Цели: познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1—2 классах;
определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли
до неба»;
выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные
ископаемые;
характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых
(шахты, карьеры, нефтяные вышки);
с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном
ископаемом;
работать с терминологическим словариком;
- работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
О б о р у д о в а н и е: коллекция полезных ископаемых.
У р о к 50
полезные ископаемые
Цели: познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых и
некоторыми их свойствами, способами их добычи; профессиями людей,
добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике
страны.
О б о р у д о в а н и е: коллекция полезных ископаемых.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
К р о с с в о р д «Полезные ископаемые».
П о г о р и з о н т а л и:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит.)
3. Этот мастер белыйбелый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел.)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ.)
6. Без нее не побежитНи такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте: что же это? (Нефть.)
8. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда.)
П о в е р т и к а л и:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк.)
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф.)
9. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь.)
Отгадки лучше демонстрировать, используя коллекцию минералов.
– Как назвать все эти отгадки? (Полезные ископаемые.)
– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые».
II. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а.
– В мире существует множество полезных ископаемых.
– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
– А дерево – полезное ископаемое? Почему?
– Всегда ли полезные ископаемые «надо выкапывать» из земли?
– Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами.
(Глина, песок.)
– Как бы вы сформулировали понятие «полезные ископаемые»?
В ы в о д. Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые
люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в
хозяйстве.
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а по учебнику (с. 48).Практическую работу можно организовать в группах.
Изученные свойства учащиеся самостоятельно записывают в таблицу
на доске.
Название
1
Железная
руда
Полезные ископаемые
Состо
яние
2
Плотность
3
Цвет
4
Твердая
Плотная
Черная
Окончание табл.
1
2
Нефть
Жидкая
3
–
4
Коричневая
Известняк
Твердый
Плотный
Белый
Глина
Песок
Каменный
уголь
Твердая
Рыхлая
Коричневая,
желтая
Твердый
Рыхлый
Серый
Твердый
Плотный
Черный
Гранит
Твердый
Плотный,
зернистый
Серый,
красный
Горю
честь
5
–
5
+
–
–
–
+
–
Использование
6
В изготовлении
машин, труб,
вагонов
6
Производство
керосина, бензина,
смазочных масел,
вазелина, мыла
В строительстве:
мел, мрамор
В изготовлении
кирпича, посуды
В строительстве,
в получении стекла
Отопление, кокс
краски, лекарства
В строительстве,
при отделке
памятников
3. Р а б о т а п о т е к с т у у ч е б н и к а.
– Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?
– Используя фотографии в учебнике (с. 50), расскажите о труде шахтера.
– Как вы думаете, почему нужно бережно относиться к использованию
полезных ископаемых?
III. Итог урока.
– Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
Домашнее задание: прочитать текст (с. 48–52); выполнить задание
«Подумай» (с. 51).