Конспект урока по произведению "Последние свидетели".
Оценка 5

Конспект урока по произведению "Последние свидетели".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
17.03.2018
Конспект урока по  произведению "Последние свидетели".
Методический замысел урока: Размышление о Великой Отечественной войне должно стать не панегириком, а трезвым, простым, не пафосным разговором о трагедии эпохи и величии человека, который смог сохранить способность быть человеком в любых обстоятельствах, о сохранении мира, внутренней тишины в своем сердце как форме противостояния войне в себе и мире. О том, что свободное пространство трагического в искусстве созидательно. С. Алексиевич – это писатель, все искусство которого – пространство свободы, поступок правды и достоинства, противостояние несвободе лжи, страха, полуправды. Произведение «Последние свидетели» - это не только подвиг детской памяти», но и подвиг взрослых, переживших войну и не побоявшихся взглянуть детской правде в глаза и поделиться своими переживаниями. Тип урока: лично-ориентированный эвристический урок. Время урока: 90 минут.Методический замысел урока: Размышление о Великой Отечественной войне должно стать не панегириком, а трезвым, простым, не пафосным разговором о трагедии эпохи и величии человека, который смог сохранить способность быть человеком в любых обстоятельствах, о сохранении мира, внутренней тишины в своем сердце как форме противостояния войне в себе и мире. О том, что свободное пространство трагического в искусстве созидательно. С. Алексиевич – это писатель, все искусство которого – пространство свободы, поступок правды и достоинства, противостояние несвободе лжи, страха, полуправды. Произведение «Последние свидетели» - это не только подвиг детской памяти», но и подвиг взрослых, переживших войну и не побоявшихся взглянуть детской правде в глаза и поделиться своими переживаниями. Тип урока: лично-ориентированный эвристический урок. Время урока: 90 минут.
Конспект урока. Последние свидетели.doc
.. О войне не должно говориться легко.  Трудно писаться, трудно рождаться,  Должно слово о войне...  «Война пометила наследственной памятью и тех,  кто ее пережил, и детей, не помнящих ее…» Б. Васильев: «Человек беспамятный способен породить  только зло и ничего другого, кроме зла»  С. Алексиевич Методический замысел урока: Размышление   о   Великой   Отечественной   войне   должно   стать   не   панегириком,   а   трезвым, простым,   не   пафосным   разговором   о   трагедии   эпохи   и   величии   человека,   который   смог сохранить   способность   быть   человеком   в   любых   обстоятельствах,   о   сохранении   мира, внутренней тишины в своем сердце как форме противостояния войне в себе и мире. О том, что свободное пространство трагического в искусстве созидательно. С. Алексиевич – это писатель, все искусство которого – пространство свободы, поступок правды  и достоинства, противостояние несвободе лжи, страха, полуправды.  Произведение «Последние   свидетели»   ­  это   не   только   подвиг   детской   памяти»,   но   и   подвиг   взрослых, переживших войну и не побоявшихся взглянуть детской правде в глаза и поделиться своими переживаниями.  Тип урока: лично­ориентированный эвристический урок. Время урока: 90 минут. Цель учителя на уроке:  Реализация личностного потенциала каждого ученика.  Формирование ценностно­смысловых, общекультурных, коммуникативных  компетенций.  Образное конструирование понятия о свободе выбора быть человеком. Задачи учителя:        Формировать навыки видения проблем художественного текста, его анализа и синтеза,  формулировки цели работы, умения задавать вопросы,  совместного группового  взаимодействия,  самостоятельного осмысленного чтения. Возможные цели учеников на уроке: Прочитать текст книги вместе с родителями. Пересказать историю героя книги от лица куклы. Создать свой символ мира. Выполнить качественно групповые и индивидуальные задания. Технологии и методы, используемые на уроке и при его подготовке: • Технология эвристического обучения. • Эвристические методы:   ученического   целеполагания,   эвристической   беседы,   открытых   заданий, символического видения, создания образной картины, конструирования понятия, эмпатии, вживания в образ (создание монолога от лица куклы), рефлексии. Оборудование урока: Интерактивная доска или мультимедийный проектор, компьютер, экран. Оформление   доски   соответствует   нескольким   ключевым   точкам   урока,   которые формулируются проблемными вопросами: «Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке  защитить? Чем мы можем его защитить?» (С. Алексиевич). «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины» (Ф. Ницше).  «Но все­таки стреляет до сих пор война и попадает временами» (Б. Слуцкий). «Трагическое созидательно, разрушительна пошлость облегченности»  (Е. Ржевская).  Стенд об авторе. Информация. Книги. Интервью  Корзина с куклами.   Цветные квадратики 8 цветов для выражения своего ощущения книги.  Цветные клеевые квадратики для итоговой рефлексии, создания общего образа урока. Предварительная подготовка(создание образовательных продуктов):  1. Выборочное чтение текста (учитель выбирает эпизоды и главы, возможные для чтения  в возрасте 12­13 лет). 2. Просмотр документального фильма по книге С. Алексиевич. «Дети войны. Последние  свидетели» А. Китайцева. 3. Сочинение «Что для меня самое дорогое на Земле», сочинение­миниатюра  «Мое  определение слова «война».  4. Создание атмосферы: При подготовке к уроку ребята делают японских журавликов  мира, вспоминая трагедию Хиросимы и создавая знаменитый образ мира. Также дети  создают свой личный образ мира, и  к этим работам учитель обращается во время  урока. 5. Для создания проблемного пространства урока учитель просит детей заранее записать  в своих тетрадях все вопросы, которые волнуют их по теме: «Дети и война». 6. Ученики отмечают в тексте С. Алексиевич цитаты, которые могут объяснить  авторское отношение к слову «война». 7. Индивидуальное задание: создание презентации о личности и особенностях жизненной  позиции С. Алексиевич.  Работа с СМИ и создание выборки о современных детях войны. 8. 1. Экспозиция урока: Звучит отрывок из  произведения «Lacrimosa» Моцарта. Вопрос учителя: Вы боитесь войны? Сопоставление с культурно­историческим аналогом:  Психологи утверждают, что нынешние дети боятся войны намного меньше, чем вампиров и  привидений. Хотя война уже идет, и даже в Москве нет ощущения безопасности.  Одна из точек зрения, предлагаемая для рецепции: «Несовместимы, Несовместимы Дети и  война» Учитель предлагает ученикам  выразить свое отношение к этим мыслям. Предмет сегодняшнего разговора: дети и война  .   Учитель представляет участников разговора:  дети, родители, учителя, С. Алексиевич и герои ее произведения «Последние свидетели» ( не только дети, но и куклы). Поближе познакомимся с автором книги. Идет представление одного из образовательных  продуктов: презентации о личности и особенностях стилистики С. Алексиевич (5 слайдов). 2. Личное целеполагание: Какова Ваша личная цель в работе на нашем уроке? Ребята записывают в тетради свою личную цель работы на уроке. Учитель спрашивает у  нескольких учеников о ней, также определяя и свою личную цель работы. Личная цель учителя работы на уроке: Книга С. Алексиевич называется «Последние  свидетели (соло для детского голоса)», и поэтому сегодня мы попробуем создать свободное  пространство размышления, в котором каждому голосу будет место, потому что у каждого из  участников нашего разговора свой образ войны и свой личный образ мира.  Цель автора С. Алексиевич:  Дать воспоминания о войне тех, кому в войну было 7­12 лет.  Выразить то запредельное, что вносит война в опыт человека и что изображается в искусстве  пронзительнее всего в соприкосновении с детством.   «О войне говорят дети. Не политики, не солдаты и не историки. Самые беспристрастные свидетели. Война, увиденная детскими глазами еще страшнее...» С. Алексиевич. Из предисловия к книге: «Когда­то великий Достоевский поставил вопрос: а  найдется  ли оправдание миру,  нашему  счастью  и даже  вечной  гармонии, если  во  имя  этого,  для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка? И  сам  ответил  ­  слезинка  эта  не оправдает ни  один прогресс,  ни  одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит.      Всего одна слезинка...» Что Вас больше всего поразило в книге? Поднимите квадратики настроения  цветовой ассоциации с книгой ? Ассоциация учителя:  Писатель соединяет голоса в хор, создает ораторию. В ней звучат и  арии, и речитативы, и хоры, все соединено оркестром, авторской речью, интонацией, его  писателя, замыслом, поэтому мы начали урок с Лакримозы из Реквиема Моцарта –  трагической и величественной ноты, ассоциативно связанной с настроением нашего разговора. 3. Определение проблемного пространства урока. Какие проблемы (вопросы) возникли у Вас после знакомства с произведением? Какие  проблемы Вы бы хотели обсудить? Учитель делится и своим вопросом (проблемой): что рассказывать детям о войне и ради чего? А нужна ли нам такая страшная правда? Что понадобится нам в трудную минуту? Вопрос С. Алексиевич: "Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого  человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить?» 4. Проживание центрального образа. В качестве домашнего задания ребятам было предложено дать свое личное определение слову «война». Учитель просит зачитать отрывки из сочинений. Сопоставление с культурно­историческим аналогом:  Найдите в тексте «Последних свидетелей» определения, которые дает войне автор. Ребята  приводят примеры из текста книги «Последние свидетели». Примеры:  1."Сто недетских колыбельных":  «Запоминает ли что­нибудь ребенок в 3 года? Маленький земной ангел в море слезинок. Черное небо, черный самолет, черные каратели и собаки у них тоже черные. Война – это когда можно сшить платье из портянок и покрасить чернилами. И когда можно плакать навзрыд четыре урока. Или сжать зубки. Война – это когда говорят: "Мы в парке не гуляли – мы его ели". Война – это когда можно спать в корыте и съесть любимую собаку. Но самое страшное – когда нет ни мамы, ни папы».  2. «     Помню,  что после войны  у нас  в  деревне  был один  букварь, а первая книга, которую я нашел и прочитал, был сборник задач по арифметике.      Я читал ее, как стихи... Так­так...» 3. «   У  нас было две  курицы.  Когда им говорили: "Немцы­ тихо!", ­ они молчали. Они  сидели тихо­тихо вместе с нами под кроватью, ни одна не кокнет. Сколько я потом ни видела  в цирке ручных  кур, они меня не удивляли. А наши ко  всему  исправно  неслись под  кроватью  в  ящике ­ два яйца в день.  Мы чувствовали себя такими богатыми!  Все­таки   какую­то  елку  на Новый год  мы  ставили. Конечно, это  мама помнила, что у нас детство. Из книжек вырезали яркие картинки, делали шарики из бумаги: один бочок белый, другой ­  черный, гирлянды из старых ниток. И в этот день особенно все улыбались друг другу, вместо  подарков (их не было) мы оставляли под елкой записочки. В  своих  записочках  я  писала   маме: "Мамулечка,  я тебя очень люблю. Очень! Очень!" Дарили друг другу слова». Сопоставление с другими культурно – историческими аналогами: Учитель показывает другие образы войны в искусстве: «Герника» Пикассо, «Крик» Мунка, Война – это обрывки, осколки, взрыв, сбой…болезнь. Моцарт «Реквием» ­ это тоже ощущение трагедии. Зачем человеку переживать это?   Вопрос учителя: "И как  это рассказать, чтобы сердце на куски не разорвалось?". Мнение Ф. Ницше: "Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины".  (Е. Ржевская) «Трагическое созидательно, разрушительна пошлость облегченности».  5. Соприкосновение с живой памятью У   героев   взорвано   сердце   (идет   война   в   душе).   Слова   для   выражения   этого   внутреннего состояния   найти   трудно,   поэтому   попробуем   услышать,   что   рассказывают   о   том,   что пережили их хозяева, их куклы, произнося монологи от 3 лица…Почему именно от лица куклы?   Это   один   из   героев   книги   «Последние   свидетели»,   один   из   центральных   образов детства, один из символов чистоты. Ученики   рассказывают   истории   детей­героев   книги   от   лица   кукол,   которых   они принесли из дома. Ребята сами выбирают героя, сами дают своей кукле имя. Звучат 3,4 рассказа «кукол» о том, что пережили их хозяева. Вопрос учителя:  Яд   войны,   ненависти,   безнаказанности   отравлял   детское   сознание.   Что   вас   больше   всего поражало  в   рассказах  детей:   как  герои   катались   на  немецких  трупах  или  то,  как  давали картофелину пленному немцу? Мнение   учителя:   Пережив   страшную   трагедию,   можно   ожесточиться,   но   можно   и   начать учиться любить. Это самое трудное. 6. Сопоставление с современными аналогами людей войны Учитель обращается к мысли Б. Слуцкого: «Но все­таки стреляет до сих пор война   и попадает временами…» Неужели то, что произошло с людьми 65 лет назад, нас ничему не научило?  Идет представление образовательного продукта. Представим себе, что мы слушаем новостной ряд и узнаем о событиях, которые происходят в мире: Ребята читают новости… Пример новости:    «По свидетельствам очевидцев, из детей получаются отличные солдаты. Они храбры и послушны,   не   задают   лишних   вопросов,   их   легко   подавить,   легко   наказать.   А некоторые   даже   воспринимают   войну   как   игру.   В   последние   годы   с   появлением легкого   и   простого   в   употреблении   оружия   детей   стали   использовать   в   составе ударных войск. Практически везде, где ведутся сейчас войны, детей насильно забирают в армию, и они быстро обучаются чистить и заряжать оружие, увертываться от пуль, мародерствовать,   ползать   по­пластунски,   брать   заложников   и   убивать   врагов.   В Камбодже дети участвуют в вооруженных конфликтах с 1953 года, когда в стране была свергнута монархия. То есть там уже сорок лет подряд у детей крадут детство».  «10­летний ребенок с поясом шахида устроил взрыв на встрече племенных лидеров,  собравшихся 9 ноября в провинции Дияла в Ираке, чтобы обсудить методы борьбы с  "Аль­Каидой". Вместе со смертником вблизи города Халис погибли шестеро  старейшин, сообщает немецкая газета Spiegel».  7. Осознавание личного выбора Возможно ли для человека не ожесточиться после переживания войны в сердце? Что может помочь человеку после перенесенных страданий не начать ненавидеть людей, мстить? Что может помочь выстоять в человечности в самых нечеловеческих обстоятельствах?  Сопоставление с культурно­историческими аналогами: Какие примеры достойного свободного выбора в нечеловеческих обстоятельствах вы знаете? Дети вспоминают Я. Корчака, героя фильма «За имя Моё» и др. примеры. Слово учителя: В сказке Е.Шварца "Снежная королева" Кай в самую трудную минуту жизни попытался вспомнить "Отче наш", но вспоминалась почему­то только таблица умножения. Кто знает, что понадобится нам в трудную минуту? Кто скажет, что вот это надо, а это – нет? Нужны книги, которые помогут нам думать! Думать о главном в трудную минуту, чтобы выстоять, чтобы принять верное решение, ибо труднее всего сохранять мир в своей душе и научиться любить, тем самым создавая мир вокруг себя. 8. Опыт создания мира через переживание искусства. Дома детям было предложено создать свой личный образ мира и объяснить то, что у него получилось. Идет представление образовательного продукта ­ образ мира.  Сопоставление с культурно – историческими аналогами:  Учитель   показывает   изображения:   «Чудо   Георгия   о   змие»,   голубь   Пикассо,   «Троица»   А. Рублева; читает евангельский пример  образа мира, в слове явленного… Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит,  всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… 1. Кор. 13­4 9. Создание целостного образа урока Вопрос учителя: Как бы вы назвали наш урок? В финале урока учитель предлагает назвать урок, то есть определить, что удалось «спеть»,  благодаря разным голосам в свободном пространстве искусства. Предложение учителя: Наступит ли эра милосердия? 10. Устная рефлексия урока: Удовлетворены ли вы результатами сегодняшнего урока? Почему? Удовлетворены ли вы результатами своей собственной работы? Почему? Какая мысль урока вам кажется самой важной?  Какая мысль урока вам кажется спорной?  Рефлексия учителя: Литература не дает ответы – она их ставит! И она поможет нам сделать выбор. Образная рефлексия урока:  Учитель просит, уходя из класса, наклеивать цветной клеевой квадратик ( из тех, что уже  приготовлены на столе) на ватман, который прикреплен на входную дверь, определяя свое  внутреннее состояние в финале разговора. Участники разговора все вместе выходят на улицу и  запускают шары с привязанными к ним  японскими журавликами в небо как символ свободы, мира, надежды, воздуха, который  врывается в человеческое сердце и оживляет его… 11. Финальный аккорд

Конспект урока по произведению "Последние свидетели".

Конспект урока по  произведению "Последние свидетели".

Конспект урока по произведению "Последние свидетели".

Конспект урока по  произведению "Последние свидетели".

Конспект урока по произведению "Последние свидетели".

Конспект урока по  произведению "Последние свидетели".

Конспект урока по произведению "Последние свидетели".

Конспект урока по  произведению "Последние свидетели".

Конспект урока по произведению "Последние свидетели".

Конспект урока по  произведению "Последние свидетели".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018