Конспект урока знакомит детей с особенностями строения, функциями органов вкуса. В конспекте использованы разнообразные виды работы.. Учить детей соблюдать гигиену органов чувств. развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать вывод. с помощью различных видов работы на уроке учить проявлять способность к самооценке
            
        
        
        
                    
                
                    Тема урока: Вкус
Цели урока:  создать условия для осознания первостепенной роли органов чувств
человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире;
 обеспечить усвоение знаний об особенностях органов вкуса и их функциях;
 способствовать воспитанию ценностей здорового образа жизни,
Планируемые результаты
Предметные:
 рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами;
 соблюдать гигиену органов чувств.
Личностные:
 проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной 
деятельности;
ответственно относиться к собственному здоровью.
Метапредметные:
Коммуникативные: 
 инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения 
коммуникативных и познавательных задач;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки 
и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
 использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
 группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, 
по заданным критериям;
 развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
 строить монологическую речь в устной форме.
Тип урока: открытие нового знания.Ход урока.
1. Организационный этап.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок. 
На меня все посмотрели 
Улыбнулись, тихо сели.
II. Повторение ранее изученного материала
 Учитель.  
Давайте вспомним, что мы изучали  на прошлом уроке и проверим наши знания.
Если вы согласны с моим утверждением, то ставите точку в квадрат. Если нет, то в клетке
ничего не ставим.
Тест. Работа на индивидуальных листах.
  Уши надо мыть каждый день (да)
  Органом зрения являются глаза (да)
1.
2.При чтении и письме свет должен падать справа (нет)
3.Уши являются органом слуха (да)
4.
5.полезно использовать громкую музыку и наушники (нет)
6.человек может жить без органов зрения (да)
7.Кожу надо содержать в чистоте (да)
8.Сидеть перед телевизором можно ближе 1 метра от экрана  (нет)
9.Недопустимо чтение лежа при слабом свете ночника (да)
 Самопроверка.
Учитель. А теперь соедини точки в таком порядке:
от 1 к 3,  от 1 к 4, от 4 к 6, от 6 к 9, от 9 к 7.
Если у вас получилась цифра 5, значит, за тест вы получаете «5»!
     
1
4
7
2
5
8
3
6
9– Устные рассказы учеников про обоняние.
Повторение памятки “Как надо охранять орган обоняния?” (фронтальный опрос):
– не курить,
 – не нюхать незнакомые предметы бытовой химии,
 – беречь нос от простуды,
 – чаще употреблять в пищу фрукты и овощи, чтобы не заболеть,
 – закаляться,
 – не простужать ноги.
 Сегодня девизом нашего урока станут пословицы о здоровье..
Как вы их понимаете?
Здоровье всего дороже.
Здоровье не купишь.)
III. Сообщение темы и цели урока.
Отгадайте загадку. 
Всегда во рту,
 а не проглотишь 
О чем пойдет речь на нашем уроке?   Назовите тему урока (Вкус)                                             
Какие цели  мы поставим на сегодняшнем уроке.
– Сегодня на уроке вы узнаете много интересного и полезного о вкусе, о главном его 
органе языке.
Презентация
Ребята, как вы думаете кто такой дегустатор?
Дегустатор – новое для вас слово. Заглянем в словарик (Дегустатор – специалист, который 
определяет качество продукта на вкус)
Сегодня на уроке дегустаторы нам помогут ответить на вопрос:
Верно, что различать вкус помогает слюна?
Опыт №1. Потрем язык салфеткой и проведем быстро по нему кусочком сахара. 
Почувствовали ли вкус? Почему?Вывод: сухой язык вкуса не ощущает.
Опыт №2.Подержим сахар во рту чуть дольше или положим его на влажный язык. Что 
происходит? (сахар растворятся и ощущается сладкий вкус)
Вывод: вкус пищи мы ощущаем, если она растворяется в жидкости. Растворителем служит 
слюна. Нерастворимые вещества кажутся безвкусными. Наш язык всегда влажный.
Физкультминутка.                                                                                                                            
Работа с учебником стр.4243 закрепление
 Рассмотри рисунок «Вкусовые зоны языка».
 Назовите, где находится чувствительная зона к сладкому. А к 
горькому?
 Какими частями языка вы сможете определить соленое и кислое?
1. Основание языка чувствительно к горькому.
2. Края языка чувствительны к кислому и солёному.
3. Кончик языка чувствителен к сладкому.
   Гуляя по лугу, Марина искала травинку, с помощью которой можно свистеть, дудеть…
«Попробую вот эту»,  подумала девочка и взяла её в рот. И тут же  выплюнула: «Ой, какая
горечь!».   Это   была   горькая   полынь.   Что   помогло     Марине   распознать   горький   вкус
растения? Правильно ли поступила девочка,  взяв в рот незнакомое растение?
Сообщения детей на тему «Ядовитые растения» (вороний глаз, волчье лыко,белена, 
ландыш).
Это что за чёрный глаз 
 Смотрит из травы на нас? 
 Удивительное дело  
 Вот он, глаз, а где же тело?
Вороний глаз. Прямой ствол высотой 3040 см. На верхушке голого стебля кружком 
расположены четыре листа (редко бывает 3 или 5), а между ними на невысокой 
цветоножке, единственный зеленоватожелтый цветок. Из цветка развивается плод — 
синеваточерная блестящая ягода. Ядовито все растение, особенно корневище и ягода.
Ягоды бешеныеНа кусту развешанные, 
 Зовут к себе, краснеют, 
 Да взять никто не смеет.
Волчник, или волчье лыко  в народе называют волчьей ягодой. Это кустарник или мелкие 
деревца с яркокрасными ягодами, похожими на облепиху. Сок этого ядовитого растения , 
попавший на кожу, может вызвать боль, красноту, отек, и даже пузыри и язвы . При 
попадании ягод или сока в желудок, признаки отравления будут такими: жжение во рту и 
глотке, затруднение глотания, боли в желудке, понос, рвота. В моче появится кровь. 
У тропы стоит неряха,
 на ней липкая рубаха,
 на плече кувшин узорный
 до краев с отравой черной.
Белена – ядовитое растение, имеющее не очень приятный, дурманящий аромат. Сверху оно 
все покрыто клейкими волосками. Корень растения вертикальный, ветвистый. Стебель 
прямой. Цветок белены слегка неправильной формы, кремового цвета с фиолетовыми 
прожилками. Белена – ядовитое растение, цветущее в летнее время. 
Красотою, как магнит,
 Манит всех прохожих.
 Ландыш очень ядовит,
 Будь с ним осторожен.
Всё растение ядовито. В нём содержатся вещества, оказывающие сильное влияние на 
деятельность сердца и органы пищеварения. При лёгком отравлении у пострадавшего пульс
становится очень редким, с долгими паузами. При тяжёлом отравлении появляется боль 
под ложечкой. Тошнота, рвота. Давление повышается, затем резко падает.  Чаще всего 
бывают случаи отравления детей яркими ягодами.
Работа в группах.
. Каждой группе дается задание на карточках.1. Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния?
2. Людям какой профессии нужно острое чувство вкуса?
3. Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?
Через 1 минуту 1 представитель от команды отвечает на заданный вопрос.
Варианты ответов.
1. Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.
2. Повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей.
3. Музыканты, охотники, пограничники.
Игра “Вкус продукта”  С завязанными глазами определить вкус продукта и назвать его.
(лимон, соль, шоколад, лук)
Самостоятельная работа в тетрадях.
Составление памятки “Как сберечь орган вкуса?” 
Никогда не бери в рот очень горячую и слишком холодную пищу, не пробуй незнакомые 
тебе продукты. Сильно притупляют вкус простудные заболевания, курение. Поэтому 
простудные заболевания надо лечить по совету врача, а курить лучше вообще не начинать. 
Можно ли тренировать орган вкуса?
 Проведем опыты Стр.44
– Как называлась тема урока? (Вкус)
– Назовите главный орган вкуса (Язык)
– Помогите продолжить предложения.
Снаружи язык покрыт множеством…(сосочков) В них заложены окончания нервов, 
определяющих…(вкус)
Кончик языка ощущает…(сладкий и соленый) вкус. Кислый вкус ощущаем …. (краями) А 
горький…(корнем)
– Нужно ли беречь язык? (Да)
Урок хочу закончить словами мудрецов:
Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
 А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –
это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем 
здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Этап рефлексии.
 Продолжите предложение:
Я вспомнил…
Я узнал…
Я научился…
Домашнее задание.
Учебник страницы 4244
Литература1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся 
общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: ВентанаГраф, 2014.
 2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для 
учащихся общеобразовательных учреждений – М.: ВентанаГраф, 2014.
3 Большая энциклопедия иностранных слов.