Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотой век" русской культуры" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотой век" русской культуры" (4 класс). УМК "Начальная школа 21 века". В основе лежит проблемный вопрос - почему 19 век называют "золотым" веком русской культуры. На уроке используется мультимедийная презентация, аудиозаписи русских классиков и репродукции картин известных художников.
Иконка файла материала Золотой век русской культуры.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 1   с углублённым изучением отдельных предметов».                                               Окружающий мир    тема: «Золотой век » русской  культуры 4 класс         Составитель: Долгополова Раиса Григорьевна (учитель начальных классов)г. Каменск ­ Уральский 2015 г. Тема. «Золотой век» русской культуры  Цель. Сформировать представления учащихся о жизни и деятельности              великих людей,  живших в 19 веке. Развивать кругозор, устную речь,              умение делать выводы, обобщать. Воспитывать интерес к истории,              умение видеть и понимать красивое.  Оборудование: . 1.   Детские ноутбуки.                               2. Презентация с изображением  талантливых людей 19 века;                                     практической  работой для учащихся. Ход урока.  I. Организационный момент.                              Вот опять звенит звонок,                              Начинается урок.  II. Тема урока.     А).­ Чем вам запомнился 18 век?      (1 слайд)(Ответы детей:  При Петре I было открыто 110 начальных школ. В Санкт – Петербурге была создана Морская академия. Сначала в ней  учились 200 будущих моряков.  В Москве в 1755 году был открыт первый университет.  В Санкт – Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц,  где учились девочки и обучение длилось 12 лет.  В 18 веке жил талантливый учёный, поэт Михаил Васильевич Ломоносов.  Для императоров России и царской семьи был построен архитектором  Растрелли Зимний дворец и дворцы Петергофа.  В Москве художником и архитектором Василием Ивановичем Бажено­  вым был создан дом Пашкова, который и сейчас является украшением  Москвы.  Появилась первая книга об истории Российского государства. Написал её  Татищев и называется она «История Российская».  В 18 веке жили художники Боровиковский, Венецианов, Тропинин.  В 18 веке возникает большой интерес к музыкальному театру. )  Б). Тему сегодняшнего урока вы скажите сами, если найдёте существитель­         ное, спрятавшееся среди букв:             В О Б Г С В Е К У Л Ь Т У Р А К Т Ы  ( КУЛЬТУРА  XIX ВЕКА)         Тема урока: Культура 19 века. 19 век называют «Золотой век» русской  культуры. Почему золотой, вы ответите в конце урока.  А сейчас давайте разберём, как вы понимаете слово культура?          В словаре Ожегова сказано: культура – совокупность достижений челове­  чества в производственном, общественном и умственном отношении.  Т.е., на нашем уроке речь пойдёт о достижениях человечества в области литера­ туры, музыки. Задачи: * вспомнить имена великих людей, живших в 19 веке, их творчество;* расширить знания; * умение говорить и слушать. «Золотой век» русской культуры    ( слайд 2)                                 19 век III.  19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невоз­  можно. А чтобы рассказать о каждом, нужно написать много книг. Культура  России этого времени преуспела во многом: в литературе, музыке, живописи,  архитектуре.         Начать разговор о культуре 19 века мы, конечно, должны с великого рус­  ского поэта А.С. Пушкина, которого называют солнцем русской поэзии. ( слайд 3)                    ( Сообщения, подготовленные детьми. Чтение отрывков из стихотворе­  ний А.С. Пушкина. )«У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…» Кто не знает этих  пушкинских строк! Так начинается поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это было его первое большое произведение. Поэма сразу принесла поэту славу и известность. Поэт Жуковский, которого Пушкин считал своим учителем, по­ дарил Александру Сергеевичу свой портрет с надписью «Победителю ученику  от побеждённого учителя». Тем самым Жуковский признал, что Пушкин стал  лучшим поэтом России. Вопросы подготовленные детьми для слушателей:   Как звали бабушку Саши Пушкина?  Кому поэт посвятил эти строки: «Подруга дней моих суровых…»?  Как называлось первое большое произведение Пушкина?  Назови, в кого превращался царь Гвидон, чтобы «насолить ткачихе с  поварихой»?  В какой сказке работник потребовал за свой труд не деньги, а три щелчка  в лоб?  Из какой сказки эти строки: «Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи, Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? (слайд 4)­ Поэму Пушкина «Руслан и Людмила» прочитал композитор Михаил Ивано­  вич Глинка. ( Группа ребят рассказывает о творчестве композитора.)                   Слушание музыки М.И. Глинки:    ­ Послушайте «Марш Черномора». ­  Каким ты представляешь  Черномора?  ­ А теперь послушайте весёлую «Камаринскую».  ­ Можно ли сравнить эту музыку с народной?                               Вопрос для слушателей:                ­ Какие события детства помогли Глинке стать композитором? ­ Почему композитора в детстве называли ласково «Глиночка»? М.И. Глинку до слёз трогали стихи о природе. (слайд 5)                      Группа ребят читает стихи Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и рассказывает об их  творчестве.  Вопрос: Что вы представляли, слушая стихи?  (слайд 6)(Дети слушают музыку из произведения П.И. Чайковского «Лебединое озеро») ­ Кто узнал это произведение? ­ Как оно называется? ­ Кто его написал? (Рассказ группы ребят о композиторе) Слушание:  пьесы из альбома Чайковского «Времена года» Пьеса «Подснежник»  ­Какое настроение передаёт музыка пьесы «Подснежник»?  ­ Подходит ли музыка к этим строкам:                                                   Голубенький чистый   Подснежник – цветок! А подле сквозистый, Последний снежок… Пьеса «Октябрь»  ­ Какие строчки вам вспомнились?      ( Осень! Осыпается весь наш бедный сад,        Листья пожелтелые по ветру летят…) ­ Какая это музыка?    ( печальная, певучая, неторопливая) Пьеса «Вальс цветов» ­ Хочется ли вам танцевать под эту музыку? ­ Каким вы представляете себе танец?  Вопросы для слушателей:­ Музыку какого композитора вы слушали? ­ Что любил слушать Пётр Ильич в детстве? ­ Что такое оркестрина? IV.   Проверь себя.  А).­ Вам понравилась музыка, которую вы слушали в течение урока?      ­ Кто её написал?      ­ Стихи каких поэтов звучали на уроке? ( слайд 7) Проверь себя  Кто написал эти строки?       «Подруга дней моих суровых…»       Кто написал оперу «Руслан и Людмила»?     Кому принадлежат эти строки?      «Чародейкою зимою околдован лес стоит…»  Мы слушали пьесы из альбома «Времена года» композитора  Взаимопроверка Б). (слайд 8)XIX век                   «Золотой век» русской культуры                                   ­ В каком веке жили эти люди? ­ Как он называется? ­ Почему 19 век – это «золотой век» русской культуры? ­ В 19 веке в Москве был открыт Большой театр. Мог ли присутствовать на  открытии Большого театра А.С. Пушкин?­ А ещё какие знаменитые люди 19 века могли находиться в этот момент в  театре? ­ О ком вы дома расскажете родителям? V. Итог урока. Рефлексия. VI. (слайд 10) Домашнее задание.                                                  ­Кого вы видите на картинах? ­ К следующему уроку можете приготовить интересные сообщения о великих  русских художниках, которые жили в 19 веке.