Цель данного урока : познакомить детей с осенними изменениями в природе.
На данном уроке окружающего мира учитель ставит задачи:
- научить отличать признаки осени;
- воспитывать любовь к природе; бережное отношение к живым существам;
- развитие общеучебных умений.
Оборудование урока:
проектор, презентация, видео « Как животные встречают зиму»
Урок: Окружающий мир
3 класс
Тема: Осенний лес и его обитатели.
Цель: познакомить детей с осенними изменениями в природе.
Задачи:
научить отличать признаки осени;
воспитывать любовь к природе; бережное отношение к живым существам;
развитие общеучебных умений.
Формирование УУД:
Личностные: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации
поступать в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях
доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом
возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения; осуществляют
итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя
выразительные средства языка.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации;
логические – осуществляют сравнение образов, характеризуют их; постановка и решение
проблем с помощью учителя решают проблему.
Оборудование урока:
проектор, презентация, видео « Как животные встречают зиму»
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зардели клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета.
А когда же мы узнаем, что наступила осень?
А когда же в природе кончается летняя жизнь и начинается осенняя?
Как животные и растения «узнают» о наступлении осени?Войдем в осенний лес и внимательно присмотримся к его обитателям
2. . Создание проблемной ситуации.
Откроем учебники по окружающему миру с. 50
Прочитайте текст.
О чем этот текст?
Как его можно озаглавить?
Рассмотрев разные варианты, выберите из них лучшее
( чтение текста)
3. Сообщение темы и цели урока.
И тема нашего урока «Осенний лес и его обитатели»
Как вы думаете какая цель будет нашего урока?
Цель нашего урока проследить как растения, животные готовятся к зиме.
4. Совместное открытие нового.
А сейчас нам предстоит разложить все по полочкам
Работаем с карточкой помощницей
Итак, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени?
1. Уменьшение светового дня
2. Похолодание
( __________________________________________________)
Как же похолодание сказывается на жизни растений?
Что с ними происходит?
1. Начинается листопад
2. Однолетние растения зимуют в виде семян
3. Многолетние растения запасли себе пищу в корневищах, клубнях, луковицах
Что же происходит с животными с наступлением холодов?
1. Линяют, меняют цвет шерсти или перьев на более светлый
(______________________________________________________)
2. Наедаются « про запас» и укладываются спать
(______________________________________________________)3.
Перелётные птицы улетают в южные страны
(____________________________________________________)
Ребята ,скажите, мы отметили обо всех изменениях, происходящими с животными с
наступлением осени?
4. Не делают запасов на зиму
(________________________________________________________)
А что же происходит с насекомыми?
5. Насекомые попрятались в землю, кору деревьев, щели
(________________________________________________________)
5
ФИЗМИНУТКА
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже.
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
6. Первичное закрепление пройденного
( просмотр видео про животных)
7. Обобщение знаний
( самостоятельная работа)
8. Итоги урока .Рефлексия
9. Домашнее задание
Прочитать текст на стр.52, озаглавить, подготовить пересказМедведь
Медведь осенью тоже готовится к зиме. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом —
берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с
корнями деревом в сухом месте.
Осенью медведю надо много есть, чтобы пережить зиму. Любят мишки ходить осенью на
овсяные поля и лакомиться овсом. Наедается мишка осенью не только овсом, но и рыбой,
муравьями, жуками, осенними ягодами, чтобы на всю зиму хватило.
Перед зимней спячкой медведи тоже меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и
пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета.
Белка
К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Но если дупла нет, то
белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри
гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом и травой
щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался.
Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом – рыжая.
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Там у нее
сложены лесные орешки и шишки, сушеные грибы!
Зимой она будет бродить по ветвям и подкрепляться запасами.
Еж
Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик
нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем
трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев
ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору,
зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже
весной!
Многие думают о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже
так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень
беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки.
Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе
осенью яблоки и носит!
ЗаяцОсенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И
поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки.
Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от
волка!
Осенью у зайчихи появляются маленькие зайчатки. Это происходит во время листопада и
поэтому у них очень красивое имя. Их называют… «листопаднички»!
Птицы
Птицы активно готовятся к зимним холодам, подготавливая место зимовки. Перелетные
птицы улетают в теплые края, а те, что зимуют дома — вьют гнезда под крышами в уютных
теплых уголках. Лесные обитатели, такие, например, как дятлы, зимуют в дуплах деревьев,
утеплив жильё ветками, соломой и травой.
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и
остаются жить рядом с нами и зимой.
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам
зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это свиристели, клесты, снегири.
В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм
у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками.
ФИЗМИНУТКА
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько
секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)