Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл—4 кл
03.04.2019
Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"
Тип урока: изучение нового материала. Цель: дать представление обучающимся о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: • Образовательная: познакомить с понятием «православный храм»; с его назначением, внешним видом и устройством; формировать представление о ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей; • Развивающая: развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся; • Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию. Формируемые УУД: Познавательные: формировать представления о Великом князе земли Русской – Владимире; формировать умения рассказывать историю принятия христианства на Руси; уметь фиксировать затруднения, выстраивать события в хронологическом порядке; работать с информацией в разных формах; добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных источниках (текст учебника, презентация); строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь осуществлять анализ текста и репродукций картин; устанавливать причинно-следственные связи; учиться основам смыслового чтения познавательного текста, выделять существенную информацию. Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; применять для решения учебных и практических задач различных умственных операций (сравнения, обобщения, анализ, доказательства); принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать и корректировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве. Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину; соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе учебной деятельности.
20.03. Окруж мир.doc
Конспект урока Дата: 20.03.2019 Предмет: окружающий мир Школа: СШ №5 Класс: 3­В Учитель: Белякова И.Е. Методист: Костина О.В. Студент: Топилина Т.Л. Тема: «Виртуальная экскурсия в собор». Тип урока: изучение нового материала. Цель: дать представление обучающимся о назначении православного храма и его устройстве. Задачи:  Образовательная: познакомить с понятием «православный храм»; с его назначением, внешним видом и устройством; формировать представление о ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей;  Развивающая: развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко­культурный словарь учащихся;  Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию. Формируемые УУД:  Познавательные:  формировать   представления   о   Великом   князе   земли   Русской   –   Владимире; формировать   умения   рассказывать   историю   принятия   христианства   на   Руси;   уметь   фиксировать затруднения,   выстраивать   события   в   хронологическом   порядке;   работать   с   информацией   в   разных формах; добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных источниках (текст учебника,   презентация);   строить   речевое   высказывание   в   устной   и   письменной   форме;   уметь осуществлять   анализ   текста   и   репродукций   картин;   устанавливать   причинно­следственные   связи; учиться основам смыслового чтения познавательного текста, выделять существенную информацию. Регулятивные:  уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свои действия в   соответствии   с   поставленной   задачей;   применять   для   решения   учебных   и   практических   задач различных   умственных   операций   (сравнения,   обобщения,   анализ,   доказательства);   принимать   и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные:  уметь   сотрудничать   в   совместном   решении   проблемы;   учитывать   и корректировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать  на вопросы других; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться   на   позицию   партнера   в   общении   и   взаимодействии;   учитывать   разные   мнения   и стремиться к координации позиций в сотрудничестве.  Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину; соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе учебной деятельности. Оборудование: презентация; музыкальное сопровождение; видео; дополнительный материал. ХОД УРОКА I. Организация начала урока ­ Здравствуйте, садитесь.  1 – Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?            Раздаю тест по теме «Крещение Руси». II. Актуализация знаний     ­ У вас  на столах лежат листочки, подписываем их и начинаем выполнять задания.  На выполнение задания даётся 7 мин.  ФИ______________________________________________ Тест по теме «Крещение Руси» 1. Причиной принятия христианства на Руси было стремление: 1) варяга Рюрика укрепить своё влияние в славянских землях; 2) князя Владимира укрепить дружеские отношения со степняками­кочевниками; 3) князя Владимира установить власть над Крымом; 4) киевских князей укрепить международный авторитет Киевской Руси. 2. Принятие христианства: 1) замедлило развитие культуры; 2) привело к созданию Древнерусского государства; 3) укрепило международное положение Руси; 4) привело к полному исчезновению язычества. 3. В каком году произошло Крещение Руси? 1) в 1098 2) в 998 3) в 988 4) в 1089 4. Деятельность князя Владимира была направлена на: 1) установление определённых норм сбора дани; 2) ведение походов против Польши; 3) строительство городов Киева и Пскова; 4) усиление власти киевского князя и укрепление авторитета Древнерусского государства. 5. Христианство пришло на Русь из: 1) Волжской Булгарии; 2) Рима; 3) Хазарского каганата; 4) Византии. 6. Какая река была местом крещения киевлян? 1) Волга; 2) Волхов; 3) Днепр; 4) Дон. 7. Кем приходился Владимир Святославович княгине Ольге?  1) сыном; 2) внуком;  2 3) братом;  4) племянником. 8. В каком городе князь Владимир и его дружина приняли крещение? 1) Константинополь; 2) Киев; 3) Корсунь (Херсонес); 4) Новгород. 9. После принятия христианства на Руси: 1) началось строительство церквей, монастырей; 2) были запрещены жестокие языческие обряды; 3) началось развитие образования; 4) верно всё указанное. 10. Князь Владимир в былинах и сказаниях был назван 1) Владимир Мономах; 2) Владимир Великий; 3) Владимир Красно Солнышко; 4) Владимир Креститель. ­ Сдаём работы.  III. Целеполагание ­ Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит. (звучит колокольный звон Какие первые ассоциации у вас возникли? (Отвечают) 1 мин.).  ­ Вывод: У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом (собором).  ­ Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?  ­ Тема нашего урока «Экскурсия в (собор) храм» СЛАЙД. IV. Изучение нового материала  ­   Чудотворец   Иоанн   Шанхайский   сказал   такие   слова:   «Храмы   нужны   не   Богу   –   Престол, которого небо и подножие­земля, а нам они нужны». Этот дом – не просто дом Он красивый и с крестом. Золотые купола. Звонкие колокола. Бим­бом­бом. Дин­дин­дин. Кто­то с мамой, кто один Помолиться в этот дом Ходит в трепете святом По утрам и вечерам. Это – православный храм.                                       Л. Ермаков ­ Действительно ли человеку нужны храмы? Выберите одно из высказываний и докажите свою точку мнения: • • Я считаю, что человеку нужны храмы …. Я считаю, что человеку храмы не нужны… ­ Приходилось ли вам бывать в храме? 3 ­ Кто впервые привёл вас в храм? ­ Какие чувства вы испытывали в храме? ­ Что вам запомнилось больше всего в храме? ­ История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 988 году состоялось первое массовое крещение Киевской Руси. Киевский князь Владимир, приняв   святое   крещение   с   именем   Николай   и   крестив   свою   дружину   с   частью   населения   Киева, построил церковь во имя пророка Илии на Подоле. ­ Ребята, что такое храм? (Отвечают) ­ Давайте посмотрим видео и узнаем правы ли мы.  Просмотр видео (00:57) Вопросы:  1. Что такое храм? (Храм – это особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения ему.) 2. Подберите синонимы к слову «храм».  (Дом господень, дом божий, царские чертоги, собор, церковь) 3. Как определить кому посвящен тот или иной храм?  (Определить, кому посвящён тот или иной храм, можно по главной храмовой иконе, находящейся справа от Царских врат за иконой Спасителя) СЛАЙД ­ На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. 22­х­главая  Преображенская церковь СЛАЙД, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия.  Храм   Христа  Спасителя  СЛАЙД   в  Москве   считается  главным  православным   храмом  нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси ­ Кирилл.  Издавна храмы строили в самых красивых местах. ­ Как отличить храм от всех остальных зданий?  (У него есть купол, на котором находится крест) СЛАЙД Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного. Форма куполов может быть различной. Первоначально купола были в виде воинского шлема (СЛАЙД),   а   храм   был   похож   на   русского   богатыря.   Позже   купол   стал   походить   на   пламя   свечи (СЛАЙД).  А с 17 века купола стали делать в виде вазонов. (СЛАЙД)  Часто на храме строят не одну, а несколько глав.  ­ Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? (предположения детей) ­две главы (СЛАЙД) означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;  ­три главы СЛАЙД (три Лица Святой Троицы);  ­пять глав СЛАЙД (Иисуса Христа и четырех евангелистов);  ­семь глав СЛАЙД (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);  ­девять глав СЛАЙД (девять чинов Ангельских);  ­тринадцать глав СЛАЙД (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.  Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница СЛАЙД, т. е. башня, на которой висят колокола.  К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун ­ в зависимости от звучания. Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.   Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.  4 • • богослужении).  праздника и т.п., называется «трезвон».  Звон   в   один   колокол   называется   «благовест»   (благостная,   радостная   весть   о Звон   во  все   колокола,   выражающий   христианскую   радость   по  поводу   торжественного Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». •     Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире. ­ Ребята, какой формы бывает собор? (Отвечают) ­ Давайте посмотрим видео и узнаем правы ли мы.  Просмотр видео (01:34) Вопросы: СЛАЙД 1. Какой же формы бывают храмы?  (Храмы бывают круглой, восьмигранной и смешанной формы). 2. Что символизирует круглая форма?  (Вечное существование церкви, потому что круг не имеет ни начала, ни конца). 3. Что символизирует восьмигранная форма?  (Вифлеемскую путеводную звезду в Царствие небесное). 4. Что такое смешанные типы храмов? (Это когда, снаружи форма храма крестообразная (восьмигранная), а внутри круглая.) 5. Чем завершались все храмы? (Все храмы завершались куполами, которые символизируют небо). Физкультминутка: ­ Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм. (СЛАЙД) Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.  —   Когда   мы   приходим   в   гости,   заходим   в   дом,   что   мы   делаем?   Поэтому,   входя   в   храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест. Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть. СЛАЙД Памятка мальчику:  Прежде чем зайти в собор,  Головной сними убор,  Злые мысли отгони:  Не нужны тебе они…  СЛАЙД 5 Памятка девочке:  Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой.  Читает учитель Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом.   Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам — Неполезно это нам...   Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти. ­   Давайте   посмотрим   видео   и   познакомимся   с   внутренним   убранством   главного Преображенского собора. Просмотр видео (03:16) Вопросы:  1. Из   скольки   частей   состоит   храм?   Назови   их.   (Храм   состоит   из   3­х   частей:   придвора, основной части храма и святой святых (алтаря). 2. Что   значит   кафедральный   собор?  (Это   главный   собор,   где   располагается   кафедра епископа). 3. Что   изображено   на   дьяконских   вратах?  (На   дьяконских   вратах   изображены   Архангел Гавриил, Архангел Михаил. А также первые мученики Архидьякон Стефан и Архидьякон Лаврентий). 4. Что находится на святом престоле?  (Святые дары для причащения больных; Евангелие (книга жизни); распятие; крест; иконы; семисвечник).  5. Что ещё есть в алтаре? (Жертвенник)  6. Что на нём делают? (Приготавливают вино и хлеб) V. Подведение итогов ­ Что вы нового сегодня узнали? (Отвечают) ­   Что   такое   храм?  (Храм   –   это   особое   здание,   посвященное   Богу   и   предназначенное   для общественного служения ему.) ­ Как определить кому посвящен тот или иной храм?  (Определить, кому посвящён тот или иной храм, можно по главной храмовой иконе, находящейся справа от Царских врат за иконой Спасителя). ­ Какой формы бывают храмы? (Храмы бывают круглой, восьмигранной и смешанной формы). 6 ­   Из   скольки   частей   состоит   храм?   Назови   их.  (Храм   состоит   из   3­х   частей:   придвора, основной части храма и святой святых (алтаря). ­   Что   находится   на   святом   престоле?  (Святые   дары   для   причащения   больных;   Евангелие (книга жизни); распятие; крест; иконы; семисвечник). VI. Рефлексия  – Оцените свою работу. Нарисуйте тот значок, который соответствует вашей работе на уроке: Отлично: весёлое лицо; хорошо: обычное лицо; может быть и лучше: грустное. VII. Домашнее задание: Открываем  дневники,  записываем  домашнее задание:  на альбомном листе нарисовать храм (собор). – Урок окончен, до свидания! Оценка:________________________ Учитель:_______________________ 7

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Виртуальная экскурсия в собор"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2019