Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
31.03.2019
Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года
Данный конспект помогает сформировать представления учащихся о Отечественной войне 1812 года, познакомить детей с бородинским сражение, показать роль Кутузова в войне, раскрыть результаты войны 1812 года, сформировать понимание героизма простых солдат, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Родину, развивать интерес к истории.
Война с Наполеоном.docx
МКОУ «Торгунская СШ» Подготовила: учитель начальных классов Рогачева Оксана Николаевна 2019 год Тема: "Отечественная война 1812 года". Форма занятия: урок с применением ИКТ. Тип урока: комбинированный. Цель урока: сформировать представления учащихся о войне 1812 года. Задачи урока: Образовательные:  показать   состояние   Российского   государства   к   началу   XIX   века; определить цель Отечественной войны 1812 года;  познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в войне;   сформировать   понимание   неизбежности   оставления   Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;  сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года,   связи   дворянского   сословия   и   народных   масс   в   справедливой борьбе против захватчиков. Развивающие:  развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;  развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы. Воспитательные:  воспитывать   патриотизм,   чувство   гордости,   уважения,   восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова;  содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории. Место занятия в учебном процессе: Раздел «Страницы истории Отечества» Тип урока: комбинированный с применением ИКТ. Оборудование: 1. Компьютер, медиапроектор, экран. 2. Презентация к занятию. 3. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2012.  ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Психологический настрой Учитель: Я прошу всех встать. Возьмите друг друга за руки, подарите ему частичку своего тепла, почувствуйте тепло и доброту другого человека.  Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Учитель: Если мы будем относиться друг к другу добрее, то и класс наш будет дружным. Но наш класс не один, нас – целая школа, а школ тоже много. И если все это поймут, то дружная будет вся наша страна, и вся планета Земля. Учитель: Какое время года наступило в нашей стране?  Дети: Весна Учитель: Чем пахнет весна?  Дети: Свежестью, цветами, чистым воздухом Учитель: Как зима ни злится, как март ни хмурится, а от весны всё равно не уйдёшь. Солнышко греет день ото дня всё решительнее. – Следующий этап нашего урока – проверка домашнего задания. III. Проверка домашнего задания Тест (презентация) 1. Кто продолжил дела Петра I?  Екатерина Великая Иван Грозный М.В. Ломоносов Учитель: Что вы знаете о Екатерине Великой? 2. Самый большой город Российской империи в XVIII веке ? Москва Рязань Санкт­Петербург Учитель: Домашнее   задание   было   –   составить   рассказ   о   городе   Санкт­ Петербурге. Зачитайте. 3. Во время войны России с Турцией отличились:  А.В. Суворов Ф.Ф.Ушаков Александр Невский Дмитрий Донской  Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось? Дети, работая в паре,  составляют из слов пословицы. У каждого  ученика  – своя пословица. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины своей  ни сил, ни жизни не жалей. Каждый прочитает свою пословицу. ­ Что общего у этих пословиц?  ­ Все они о Родине ­ Как вы думаете, почему именно с них мы начали урок?  ­ Мы изучаем историю своей Родины. 2). Повторим, что мы уже знаем о нашей Родине. Работать будете в группах.  Запишите с обратной стороны карточки с датой событие, имена, связанные с указанной датой (у каждой группы своя дата): 1242  1480 1612 Дети работают в группе Например: 1612 г., Москва, польские захватчики, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, народное ополчение. Один   ученик   из   группы   выходит   отвечать   у   доски,     Карточки   с   датами прикрепляются на доску в хронологической последовательности ­   Эти   даты   связаны   с   событиями,   когда   русскому   народу   приходилось защищать свое Отечество. ­ А что мы называем отечеством? Учитель. ­ Ребята, а нужно ли знать о великих исторических моментах своей Родины?  Почему ­Действительно, истинный гражданин своей страны должен знать историю и  гордиться победами Отечества IV. Введение в тему. Целеполагание. Учитель.  Скажи­ка, дядя, ведь недаром,  Москва, спалённая пожаром Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. Учитель. Скажите, о чём говорится в стихотворении? (Дети отвечают)  Учитель.  Как   вы   думаете,   почему   я   взяла   на   урок     отрывок   из   этого стихотворения? (Дети отвечают) Учитель. Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения? (Россия и Франция) Учитель.  О   чём,   мы   будем   говорит   сегодня   на   уроке?   Да,   о   военных событиях,   которые   произошли   в   1812   году,   М.Ю.   Лермонтов   написал стихотворение “Бородино”. Вот об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем:  о нашествии Наполеона на Россию;  о Бородинской битве;  о том, как на войну с Наполеоном поднялся весь народ. Цели урока:  Узнать   о   войне   1812   года   (кто   начал,   когда,   между   какими государствами происходила, итоги войны).  Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году?  Узнать о Бородинской битве. Учитель: В 1812 году над Россией нависла новая беда – война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт. Наполеон Бонапарт – кто он?      Учитель: В это время почти все европейские страны были охвачены войной.  Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон  Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны  лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя  мировым господином, ему нужно было завоевать Россию. К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200  тысяч человек.  В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск  стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники. Наполеон был уверен в скорой победе.  Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать  Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я  займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.  Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России  час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев­ Кутузов. Учитель: Почему войска с радостью встретили Кутузова? Просмотр фильма о Кутузове – 1 мин. Дети: Войска с радостью встретили Кутузова потому, что он одержал уже много побед, к тому же был учеником Суворова Бородинская битва – Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы. Вопрос перед просмотром фильма: Учитель: Какого числа и во сколько началось генеральное сражение? Просмотр фильма «Бородинское сражение». Дети: 26 августа 1812 года в 6 часов утра. Оборона Курганной высоты – Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский  Учитель: Под каким названием вошла в историю Курганная высота, оборону которой возглавлял Николай Николаевич Раевский? Дети: Батарея Раевского. Просмотр фильма «Батарея Раевского». Учитель: Тяжёлый   был   день   26   августа   1812   года.   Вот   как   писал   М.   Ю. Лермонтов об этом дне в стихотворении «Бородино»: Ученик: Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны – И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Отступление русских Учитель: Из­за   больших   потерь   Кутузов   приказал   войскам   отступить   к Москве. Нелёгкий выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить. Никто не понимал,   как   полководец   мог   сдать   Москву   в   руки   неприятелю.   М.   Ю. Лермонтов даже начал с этого вопроса стихотворение «Бородино»: Ученик: На   войну   с   Наполеоном   поднялся   весь   народ.   Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало   во   многих   городах   Европы.   Но   напрасно   …  Отрывок   из стихотворения (читает ученица) – Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар,  Она готовила пожар Нетерпеливому герою. (А. С. Пушкин) Учитель: Наполеон   вошёл   в   Москву.   Улицы   были   пусты.   2   сентября   в Москве   начался   пожар.   Он   полыхал   несколько   дней.   Вокруг   Москвы развернулось   партизанское   движение.   Одним   из   участников   партизанского движения был Денис Давыдов. Сообщение ученика о Давыдове                     Приложение Учитель: За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ и, впоследствии, война была   французами   проиграна.   Русские   войска   освободили   свою   землю. Предлагаю мысленно перенестись в 1814 год, когда русские избавились от захватчиков и война с Францией была закончена и пройтись парадным шагом по Парижу – столице Франции. Физминутка под музыку «Аты­баты»   V. Работа с учебником Учитель: Прочитайте последний абзац на стр. 116 «На войну с Наполеоном поднялся весь народ» и ответьте на вопрос – Почему   в   истории   России   война   1812   года   осталась   под   названием Отечественной? Дети: Потому  что  на  борьбу  с французскими  захватчиками  поднялся   весь народ. VI. Обобщение по теме урока Учитель: Посмотрите последний фильм об Отечественной войне 1812 года и ответьте на вопрос: За что сражались русские воины на Бородинском поле? Дети: За своих детей, женщин, стариков, за мир в России, за свободу. Учитель: Скажите, что приносит людям война? (Фильм – «Окончание войны») Учитель: Большинство   людей   хотят,   чтобы   на   земле   был   мир,   радость, счастье, чтобы звучали голоса птиц и светило солнце. Мы сегодня на уроке работали  –  слушали,  смотрели   фильмы,  читали.  Ваши   глазки   устали  –  им нужно   дать   отдых.   Проследите   за   солнышком,   которое   неустанно путешествует по небу. – А сейчас я хочу проверить знания, полученные на уроке. VII. Закрепление по теме – В каком году была война, о которой шла речь на уроке? – Между какими государствами шла война? – Назовите имена полководцев во главе каждой армии. – Перед вами тесты. Подчеркните простым карандашом правильный ответ. (Приложение 5) Учитель: От тестов переходим к закреплению темы в рабочих тетрадях. 1. упражнение 2 с.39 самостоятельно с последующей проверкой. 2. упражнение 3 с.40 самостоятельно. 3. Собрать домино работа в группах. Далее учитель проводит игру «Историческое домино». Необходимо   заранее   подготовить   3   комплекта   карточек.   Разрезать   на прямоугольники по жирным линиям. Класс   делится   на   3   команды.   Побеждает   команда,   быстрее   всех составившая верную цепочку из карточек «Домино». В Москве Наполеон Главнокоманд Бородинское сражение у­ ющий русской армии Пожар  в Москве В Петербурге 600 тыс. солдат 200 тыс.  солдат Император Франции 26 августа Кутузов 2 сентября Французская Казанский  армия Русская  армия собор Храм Христа Спасителя Учитель подводит итоги игры. Заранее подготовленные учащиеся читают отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». 1­й ученик.    Вам не видать таких сражений!    Носились знамена, как тени,         В дыму огонь блестел,    Звучал булат, картечь визжала,    Рука бойцов колоть устала,    И ядрам пролетать мешала         Гора кровавых тел. 2­й ученик.   Изведал враг в тот день немало,    Что значит русский бой удалый,         Наш рукопашный бой.    Земля тряслась – как наши груди;    Смешались в кучу кони, люди,    И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Учитель: Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества. В 1837– 1883 году по проекту архитектора Тона был возведён Храм Христа Спасителя в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Наверное, и вы  испытывали какие­то чувства, изучая сегодняшнюю тему. VIII.  Домашнее задание. IX. Рефлексия – А сейчас мы с вами создадим «ромашку чувств»: у вас на столе в конверте  есть лепестки, они разного цвета. Если вы испытали чувство: – гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток; – сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый;  – никаких – лепесток голубой. – На каждом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой  лепесток. Покажите, каких лепестков получилось больше. Вы люди  неравнодушные, главное – в вас живет чувство патриотизма, а также  сострадание и милосердие.

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019