Урок окружающего мира по теме «Живая и неживая природа».
Система Занкова Л.В.. 1 класс.
Цель урока: Формирование умения различать живую и неживую природу.
Задачи:
Формировать познавательные УУД : через наблюдения помочь детям выделить признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы; учить сравнивать, делать выводы;
Формировать коммуникативные УУД: расширять кругозор и речь детей; учить работать в паре;
Формировать личностные УУД: воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе на основе местного материала.
1.Организация класса.
Милые мои, ребята,
Видеть вас я очень рада
И надеюсь я на вас.
Замечательный мой класс,
Что меня не подведете,
Мыслью и умом блеснете,
Речью грамотной своей,
Чтоб порадовать гостей.
А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай, на вопросы- отвечай!
-Мы начинаем наш урок с улыбки друг другу, чтобы учиться нам было интересно и легко.
2.Актуализация знаний.
-Наш урок называется окружающий мир. Что такое окружающий мир.
-Как ещё можно назвать всё перечисленное
-Мы учимся быть наблюдательными и внимательными к тому, что нас окружает, к тому какие изменения происходят в окружающем нас мире. Послушаем рассказ о погоде сегодняшнего дня....
-Что изменилось в природе по сравнению со вчерашним днём
-народные приметы: Говорили, что именно 21 октября дни становятся более холодными, и чувствуется скорое приближение зимы. Существовала даже поговорка: «Трифон шубу начинает чинить, а Пелагия рукавицы шить». Поэтому, в старину 21 октября также называли Ознобицей.
Облака низко плывут – жди сильных морозов в ближайшее время.
Мыши делают норки на теплой стороне – примета, что зима будет холодной и морозной
-Итак, вы сказали, что окружающий мир - это природа
Слайд 1.
окружающий мир
природа
-Нас окружают не только объекты природы, а что ещё?
окружающий мир
природа объекты, сделанные руками человека
-Работа с раздаточным материалом: вы будете работать в парах, а я посмотрю кто лучше сумеет договориться, надо разделить картинки на две группы -объекты природы и объекты, сделанные руками человека. Один из вас возьмёт одну группу картинок, второй- другую группу картинок.
-Проверка.
-Оценка парной работы.
3.Создание проблемной ситуации.
-Слайд 2.
-Незнайка тоже выбрал себе объекты природы. Проверьте, верно ли он справился с заданием.
-Но ответить на следующий вопрос Незнайка затрудняется.
Какой объект лишний?
Помогите ему справиться с заданием.
-Дети находят лишний объект неживой природы, объясняют свой ответ.
-Возвращаемся на слайд 1.
окружающий мир
природа объекты, сделанные руками человека
живая неживая
4.Объявление темы урока.
-Сегодня на уроке мы попробуем разъяснить Незнайке чем отличаются объекты живой и неживой природы, а вместе с ним и сами поймём.
5. Физ.минутка.
6. Изучение нового материала.
Итак, почему мы одни объекты называем живыми, а другие неживыми.
-Выслушиваются предположения детей, некоторые признаки они назовут сами.
-Выделение признаков живой природы.
Слайд 1.В колонке живая появляются слова...
Рождение
Рост
Питание
Дыхание
Движение
Размножение
Умирание
- Как проявляются эти признаки у объектов живой природы нам поможет разобраться учебник. с. 18-19
Рождение.
-Что видите в гнезде на дереве яйца птиц
-Кто из них родится
-Кто знает откуда рождаются цыплята
-А как рождается растение
Рост
-Цыплята родились очень маленькими. Они останутся такими навсегда?
-У кого есть младшие братья, сёстры? Вы помните, какими они родились? Что происходит с ними год за годом , месяц за месяцем?
-Как можно увидеть рост растений.
-Для того, чтобы расти надо питаться.
Питание.
-Рассмотрите рисунки в учебнике, расскажите кто чем питается.
--А как питаются растения?
Дыхание.
-Попробуйте задержать дыхание. Долго ли смогли не дышать. Значит что необходимо живым организмам
-А как дышат растения?
Движение.
Народная мудрость гласит Движение - это жизнь. Действительно все живые организмы двигаются и поэтому живут.
- Посмотрите на
рисунок, на котором изображены деревья на берегу горной реки. Что относится к
живой природе? Что к неживой природе?
Но деревья стоят на месте, а движется река – вода в реке. (Из-зa разности
высот русла)
А как двигаются растения?
Обладают ли они движением?
Опыт. На подоконнике в классе стоят цветы. Посмотрите, куда тянутся их веточки. Повернем растение в сторону класса. Через 3-4 дня вновь посмотрим, куда будут направлены веточки растения.
- Некоторые растения открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко.
- Что же вы можете сказать о движении растений?
Размножение
-Игра «Назовите детёнышей»: курица- цыплята, собака- щенята, кошка-котята, корова-телята, лошадь-жеребята
-Рождение маленьких детёнышей называется размножением, т.е. была одна курица - стало много цыплят из которых вырастут курицы.
Опыт. Разломайте мел, раздробите любой камень. Мел остался мелом, камень – камнем. Изменились только их размеры.
Умирание
-Обратите внимание на старика, который сидит на бревне , собаку , которая лежит у его ног. Они уже не бегают, не резвятся как цыплята или обезьянки. Почему? Что ожидает их в будущем? К, сожалению, они умрут. Умирает любой живой организм.
Реакция на изменения во внешней среде – курица с цыплятами, обезьяна с детенышами, орёл.
- Обратите внимание на быстрый бег курицы с цыплятами, выражение морды обезьяны. Что они выражают?
- Это реакция живых организмов на изменения во внешней среде. Испуг, страх курицы, обезьяны, вероятно, связан с появлением хищной птицы.
Живые организмы, особенно животные, изменяют свое поведение в зависимости от изменений во внешней среде, они могут приспосабливаться к изменившимся условиям
7. Подведение итога урока.
- Чем же живая природа отличается от неживой?
Дети называют все признаки живой природы с опорой на карточки.
Игра Найди лишнего”: тетрадь с.14
8. Рефлексия.
Игра Найди меня:
В классе развешаны картинки, выбрать картинку с объектом окружающего мира и встать в нужную группу: живая природа, неживая природа, объекты, сделанные руками человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.