Конспект урока по окружающему миру на тему "Во что верили наши предки?"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
03.04.2019
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить обучающихся с верой славянского народа.
Задачи:
• Образовательная: познакомить учащихся с богами, духами, в которых верили наши предки; Развивающая: развивать познавательные мыслительные операции обучающихся: сравнение, анализ; умение наблюдать, обобщать знания; развивать воображение;
• Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям других вероисповеданий; формировать интерес к изучению истории и культуры русского народа.
Формируемые УУД:
Познавательные: уметь фиксировать затруднения, выстраивать события в хронологическом порядке; работать с информацией в разных формах; добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных источниках (текст учебника, презентация); строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь осуществлять анализ текста и репродукций картин; устанавливать причинно-следственные связи; учиться основам смыслового чтения познавательного текста, выделять существенную информацию.
Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; применять для решения учебных и практических задач различных умственных операций (сравнения, обобщения, анализ, доказательства); принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать и корректировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве.
Личностные: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; доводить работу до конца; предвидеть результат своей деятельности; успешно осуществлять учебную деятельность; слушать и слышать собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает своё мнение.
12.03 Окруж мир.doc
Конспект урока
Дата: 12.03.2019
Предмет: окружающий мир
Школа: СШ №5
Класс: 3В
Учитель: Белякова И.Е.
Методист: Костина О.В.
Студент: Топилина Т.Л.
Тема: «Во что верили наши предки?»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить обучающихся с верой славянского народа.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с богами, духами, в которых верили наши предки;
Развивающая: развивать познавательные мыслительные операции обучающихся: сравнение,
анализ; умение наблюдать, обобщать знания; развивать воображение;
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям других вероисповеданий;
формировать интерес к изучению истории и культуры русского народа.
Формируемые УУД:
Познавательные: уметь фиксировать затруднения, выстраивать события в хронологическом
порядке; работать с информацией в разных формах; добывать новые знания; извлекать информацию,
представленную в разных источниках (текст учебника, презентация); строить речевое высказывание в
устной и письменной форме; уметь осуществлять анализ текста и репродукций картин; устанавливать
причинноследственные связи; учиться основам смыслового чтения познавательного текста, выделять
существенную информацию.
Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свои действия
в соответствии с поставленной задачей; применять для решения учебных и практических задач
различных умственных операций (сравнения, обобщения, анализ, доказательства); принимать и
сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать и
корректировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; соблюдать правила
речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; допускать возможность
существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и
стремиться к координации позиций в сотрудничестве.
Личностные: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности; доводить работу до конца; предвидеть результат своей деятельности; успешно
осуществлять учебную деятельность; слушать и слышать собеседника, ведет и поддерживает диалог,
аргументированно отстаивает своё мнение.
Оборудование: презентация.
Ход урока:
I. Организация начала урока
Здравствуйте, садитесь.
II. Целеполагание
Кто верит в существование сказочных героев?
А как вы думаете, наши предкиславяне верили в сказочных героев?
А во что еще могли верить наши предкиславяне?
А какие природные явления могли пугать древних славян? (Гром, молния, град, ветер...)
1 Древние славяне связывали эти явления с богами и духами.
О чем будем говорить сегодня на уроке? Что мы узнаем? (Во что верили славяне)
Правильно, ребята. Мы будем говорить о том, во что верили славяне.
III. Изучение нового материала
Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в
себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают
молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Бедствием для
людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они
приписывали таинственным силам.
Славяне были язычниками, то есть верили во многих богов.
Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме, долгая жизнь
человека – всё это зависит от воли богов и духов (это невидимые существа). Злых духов надо
задабривать, склонять на свою сторону. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом,
мясом и даже убивали для них (приносили им в жертву) животных.
Богов у славян было много, и каждый из них отвечал за чтото своё.
Давайте познакомимся с этими богами.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Перун – бог грома и молнии, покровитель воинов, (В Древней Греции Зевс). Он появлялся
весной, пробуждал землю и выводил изза туч солнце. В то же время Перун – грозное карающее
божество. В дни Перуна с июнь по август в Древней Руси справляли тризны по павшим воинам. А так же
посвящали в воины молодёжь.
Лада – богиня любви (в древнегреческой мифологии – Афродита). Весь строй жизни назывался
лад. И даже оладьи. Которые пекли по весне, от того же корня.
Даждьбог – бог плодородия и мироздания. Он исполнял желания, давал здоровье и блага. Его
символы – золото и серебро. День Даждьбога – 22 сентября, день осеннего равноденствия. С
Даждьбогом связан обычай брать в дальнюю дорогу горсть родной земли, припадать к земле, когда
наваливается усталость.
Белобог
удачи,
справедливости,
С именем Белобога сочетается понятие светасолнца. Древний ваятель сделал статую Белобога,
изображавшую сурового мужчину с куском железа в правой руке.
хранитель и податель добра,
счастья.
Чернобог ужасное божество, начало всех зол. Он держал в руке копье, готовое к поражению
Обитает Чернобог в аду. В сказках это Кащей.
Вечно сражаются Чернобог и Белобог, победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и
ночь — олицетворение этих божеств.
Велес – бог богатства и домашних животных. Он учил людей преодолевать трудности и ценить
счастье. Велес – великий судья и волшебник. В христианстве воспринимается как «чёрт», «лютый
зверь».
Сварог – Отец «Небесный». Сварог «сварил», создал землю. Он нашёл Камень Алатырь, вспенил
им океан. Из застывшей пены образовалась суша. Сварог научил людей варить творог и сыр, которые
считались священной едой. Он дал людям огонь и железные орудия труда: плуг, молот, наковальню,
палицу.
Мокошь – покровительница домашнего очага, плодородия, материнства. Жена Даждьбога.
Изображалась с рогом в руке, что символизирует рог изобилия. В жертву ей приносилась пряжа.
Морана – богиня болезней, смерти, ночи и зимы. Именно Морана, по преданию, обрезала нить
человеческой судьбы. Морена – дочь снежной богини Леды и жена Чернобога (Кащея). Морана – это
судьба, доля, которой никто не может избежать.
Ярило – бог весны, солнца. Он пробуждает силу в растениях и людях. Ранней весной появлялся
босоногий всадник на белом коне. Два раза в год в апреле и июле праздновались Ярилины дни. Девушки
и юноши водили хороводы, прыгали через костёр. Именно этот обычай описан в сказке «Снегурочка».
2 Русалки – загадочные существа. Название произошло от слова «русый», светлый. Русалками
становятся девушки, которые утопились изза несчастной любви. Считается, что русалки могут
защекотать до смерти или утопить.
Берегиня – богиня, породившая всё сущее. Живёт по берегам рек в берёзовых рощах. Оберегает
людей от бед. С ней связаны слова «оберег», «берег», «берёза». Это лесные русалки. Считается, что
берегинями становились девушки, умершие до свадьбы. На Ивана Купала им устраивали проводы, и
берегини уходили обратно в леса.
Стрибог Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь, рожденный из дыхания
Рода. Ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом
лесу или на острове посередине моря–океана, либо летящего на воздушном корабле над Землёй. С
именем стрибога связаны слова «стрела», «струна», «страж», «старик» и др.
Симаргл – бог огня, покровитель семян и растений. Изображался как крылатая собака.
Охраняет мир с огненным мечом. 14 апреля Симаргл растапливает снег. В Христианстве соотносится с
архангелом Михаилом.
Кикимора – злой дух дома, божество ночных кошмаров. Она ворует дерей и путает пряжу.
Иногда превращается в серую кошку. Кикимора вредит хозяйству. Ещё одно имя Кикиморы – Шишига.
Домовой – домашний дух. Оберегает жильё, следит за порядком. Домовой обычно невидим, но
может показываться людям. Домовой весь покрыт шерстью, есть рожки и хвостик. Чтобы заслужить
уважение домового, надо угощать его сладостями.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он
опутан тиной, имеет большую бороду и зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном. Вообще
он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какогонибудь зазевавшегося
человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, как и русалки, тоже ходят в услужении у водяного.
Если леший властвовал в лесу, то хозяином рек, озёр и болот был водяной. Голова у него
косматая, вся в тине, с выпуклыми зелёными глазами, лицо опухшее, живот толстый. Чтобы его
умилостивить, топили славяне в реке, озере, болоте то овцу, то корову, то лошадь.
Банный представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной,
покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда
происходящие в бане. Может он и затащить в горячую печку. Знающие люди всегда оставляют Баннику
хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды.
Леший живёт в лесной глуши в вывернутых из земли корягах. Он охраняет лесное зверьё. Глаза
его горят как угольки, кожа зелёная, запутанные волосы. Может быть крохотным или огромным, как
дерево. Может заманить человека в глушь леса.
По представлениям славян, свой хозяин был не только в доме, но и в лесу. Здесь жил леший –
лесной дух. Косматый, зелёный, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Жилищем ему служат
густые камыши и лесные трущобы. Лешему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может
обернуться любым зверем или птицей. Леший может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он
угоняет скот у пастуха, лишает охотника добычи. Но лешего, как и домового, можно задобрить: отдать
ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб, пирог.
Леший может вырастать выше деревьев, а может быть и ниже травы, в зависимости от
обстоятельств и характера. Он может явиться к человеку в разных видах, но чаще показывается людям
дряхлым старичком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Лешему приписывают, что он любит
кричать в лесу, пугая тем народ, заводить в глушь и там хохотать и хлопать в ладоши. Если он кого
либо заведёт в лес, то, по народным поверьям, необходимо одеться как леший – вывернуть всю одежду
наизнанку и сразу выйдешь на нужную тропинку.
Выходит девочка в народной одежде и произносит заговор на милость лешего.
«Хозяюшко лесной! Дедушка леший, покажись нам, объявись перед нами не волком злым в
шубе серой, не вороном чёрным в шубе смолистой, не ёлкой колючей в шубе зелёной, а покажись ты
нам таковым, какова я, Анна, стою сейчас перед тобою!»
Хорс – бог солнечного диска. Считается повелителем молний. Изображался в виде всадника на
колеснице. Приносит радость и счастье. Хорс означает «круг». Прославляли Хорса круговым танцем,
3 хороводом. Так же слова «хорошо», «хоромы», «коловорот», «колокол», «колесо» имеют один корень с
именем Хорса.
Есть ещё одно необыкновенное божество: Чур – божество границ, одно из древнейших божеств
берегинь. Произошло от «щур». Предки (пращуры) какоголибо рода. Чур связан с миром. Он освящает
и защищает право собственности («чурмоё»), всё делит по справедливости: «чур – пополам!», «чур –
вместе!». С его именем связаны слова «черта», «очерчивать», «щуриться».
IV. Физкультминутка
V. Обобщение
(раздаю контрольные работы)
А сейчас мы повторим, как вы усвоили предыдущие темы.
Вам раздали контрольные работы, подпишите их и начинайте выполнять.
Самостоятельная работа
VI.
Рефлексия
Что нового мы узнали на уроке?
Назовите богов, в которых верили наши предки.
Назовите духов.
VII. Домашнее задание
Открываем дневники, записываем домашнее задание: подготовить сообщение про одного из
богов.
Оценка:__________________________
Учитель:_________________________
4
Конспект урока по окружающему миру на тему "Во что верили наши предки?"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Во что верили наши предки?"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Во что верили наши предки?"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Во что верили наши предки?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.