Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
01.05.2017
Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. На уроке учащиеся узнают какая война называется отечественной, о нашествии Наполеона на Россию, о Бородинской битве,Конспект
Мой Кутузов.docx
Отечественная война 1812 года.
Тип учебного занятия: урокпутешествие в прошлое.
Цели: 1. Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами,
героями, установить связь с историей своего края.
2. Развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, память.
3. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к её героям.
Оборудование: карточки с датами; слайды (презентация); карта военных действий; учебники; тесты.
Ход урока
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Актуализация знаний.
1). Повторим, что мы уже знаем о нашей Родине.
Работать будем в группах. Запишите с обратной стороны карточки с датой событие, имена,
названия, термины, связанные с указанной датой (у каждой группы своя дата):
1147, 1240, 1242, 1380, 1480, 1564, 1612.
(Один ученик от каждой группы выходит отвечать у доски, Карточки с датами
прикрепляются на доску в хронологической последовательности. 1147 –первое
упоминание о Москве, 1240 – битва на Неве со шведами, 1242 – Ледовое побоище с
немецкими рыцарямикрестоносцами, 1380 – Куликовская битва, 1480 – окончательное
изгнание монголотатар, 1564 –выпуск первой печатной русской книги «Апостол», 1612 –
народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского)
3. Самоопределение к деятельности.
1). – Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой. И отправимся в 1812 год.
(карточка на доску)
Говорит ли вам эта дата о чемлибо?
Послушайте отрывок из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» в
исполнении Александра Розенбаума. (запись Приложение1 )
О чём говорится в этом отрывке стихотворения? (О Отечественной войне 1812 года)
(Тема на доске) Слайд 1
Какие цели урока могут быть поставлены в связи с этой темой? Продолжите записи:
Почему эту войну……( называют Отечественной.)
Сколько времени…… (продолжалась эта война.)
Кто ….. (победил в этой войне.)
4. Открытие нового знания.
– Итак, 1812 год начало…какого века? (XIX в)
Россия является империей, ей управляет император Александр I (династия Романовых).
А в это время во Франции (столица?...) к власти приходит Наполеон Бонапарт (портрет
на слайде)
Сегодня я предлагаю вам стать историками – исследователями. Вместе мы попытаемся
расширить и углубить свои знания об этой войне. (Группы получают задание)
(Приложение 2)
1группа: «Сообщение о Наполеоне» Слайд 2, 3 ,4
2 группа: «Нашествие Наполеона на Россию» Слайд 5, 6, 7
3 групп: «Сообщение о Михаиле Илларионовиче Кутузове» Слайд 8, 9
4 группа: «Бородинское сражение» Слайд 10, 11, 12, 13
5 группа: «Наполеон в Москве» Слайд 14, 15 6 группа: «Партизанское движение» Слайд 16, 17, 18, 19
(Выступление групп сопровождается презентацией)
5. ОБОБЩЕНИЕ
Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества. Благодарные потомки выразили
свою признательность воинамосвободителям 1812 г. Слайд 20, 21
«Триумфальная арка»— это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице.
Слайд 22
Недалеко от Кремля на левом берегу Москвыреки был воздвигнут Храм Христа
Спасителя в благодарность Богу за спасение России от Наполеоновского нашествия. Он
был разрушен в советское время, но восстановлен в 1999 году. Слайд 23
Музейпанорама на Кутузовском проспекте "Бородинская битва". Слайд 24
6. Включение нового знания в систему знаний.
1. Карточка «Заполни пропуски в тексте». (Приложение 3)
«Заполни пропуски в тексте» (самопроверка)
В 1812 году армия французского императора Наполеона Бонапарта перешла
границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну
называют Отечественной. Главнокомандующим русскими войсками был
назначен полководец Михаил Кутузов. Главное сражение этой войны –
Бородинская битва – произошло 26 августа 1812 года.
7. Итог урока
Какие цели урока мы ставили?
Почему эту войну называют Отечественной?(На борьбу с Наполеоном поднялся весь
народ))
Сколько времени продолжалась эта война?(12 июня 1812г – 14 декабря 1812 г)
Кто победил в этой войне?(Россия)
Что произвело самое большое впечатление?
О чем захотелось узнать поподробнее?
Оцените свою работу на уроке:
Все ли получилось, было понятно?
Всегда ли вы были активны, внимательны?
8. Домашнее задание: с 112119, РТ с. 40 № 3, с. 42 № 5 1группа: Сообщение о Наполеоне.
Приложение 2
Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился в 1769
году в семье бедного дворянина. В 16 лет он закончил военную
академию в Париже. В 24 года он уже был генералом, затем стал
правителем Франции, а в 1804 году провозгласил себя императором.
В течение 10 лет, пока он был императором, Франция почти
непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но
ему захотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином
всего мира… Остаётся Россия, но я раздавлю её», заявил Наполеон.
Он собрал 600 тысяч войска и двинулся на Россию. «Я иду на
Москву, говорил он, и в одно или два сражения всё кончу.» Всё
предвещало французам успех: громадные силы,
гениальный
полководец, его удача и непобедимость. В русском народе имя
наполеона вызывало страх. Но они решили, лучше погибнуть, нежели
покориться ненавистному врагу.
Наполеон отправил один отряд на Петербург, а сам с главными
силами устремился на Москву. Император Александр выставил против
врага 200 тысяч войска. Но с первых шагов неприятеля по России
народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне
превращались в смелых воинов.
Когда войско врага прошло глубоко вглубь страны,
главнокомандующим армии был назначен Михаил Илларионович
Кутузов – прославленный полководец, ученик Суворова.
1группа вопросы: (С помощью вопросов составить пересказ)
1. В каком году родился Наполеон и где?
2. Во сколько лет закончил военную академию? 3. Во сколько лет он стал генералом, в каком году провозглашён императором?
4. О чем мечтал и говорил Наполеон?
5. Сколько тысяч солдат собрал Наполеон перед походом на Россию?
6. Какое войско выставил Александр 1 против врага?
7. Кто был назначен главнокомандующим русской армии?
2 группа: Нашествие Наполеона на Россию
В июне 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Он
рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона,
после нескольких сражений Россия должна была просить мира.
Итак, численность вошедших на территорию России наполеоновских
войск составила 380 тысяч человек.
Им противостояли русские армии, общей численностью 240 тысяч
человек.
1 армией командовал Михаил Богданович БарклайдеТолли
(полководец). Петербуржское направление
2 армия князь Пётр Иванович Багратион. Московское направление
3 армия Александр Петрович Тормасов. Киевское направление
Стоит отметить, что под Смоленском соединились три армии, которые
до этого были разрознены.
Французы теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона
было делом чести войти в российскую столицу. Война принимала
затяжной характер. Русская армия продолжала отступать вглубь
страны.
Александр I назначил Михаила Илларионовича Кутузова
главнокомандующим русскими войсками. Ум М.И. Кутузова, его
чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской
армии в борьбе с Наполеоном.
2 группа вопросы: (С помощью вопросов составить пересказ)
1. Когда армия Наполеона перешла границу России?
2. На что рассчитывал Наполеон?
3. Какова была численность наполеоновских войск? 4. Сколько армий противостояло Наполеону ? Какой общей численностью?
5. Кто одерживал верх в наступлении: французы или русские?
6. Кто назначил Кутузова главнокомандующим?
3 группа: Сообщение о Михаиле Илларионовиче Кутузове
М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода,
получил прекрасное домашнее воспитание. 12ти летний Михаил после
сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное
звание до начала XIX века) в Соединённую Артиллерийскую
дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил
первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен
командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В.
Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При
взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его
жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в
другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.
С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. В
1805 году Россия помогала Австрии против Наполеона. Русскими
тогда командовал Кутузов. За искусные и хитрые манёвры,
сопровождавшие вынужденное отступление, Наполеон прозвал
Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был
бодр и активен. «Ну, как с такими молодцами не побить французов?»
были первые слова главнокомандующего при виде солдат. А те быстро
нашли ответ: «Едет Кутузов бить французов!»
3 группа вопросы: (С помощью вопросов составить пересказ)
1. В каком году родился Михаил Илларионович Кутузов?
2. Во сколько лет был зачислен капралом в Соединённую Артиллерийскую
дворянскую школу?
3. Во сколько лет получил первый офицерский чин?
4. Чем отличился Кутузов при Екатерине 2? 5. Как прозвал Наполеон Кутузова? За что?
6. Сколько лет было Кутузову при назначении главнокомандующим в борьбе
с французами.
7. Что говорили солдаты про Кутузова?
4 группа: Бородинское сражение.
После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место
для генерального сражения у села Бородино в 110 км от Москвы.
Главной задачей Бородинского сражения для Кутузова было
перекрыть дороги на Москву.
26 августа 1812 года в 5 часов 30 минут утра грянул бой. Это было
величайшее сражение. Оно продолжалось 15 часов. Обе стороны
сражались отчаянно, стояли насмерть. Количество потерь было велико
как никогда. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из
рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Битва
происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела
отступать. Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей,
лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи
покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода
окрашена кровью
Узнав о больших потерях Наполеон приказал
прекратить сражение и отвести войска. Наполеон впоследствии писал:
“Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под
Москвой”.
Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве
русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена
половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска.
Кутузов понимал, что продолжая сопротивляться французам, он
может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно.
Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.
Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставив Москву.
2го сентября русские войска оставили Москву. Вместе с армией
население покидало город.
4 группа вопросы: (С помощью вопросов составить пересказ) 1. Где Кутузов выбрал место для генерального сражения?
2. Главной задачей Бородинского сражения для М.И. Кутузова было?
3. Когда начался бой?
4. Сколько часов продолжалось сражение? Опишите его?
5. Каковы потери русского войска?
6. Почему Кутузов М.И. решил отступать?
7. Когда русские войска оставили Москву?
5 группа: Наполеон в Москве
Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании
депутатов от москвичей. Да, во всех завоеванных городах Наполеона встречали
с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приема Наполеон ждал
и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не
пришла. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары
в нем.
“Напрасно ждал Наполеон, Москвы коленопреклонённой... Нет, не пошла
Москва моя, К нему с повинной головою…” Наполеон , войдя в пустую ,
пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире.
Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей
ещё не было, она только начинается.
За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Армия,
великая и непобедимая, стала превращаться в шайку бандитов и разбойников.
Наполеон понял, что армия разлагается. Так и не дождавшись предложения о
заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление
его армии из России. И здесь наступает очередь русской армии преследовать
неприятеля.
Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали.
Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия.
Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было
теплого обмундирования и обуви. Армия Наполеона превратилась в толпу
оборванных бродяг.
Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в
решительный бой с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но
постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой
Смоленской дороги и гнать их до самой границы.
Наполеон чуть сам не попал в плен.
25 декабря 1812 года было объявлено об окончании войны.
5 группа вопросы: (С помощью вопросов составить пересказ) 1. Войдя в Москву, где остановился Наполеон?
2. Чего ожидал Наполеон от московских жителей?
3. Что заявил Кутузов Наполеону?
4. Сколько пробыл наполеон в Москве?
5. Что случилось с армией Наполеона (опиши)? Что предпринял Наполеон?
6. Как поступила армия Кутузова??
7. Когда было объявлено об окончании войны?
6 группа: Партизанское движение
Александр I, внук Екатерины II, через сутки, получив известие о вторжении
французский войск, уже пытался договориться с Наполеоном, послав ему
письмо. Но французский император отклонил мирные предложения.
Быстро пополнить армию было невозможно, так как она комплектовалась
путём рекрутских наборов. Александр I был напуган, судьба его царствования
находилась в очень ненадёжном положении. Александр I понял, что в этой
смертельной схватке с Наполеоном, спасти его сможет только народ. И
император решился на необычный шаг.
Александр I издал манифест, то есть написал открытое письмо, с призывом
создавать народное ополчение. Тем самым он узаконил партизанскую войну,
которую и без того уже вели как крепостные крестьяне, так и их господа,
объединённые одной великой целью – изгнать неприятеля с родной земли.
Именно партизанское движение вызывало у французов панический страх.
Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Одним из
участников партизанского движения был Денис Давыдов. Лихой гусар,
командир, одновременно – романтик, поэт, военный писатель. Вместе с
Кутузовым разработал план ведения партизанской войны против французской
армии. Отступление французов было мучительным, они голодали, а
наступившая зима совершенно измучила французских солдат. Также начались
болезни. Наполеон бросил свою армию и бежал во Францию.
Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были
крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Вскоре
захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия
дошла до самого Парижа, тем самым, пожив конец завоевательной политике
Наполеона. 6 группа вопросы: (С помощью вопросов составить пересказ)
1. Что предпринял Александр 1 узнав вторжении Наполеона в Россию?
Почему?
2. На какой необычный шаг решился Александр?
3. Кто такие партизаны? (на с. 116 – 117 учебника)
4. Кто был одним из участников и партизанского движения?
5. Как поступил Наполеон?
6. Как закончилась война с французами? Когда?
«Заполни пропуски в тексте».
В …….. году армия французского императора ………………….. перешла границу
России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют
…………………………… . Главнокомандующим русскими войсками был назначен
полководец……………………………………………
Главное сражение этой войны …………………………………………………. –
произошло ……….. августа 1812 года.
Приложение 3
«Заполни пропуски в тексте».
В …….. году армия французского императора ………………….. перешла границу
России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют
…………………………… . Главнокомандующим русскими войсками был назначен
полководец……………………………………………
Главное сражение этой войны …………………………………………………. –
произошло ……….. августа 1812 года.
«Заполни пропуски в тексте».
В …….. году армия французского императора ………………….. перешла границу
России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют
…………………………… . Главнокомандующим русскими войсками был назначен
полководец……………………………………………
Главное сражение этой войны …………………………………………………. –
произошло ……….. августа 1812 года.
«Заполни пропуски в тексте».
В …….. году армия французского императора ………………….. перешла границу
России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют
…………………………… . Главнокомандующим русскими войсками был назначен
полководец……………………………………………
Главное сражение этой войны …………………………………………………. – произошло ……….. августа 1812 года.
«Заполни пропуски в тексте».
В …….. году армия французского императора ………………….. перешла границу
России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют
…………………………… . Главнокомандующим русскими войсками был назначен
полководец……………………………………………
Главное сражение этой войны …………………………………………………. –
произошло ……….. августа 1812 года.
«Заполни пропуски в тексте».
В …….. году армия французского императора ………………….. перешла границу
России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют
…………………………… . Главнокомандующим русскими войсками был назначен
полководец……………………………………………
Главное сражение этой войны …………………………………………………. –
произошло ……….. августа 1812 года.
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.