Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект помогает сформировать представления учащихся о Отечественной войне 1812 года, познакомить детей с бородинским сражение, показать роль Кутузова в войне, раскрыть результаты войны 1812 года, сформировать понимание героизма простых солдат, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Родину, развивать интерес к истории.
Иконка файла материала Война с Наполеоном.docx
МКОУ «Торгунская СШ» Подготовила: учитель начальных классов Рогачева Оксана Николаевна2019 год Тема: "Отечественная война 1812 года". Форма занятия: урок с применением ИКТ. Тип урока: комбинированный. Цель урока: сформировать представления учащихся о войне 1812 года. Задачи урока: Образовательные:  показать   состояние   Российского   государства   к   началу   XIX   века; определить цель Отечественной войны 1812 года;  познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в войне;   сформировать   понимание   неизбежности   оставления   Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;  сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года,   связи   дворянского   сословия   и   народных   масс   в   справедливой борьбе против захватчиков. Развивающие:  развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;  развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы. Воспитательные:  воспитывать   патриотизм,   чувство   гордости,   уважения,   восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова;  содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории. Место занятия в учебном процессе: Раздел «Страницы истории Отечества» Тип урока: комбинированный с применением ИКТ. Оборудование: 1. Компьютер, медиапроектор, экран. 2. Презентация к занятию.3. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2012.  ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Психологический настрой Учитель: Я прошу всех встать. Возьмите друг друга за руки, подарите ему частичку своего тепла, почувствуйте тепло и доброту другого человека.  Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Учитель: Если мы будем относиться друг к другу добрее, то и класс наш будет дружным. Но наш класс не один, нас – целая школа, а школ тоже много. И если все это поймут, то дружная будет вся наша страна, и вся планета Земля. Учитель: Какое время года наступило в нашей стране?  Дети: Весна Учитель: Чем пахнет весна?  Дети: Свежестью, цветами, чистым воздухом Учитель: Как зима ни злится, как март ни хмурится, а от весны всё равно не уйдёшь. Солнышко греет день ото дня всё решительнее. – Следующий этап нашего урока – проверка домашнего задания. III. Проверка домашнего задания Тест (презентация) 1. Кто продолжил дела Петра I?  Екатерина Великая Иван Грозный М.В. Ломоносов Учитель: Что вы знаете о Екатерине Великой? 2. Самый большой город Российской империи в XVIII веке ?Москва Рязань Санкт­Петербург Учитель: Домашнее   задание   было   –   составить   рассказ   о   городе   Санкт­ Петербурге. Зачитайте. 3. Во время войны России с Турцией отличились:  А.В. Суворов Ф.Ф.Ушаков Александр Невский Дмитрий Донской  Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось? Дети, работая в паре,  составляют из слов пословицы. У каждого  ученика  – своя пословица. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины своей  ни сил, ни жизни не жалей. Каждый прочитает свою пословицу. ­ Что общего у этих пословиц?  ­ Все они о Родине ­ Как вы думаете, почему именно с них мы начали урок?  ­ Мы изучаем историю своей Родины. 2). Повторим, что мы уже знаем о нашей Родине. Работать будете в группах.  Запишите с обратной стороны карточки с датой событие, имена, связанные с указанной датой (у каждой группы своя дата): 1242  1480 1612 Дети работают в группе Например: 1612 г., Москва, польские захватчики, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, народное ополчение. Один   ученик   из   группы   выходит   отвечать   у   доски,     Карточки   с   датами прикрепляются на доску в хронологической последовательности ­   Эти   даты   связаны   с   событиями,   когда   русскому   народу   приходилось защищать свое Отечество. ­ А что мы называем отечеством? Учитель. ­ Ребята, а нужно ли знать о великих исторических моментах своей Родины?  Почему­Действительно, истинный гражданин своей страны должен знать историю и  гордиться победами Отечества IV. Введение в тему. Целеполагание. Учитель.  Скажи­ка, дядя, ведь недаром,  Москва, спалённая пожаром Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. Учитель. Скажите, о чём говорится в стихотворении? (Дети отвечают)  Учитель.  Как   вы   думаете,   почему   я   взяла   на   урок     отрывок   из   этого стихотворения? (Дети отвечают) Учитель. Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения? (Россия и Франция) Учитель.  О   чём,   мы   будем   говорит   сегодня   на   уроке?   Да,   о   военных событиях,   которые   произошли   в   1812   году,   М.Ю.   Лермонтов   написал стихотворение “Бородино”. Вот об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем:  о нашествии Наполеона на Россию;  о Бородинской битве;  о том, как на войну с Наполеоном поднялся весь народ. Цели урока:  Узнать   о   войне   1812   года   (кто   начал,   когда,   между   какими государствами происходила, итоги войны).  Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году?  Узнать о Бородинской битве.Учитель: В 1812 году над Россией нависла новая беда – война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт. Наполеон Бонапарт – кто он?      Учитель: В это время почти все европейские страны были охвачены войной.  Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон  Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны  лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя  мировым господином, ему нужно было завоевать Россию. К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200  тысяч человек.  В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск  стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники. Наполеон был уверен в скорой победе.  Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать  Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я  займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.  Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России  час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев­ Кутузов. Учитель: Почему войска с радостью встретили Кутузова? Просмотр фильма о Кутузове – 1 мин. Дети: Войска с радостью встретили Кутузова потому, что он одержал уже много побед, к тому же был учеником Суворова Бородинская битва – Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы. Вопрос перед просмотром фильма: Учитель: Какого числа и во сколько началось генеральное сражение? Просмотр фильма «Бородинское сражение». Дети: 26 августа 1812 года в 6 часов утра. Оборона Курганной высоты – Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский  Учитель: Под каким названием вошла в историю Курганная высота, оборону которой возглавлял Николай Николаевич Раевский? Дети: Батарея Раевского. Просмотр фильма «Батарея Раевского».Учитель: Тяжёлый   был   день   26   августа   1812   года.   Вот   как   писал   М.   Ю. Лермонтов об этом дне в стихотворении «Бородино»: Ученик: Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны – И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Отступление русских Учитель: Из­за   больших   потерь   Кутузов   приказал   войскам   отступить   к Москве. Нелёгкий выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить. Никто не понимал,   как   полководец   мог   сдать   Москву   в   руки   неприятелю.   М.   Ю. Лермонтов даже начал с этого вопроса стихотворение «Бородино»: Ученик: На   войну   с   Наполеоном   поднялся   весь   народ.   Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало   во   многих   городах   Европы.   Но   напрасно   …  Отрывок   из стихотворения (читает ученица) – Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар,  Она готовила пожар Нетерпеливому герою. (А. С. Пушкин) Учитель: Наполеон   вошёл   в   Москву.   Улицы   были   пусты.   2   сентября   в Москве   начался   пожар.   Он   полыхал   несколько   дней.   Вокруг   Москвы развернулось   партизанское   движение.   Одним   из   участников   партизанского движения был Денис Давыдов. Сообщение ученика о Давыдове                     ПриложениеУчитель: За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ и, впоследствии, война была   французами   проиграна.   Русские   войска   освободили   свою   землю. Предлагаю мысленно перенестись в 1814 год, когда русские избавились от захватчиков и война с Францией была закончена и пройтись парадным шагом по Парижу – столице Франции. Физминутка под музыку «Аты­баты»   V. Работа с учебником Учитель: Прочитайте последний абзац на стр. 116 «На войну с Наполеоном поднялся весь народ» и ответьте на вопрос – Почему   в   истории   России   война   1812   года   осталась   под   названием Отечественной? Дети: Потому  что  на  борьбу  с французскими  захватчиками  поднялся   весь народ. VI. Обобщение по теме урока Учитель: Посмотрите последний фильм об Отечественной войне 1812 года и ответьте на вопрос: За что сражались русские воины на Бородинском поле? Дети: За своих детей, женщин, стариков, за мир в России, за свободу. Учитель: Скажите, что приносит людям война? (Фильм – «Окончание войны») Учитель: Большинство   людей   хотят,   чтобы   на   земле   был   мир,   радость, счастье, чтобы звучали голоса птиц и светило солнце. Мы сегодня на уроке работали  –  слушали,  смотрели   фильмы,  читали.  Ваши   глазки   устали  –  им нужно   дать   отдых.   Проследите   за   солнышком,   которое   неустанно путешествует по небу. – А сейчас я хочу проверить знания, полученные на уроке. VII. Закрепление по теме – В каком году была война, о которой шла речь на уроке? – Между какими государствами шла война? – Назовите имена полководцев во главе каждой армии. – Перед вами тесты. Подчеркните простым карандашом правильный ответ. (Приложение 5) Учитель: От тестов переходим к закреплению темы в рабочих тетрадях. 1. упражнение 2 с.39 самостоятельно с последующей проверкой. 2. упражнение 3 с.40 самостоятельно.3. Собрать домино работа в группах. Далее учитель проводит игру «Историческое домино». Необходимо   заранее   подготовить   3   комплекта   карточек.   Разрезать   на прямоугольники по жирным линиям. Класс   делится   на   3   команды.   Побеждает   команда,   быстрее   всех составившая верную цепочку из карточек «Домино». В Москве Наполеон Главнокоманд Бородинское сражение у­ ющий русской армии Пожар  в Москве В Петербурге 600 тыс. солдат 200 тыс.  солдат Император Франции 26 августа Кутузов 2 сентября Французская Казанский  армия Русская  армия собор Храм Христа Спасителя Учитель подводит итоги игры. Заранее подготовленные учащиеся читают отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». 1­й ученик.    Вам не видать таких сражений!    Носились знамена, как тени,         В дыму огонь блестел,    Звучал булат, картечь визжала,    Рука бойцов колоть устала,    И ядрам пролетать мешала         Гора кровавых тел. 2­й ученик.   Изведал враг в тот день немало,    Что значит русский бой удалый,         Наш рукопашный бой.    Земля тряслась – как наши груди;    Смешались в кучу кони, люди,    И залпы тысячи орудийСлились в протяжный вой… Учитель: Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества. В 1837– 1883 году по проекту архитектора Тона был возведён Храм Христа Спасителя в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Наверное, и вы  испытывали какие­то чувства, изучая сегодняшнюю тему. VIII.  Домашнее задание. IX. Рефлексия – А сейчас мы с вами создадим «ромашку чувств»: у вас на столе в конверте  есть лепестки, они разного цвета. Если вы испытали чувство: – гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток; – сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый;  – никаких – лепесток голубой. – На каждом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой  лепесток. Покажите, каких лепестков получилось больше. Вы люди  неравнодушные, главное – в вас живет чувство патриотизма, а также  сострадание и милосердие.