   Слайд 6 Учитель   Трапеза с греческого языка – Пища, еда, угощение, блюдо  А  место, где трапезничают, называется ­ трапезная Мы с вами сделали первое открытие и определили тему урока. II. Постановка учебной задачи. Учитель ­Заинтересовала ли вас эта тема?  ­Что хотели бы узнать по этой теме?  (ответы обучающихся) ­Уверена, что сегодня на уроке по данной теме вы найдёте ответы на все ваши вопросы. Слайд 7  Учитель    Сегодня мы узнаем: что такое трапеза, как проходили трапезы в русских семьях,   познакомимся с блюдами славян,  продолжим знакомство с традициями русского народа.      Славяне отличались смелостью, трудолюбием и гостеприимством.  Всякий путешественник для  них был священным,  встречали его с ласкою, угощали с радостью. Слайд № 8 Учитель    Работать будем по плану План урока. I.  Трапеза  1. Хлеб ­ всему голова. 2. Каша – матушка. 3. Жидкие блюда. 4. Напитки. II. Исследовательская работа. III. Результат. IV. Домашнее задание III.Первичное введение знаний. Учитель     В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее  подготовке на Руси относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с  ней,  всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и  потребления пищи зачастую превращался в особого рода ритуал.          Сейчас определим, насколько  вы знакомы  с правилами русской трапезы наших предков  славян. Возьмите  карточку №1 (приём «Инсерт», использование 2 знаков): В карточке написаны  правила русской трапезы древних славян. Сейчас будем их читать.  Если вы такое правило уже знали, то ставьте на полях «V», а если этого вы не знали, то  ставьте «+» Слайд 9             Каждая трапеза имела свой определенный час.  Мытье рук перед обедом считалось обязательным.  Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное  место.  Место во главе стола сохранялось за хозяином.  Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.  Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.  Пока семья собирается, никто не начинает есть.  Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.  Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.  Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом  Русских всегда отличало гостеприимство. Учитель ­ Какие из прочитанных правил вам были известны? ­ Какие правила уже знали? IV.Открытие нового знания, способа действия  Учитель – А какие блюда русской кухни вы знаете? ­  A без чего не обходилась ни одна трапеза в русской семье? (Без хлеба.) Слайд11  ­ Хлеб – это главная пища русских людей. Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб. – А что вы знаете о хлебе? – Чьи мамы или бабушки пекут хлеб дома? – А что нам расскажут о хлебе Научные работники? 1­й научный работник: Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен пекли из  кислого заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща,  годился кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и  пекли, в основном, черный хлеб 2­й научный работник: Но там где сеяли пшеницу, выпекали белый хлеб. Самым лучшим  считался хлеб, выпеченный из пшеничной муки.  Таким образом, качество хлеба и его стоимость, были различными. Круглый хлеб –  коврига ­ подешевле, а сдобный пшеничный хлеб, каравай – подороже.   Учитель:  – Хлеб любили, есть мягким, а сухой резали и подсушивали. Что получалось? (Сухарики)  Слайд 12 Учитель: ­А что рассказывает картина художника И.И. Машкова? Спросим у научных работников.  1­й научный работник:  Картина художника И.И. Машкова ­ это маленький рассказ о хлебе. Вот он лежит на столе  – свежий, душистый, мягкий. Так и, кажется, что эти булки, буханки, батоны и пряники  хранят аромат полей, солнечный свет, теплоту рук, которые растили хлеб. Учитель ­ А сейчас послушайте отрывок из сказки и узнайте героя, исполнявшего песенку:      Я по коробу скребён,  По сусеку я метён,   На сметане мешён,       На окошке стужён… ­Конечно, колобок.  ­Что вы можете сказать о хлебных колобках?  Слайд 14 ­А что могут добавить научные работники. 2­й научный работник:  Колобки – это круглые хлебцы. Их обычно пекли из остатков муки от пирогов и хлебов.  Слайд15    Кроме хлеба  славяне пекли пироги с капустой, картофелем, ягодами, фруктами, мясом,  птицей, рыбой. Пекли  оладьи, ватрушки, печенье, пряники.  Учитель  ­Лепешки, замешанные на молоке, яйцах, тертом картофеле, муке назывались – драчёны.  А пироги с открытой начинкой из капусты, грибов, мяса, рыбы – расстегаи.  Слайд 16 ­ Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время  поминок. Сейчас блины являются любимым блюдом русского народа. Про блины поют  песни на праздниках. Послушайте одну. ­ А кто знает  символом,  какого праздника является блин? (масленицы) – Почему именно блин является символом этого праздника? (Похож на Солнце.) Учитель Хлеб в старину ставили на самое почетное место. О важной роли хлеба говорят пословицы  и поговорки, созданные нашими предками Слайд 17   Предлагаю вам игру. Дополни пословицу (хоровые ответы) 1. Хлеб ­ 2. Без хлеба 3. Не в пору обед­  4. Без соли не вкусно, • • • • нет обеда коли хлеба нет а без хлеба не сытно всему голова ­Можно ли считать приготовление и употребление в пищу хлеба традицией русского  народа? Почему? (Выращивание и выпечка хлеба передавалась из поколения к поколению) ­ Кроме хлеба главной пищей славян была………(каша) Слайд 18 Русская пословица гласит: «Хлеб – батюшка, а каша — мать наша»  ­Что вы знаете о кашах? ­ Сегодня у нас в гостях тётушка  Аграфена. Она нам расскажет о кашах. Слайд 19 Тётушка Аграфена     Каше очень много лет, она старше хлеба. В Древней Руси кашей называли любую  похлёбку, сваренную из измельчённых продуктов – крупы, гороха, моркови, репы, рыбы.   Кашу ели и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без  каши. Даже на царских пирах она занимала почетное место. Известно более 100 видов  каши. В Древней Руси любили кашу, которую варили из особого злака, похожего на пшеницу,  полбу (карточка с напечатанным словом).  Каша считалась питательной, но была груба  на вкус и ели её только бедняки. ­ В какой сказке упоминается такая каша? (Сказка о Попе и работнике его Балде)  Технология приготовления каши у наших предков была всегда одинаковой.  Раньше кашу засыпали в кашник – горшок, заливали водой, запаривали 5 часов. По нашим  меркам это долго, зато каша получалась знатная. – А чем полезна каша? Какая каша самая полезная? (Ответы детей.) Учитель ­  А что на это скажут нам научные работники? 1­й научный работник   Лучшей кашей специалисты назвали гречневую, она снижает уровень сахара в крови и  очень полезна.  2­й научный работник     На втором месте  оказалась овсяная каша, она изгоняет лишний холестерин из организма, ее рекомендуют при заболеваниях печени, диабете…  1­й научный работник     На третьем месте каша рисовая, но только из длинных зернышек (Круглые зерна  содержат слишком много крахмала.) Вот такие целебные свойства имеет каша. Тётушка Аграфена     Кто любит, есть кашу? Проверим, как вы знаете название круп и название каш, которые  готовят из них.  Игра “Угадай кашу”(работа в группах) ­ На столе у каждой группы стаканчики с крупой. Вы должны определить, какая крупа в  каждом стакане и как называется каша, приготовленная из этой крупы.  1 группа Рис ­ рисовая каша; Крупа кукурузная – кукурузная  каша; 2 группа Гречка ­ гречневая каша; Овсяная крупа, овсяные хлопья ­ овсяная каша; 3 группа Крупа пшеничная ­ пшеничная каша; Крупа манная ­ манная каша; 4 группа Крупа перловая ­ перловая каша; Пшено ­ пшённая.                                                                                                                                       Приложение 1 Тётушка Аграфена  ­ На основе манной крупы готовится очень много блюд. Я вам расскажу про гурьевскую  кашу. Слайд 20  Название каши связывают с именем графа Гурьева. Однажды графа  пригласили отобедать  в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша.  Попробовав её, граф был настолько удивлён, что велел позвать повара и, когда тот явился,  расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел. Граф выкупил  крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина.  Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей   восхищение.    Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась  кашей гурьевской, имя же действительного её изобретателя, повара Захара Кузьмина, как  Сорока­белобока Задумала кашу варить, Чтобы деток накормить. На рынок пошла И вот что взяла:  это часто случается,  забылось.  Рецепт гурьевской каши.  1/2 стакана манной крупы  2 стакана молока  1/2 ст. измельчённых грецких  орехов  2 стол. ложки сахара  2 ст. ложки сливочного масла  2 яйца  соль, ванилин по вкусу ­ Можно ли считать  приготовление и  употребление в пищу каши  традицией русского народа?  Почему? (Рецепты  приготовления каш  передаются от поколения к  поколению) Физкультминутка «Кашка­ малашка»    Я буду называть продукты для  приготовления каши, а вы  будете говорить «Да», а,  которые не идут для каши —  «Нет».  На «Да»– хлопок над головой;  «нет»– встаём Парное молоко Куриное яйцо Крупу манную...                    Капусту кочанную Соленый огурец...               Мясной холодец Сахар да соль...                   Белую фасоль...                   Масло топленое... Рыбку солёную Лавровый лист  Китайский рис...                Чернослив и изюм...         Шоколадный лукум         Перец болгарский...          Соус татарский..             Клубничное варенье...    Бисквитное печенье да нет да нет нет нет да нет да нет нет да да нет нет нет да нет Молодцы, ребята! Учитель  Еще одна сохранившаяся доныне традиция русской кухни – горячие и холодные    жидкие блюда. –  Какие блюда вы знаете?    Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебка,  солянка, уха, рассольник, окрошка, ботвинья, тюря и многое другое.  Слайд 21 ­Названия, каких блюд вам непонятны? (тюря, ботвинья) – Кто знает рецепты приготовления этих блюд? С рецептами приготовления этих блюд нас познакомит…… (ученик знакомит детей с  рецептами приготовления этих блюд.)  Тюря – кусочки черного хлеба, размоченного в квасе или в молоке  Ботвинья – холодное кушанье из кваса, зелени, репчатого лука, ботвы свеклы. 1­й научный работник  Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а  если они густые и наваристые, так сыт полдня.    Слайд 22 2­й научный работник     Не зря в России главным столовым прибором  была деревянная ложка.   Ею ели не только простые люди, но и купцы, и бояре. Сначала деревянные ложки были  грубоватыми, незатейливыми. Но позднее мастера научились придавать им форму,  расписывать. 1­й научный работник     В старину люди носили ложки в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в  гости не ходили. Даже Петр 1, идя в гости, приказывал брать с собой ложку. Он ел  деревянной ложкой, украшенной слоновой костью. Слайд 23, 24 Учитель ­ А что же пили  наши предки? 2­й научный работник    Понятие « напиток» появилось в русском языке  в начале прошлого столетия. Слово это  исконно русское, образовалось от глагола напитать, то есть насытить, накормить.   Напитками в России называли первоначально только те безалкогольные жидкости, которые были сытными и питательными. Это сбитень,  квасы,  меды, морсы, водицы, лесные чаи,  рассолы самостоятельные. Самым известным напитком  в России является – квас. Квасы в  России делали исключительно из полноценного натурального сырья – хлеб, плоды и ягоды,  мед.  Для улучшения вкусовых качеств добавляли различные травы, коренья и пряности. V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее  изученным, освоенным. Исследовательская  самостоятельная работа в группах. Алгоритм работы в группе 1. Откройте конверт, прочитайте задание. Все ли понятно? Есть вопросы? 2. Изучите материал учебника. 3. Подумайте, какой материал поможет более точно раскрыть тему трапезы. 4. Выберите представителя от группы, он даст ответ на ваш вопрос. Консультанты, назначенные учителем, оценивают работу групп  Постановка проблемного вопроса. Учитель ­Как вы думаете, была ли одинаковой пища в давние времена   в семьях крестьян и у князей? Отвечать на эти вопросы будут ученики 1 и 2 группы.   1 группа  Прочитать текст »Хлеб да вода – крестьянская еда» (с.77­78)  Заполнить таблицу Пища крестьян в   обычные дни Праздничные угощения  крестьян Обед крестьян в  конце лета и осенью Обед  крестьяне  зимой Ответить на вопросы:  1. От чего зависело богатство обеденного стола? 2. Что являлось основной пищей крестьян? 3. Почему летом и осенью обед был богаче? 4. Чем довольствовались в зимнее время? Сделайте вывод, оцените работу в группе. (Пища крестьян была продуманной, скромной и соответствовала особенностям их трудовой деятельности.    При составлении рациона питания учитывалось время года. Летом и осенью  обед был богаче и разнообразнее; на зиму заготавливали продукты, которые  восполняли недостаток витаминов.) Учитель    Не зря русская пословица гласит: «Хлеб да вода­ крестьянская еда»  «Прежде ели просто, а жили лет до ста» ­ пословица Слайд 27 Учитель   Трапеза была неотъемлемой частью жизни людей, и многие художники изображали это на  картинах.  Вот так изобразил художник Иван Алексеевич Ерменев крестьянскую семью за обедом (Картина Ивана Алексеевича Ерменева.  Обед (Крестьяне за обедом) Слайд 28 А вот еще одна картина  Федора Григорьевича Солнцева  «Крестьянское семейство за обедом» 2 группа  Причитать текст »Богатый дом­обильная еда» с. 81­82. Задания    Назвать кушанья, которые подавали на пирах,  перечислить порядок подачи блюд на  княжеском пиру Сделайте вывод, оцените работу в группе. (Жареный лебедь, холодные закуски, горячие похлёбки, жареная птица, рыба, десерт  (печенье, пряники, пироги, фрукты, конфеты. В богатых домах пища была вкусной и  разнообразной ) Слайд 29 Видеофрагмент (сказка о царе Салтане) Учитель Посмотрите, как проходили пиры у князей. ­Из какой сказки взят фрагмент? Слайд 30 Картина Бориса Михайловича Кустодиева   «Купчиха за чаем»    Удобно устроившись, подперев локоть одной руки другой, молодая женщина, пышная,  белотелая, голубоглазая и русоволосая, чинно пьёт чай из блюдца, сидя на балконе  деревянного особняка. Перед ней богатый натюрморт: огромный, начищенный до блеска  самовар, чайник с портретами, расшитое полотенце, сочный арбуз, фрукты и сладости. К её плечу мурлыча, ластится холёная кошка, непременная обитательница любого купеческого  дома. 3 группа  Задание I.Распредели слова на 4 группы:  1. Жидкие блюда:  2. Вторые блюда:   3. Напитки и десерты:  4.Мучные изделия:  Колобки, кисель, квас, запеканка, драчёна, расстегай,  рассольник, котлеты, зразы, сбитень,  тюря, ботвинья, щи, солянка, уха,  полба, морс, похлебка, окрошка, взвар, блины                                                    В помощь дается толкование слов (cм. Приложение 2) II.Сделайте вывод, оцените работу в группе. (У славян еда была скромной, но в их рационе  были первые блюда, вторые,  напитки, выпечка) 4 группа     В России до сих пор отдается дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за  трапезой. С давних пор сохраняется обычай провожать в дорогу и встречать человека  застольем. Задание 1. Какие правила поведения за столом вы соблюдаете? 2. Составьте памятку  для школьной столовой. 3. Сделайте вывод, оцените работу в группе.                                                                                                                                    Приложение 3 (Правила поведения за столом. Перед едой помой руки с мылом. Ешь не торопясь, хорошо пережевывая пищу. Сладости ешь только после приема основной пиши. Не ставь локти на стол. Не разговаривай с полным ртом. Используй салфетку. Поблагодари.) VI. Рефлексия учебной деятельности на итоге (итог) Учитель  Итак, наше исследование закончено. Каждый из вас сделал сейчас маленькое, но невероятное открытие. ­ Как вы  думаете, почему на Руси было много богатырей, которые славились своей силой и удалью?  (Пища была полезной и здоровой) ­Что нового узнали на уроке? (познакомились с блюдами славян, узнали, как проходили трапезы у крестьян купцов и князей, узнали о традициях русской трапезы) ­Что такое трапеза? (пища, еда, угощение, блюдо) ­Как называется место, где трапезничают? (трапезная) ­Где размещались почётные места за столом? (ближе к солонке) ­Назовите основную еду славян. (хлеб и каша) ­ Какая пословица это доказывает? (хлеб­батюшка, а каша – мать наша)  Вывод: трапеза – это не только прием пищи, но и важная часть русской культуры. Вот и подходит к концу наш урок. Осталось только напомнить, что почти все кушанья славяне готовили в печи.  Печь – это тоже часть русской культуры.  И если вам урок понравился,   и вы считаете, что плодотворно поработали, то поставьте ваши горшочки в устье печи, туда, где и должна стоять еда. А если вам кажется, что вы могли работать лучше, и вашему интеллектуальному блюду ещё нужны дополнительные ингредиенты, то поставьте ваш горшочек рядом с печью.                                                                                                        Приложение 4 VII. Домашнее задание 1  Дома прочитать о том, как проходили трапезы на Руси стр.77­83 2 На альбомном листе записать рецепт одного из блюд русской кухни. Нужно подойти  творчески к выполнению работы.  Можно использовать рисунок, открытку, фото  готового блюда. 3 Составить рассказ о блюдах мам и бабушек (по желанию). 4 Оформить книгу рецептов домашней русской кухни (по желанию).                                                                                                                  Приложение 1                                                Название круп и каш Зерно, крупа Каша Пшенная Манная (очень калорийная, хорошо ее съесть перед серьезными  нагрузками контрольной,  соревнованием) Пшеничная Перловая Овсяная (очень полезна) Гречневая (наиболее полезна) Рисовая Каша Растени я Просо Пшеница Пшено Манная крупа Пшеничная крупа Ячмень Перловая крупа Овес Овсяная крупа, овсяные хлопья (геркулес – хлопья, подвергнутые специальной  обработке, усваиваются организмом  значительно лучше, чем крупа) Гречка Рис Гречиха Рис Растения Зерно, крупа                                                                                                                               Приложение 2                                                   Толкование слов Десерт — сладкое блюдо, подаваемое после основного (и не являющееся основным), в  конце трапезы Зразы ­ кушанье из мяса с фаршем из гречневой или др. каши. Сбитень ­ горячий напиток из меда с пряностями. Солянка (в старину назывался селянка) — это суп на крутом мясном, рыбном или  грибном бульоне с острыми приправами оо  — традиционное блюдо национальной русской кухни, холодный суп.    – это лепешка, замешанная на молоке, яйцах, тертом картофеле, муке.  Рассольник— блюдо русской кухни, суп, основой которого являются солёные огурцы,  также может добавляться огуречный рассол. Окр шка Щи – это первое блюдо, разновидность заправочного супа Уха – жидкое кушанье, приготовленное из свежей рыбы Похлёбка — разновидность супа, представляющая собой лёгкий овощной отвар,  называемый по имени основного компонента, например картофельная похлёбка, капустная  похлёбка, щавелевая похлёбка.  Взвар – напиток из свежих и сушеных ягод, душистых трав.  Дрочёна   Расстегай – пирог с открытой начинкой из капусты, грибов, мяса, рыбы.  Колобки – это круглые хлебцы. Их обычно пекли из остатков муки от пирогов и хлебов Тюря – кусочки черного хлеба, размоченного в квасе или в молоке. Ботвинья – холодное кушанье из кваса, зелени, репчатого лука, зелени, ботвы свеклы. Кис льео   (овёс, рожь, пшеница, конопля, горох) Квас – старинный русский напиток, получаемый в результате молочнокислого или  спиртового брожения    Запеканка ­ запеченное кушанье Котлеты – как правило, мясное изделие из фарша в виде лепёшки. Полба – это зерновая культура семейства злаковых Морс ­ это освежающий напиток из сока ягод, фруктов, овощей и, воды с добавлением  сахара или меда. Блиныо  — кулинарное изделие, приготавливаемое жареньем жидкого теста, выливаемого на раскалённую сковороду; обычно имеют круглую форму   — студенистое кушанье приготавливаемое из крахмала, или из зерновых культур                                                                                                                                                                       Приложение 3 4 группа     В России до сих пор отдается дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за  трапезой. С давних пор сохраняется обычай провожать в дорогу и встречать человека  застольем. Задание 1.  Какие правила поведения за столом вы соблюдаете?  2 .Составьте памятку  для школьной столовой.  Правила поведения за столом. ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ 3. Сделайте вывод, оцените работу в группе                                                                                                       Приложение 4

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017