Конспект урока по произведению "Последние свидетели".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический замысел урока: Размышление о Великой Отечественной войне должно стать не панегириком, а трезвым, простым, не пафосным разговором о трагедии эпохи и величии человека, который смог сохранить способность быть человеком в любых обстоятельствах, о сохранении мира, внутренней тишины в своем сердце как форме противостояния войне в себе и мире. О том, что свободное пространство трагического в искусстве созидательно. С. Алексиевич – это писатель, все искусство которого – пространство свободы, поступок правды и достоинства, противостояние несвободе лжи, страха, полуправды. Произведение «Последние свидетели» - это не только подвиг детской памяти», но и подвиг взрослых, переживших войну и не побоявшихся взглянуть детской правде в глаза и поделиться своими переживаниями. Тип урока: лично-ориентированный эвристический урок. Время урока: 90 минут.Методический замысел урока: Размышление о Великой Отечественной войне должно стать не панегириком, а трезвым, простым, не пафосным разговором о трагедии эпохи и величии человека, который смог сохранить способность быть человеком в любых обстоятельствах, о сохранении мира, внутренней тишины в своем сердце как форме противостояния войне в себе и мире. О том, что свободное пространство трагического в искусстве созидательно. С. Алексиевич – это писатель, все искусство которого – пространство свободы, поступок правды и достоинства, противостояние несвободе лжи, страха, полуправды. Произведение «Последние свидетели» - это не только подвиг детской памяти», но и подвиг взрослых, переживших войну и не побоявшихся взглянуть детской правде в глаза и поделиться своими переживаниями. Тип урока: лично-ориентированный эвристический урок. Время урока: 90 минут.
Иконка файла материала Конспект урока. Последние свидетели.doc
.. О войне не должно говориться легко.  Трудно писаться, трудно рождаться,  Должно слово о войне...  «Война пометила наследственной памятью и тех,  кто ее пережил, и детей, не помнящих ее…» Б. Васильев: «Человек беспамятный способен породить  только зло и ничего другого, кроме зла»  С. Алексиевич Методический замысел урока: Размышление   о   Великой   Отечественной   войне   должно   стать   не   панегириком,   а   трезвым, простым,   не   пафосным   разговором   о   трагедии   эпохи   и   величии   человека,   который   смог сохранить   способность   быть   человеком   в   любых   обстоятельствах,   о   сохранении   мира, внутренней тишины в своем сердце как форме противостояния войне в себе и мире. О том, что свободное пространство трагического в искусстве созидательно. С. Алексиевич – это писатель, все искусство которого – пространство свободы, поступок правды  и достоинства, противостояние несвободе лжи, страха, полуправды.  Произведение «Последние   свидетели»   ­  это   не   только   подвиг   детской   памяти»,   но   и   подвиг   взрослых, переживших войну и не побоявшихся взглянуть детской правде в глаза и поделиться своими переживаниями.  Тип урока: лично­ориентированный эвристический урок. Время урока: 90 минут. Цель учителя на уроке:  Реализация личностного потенциала каждого ученика.  Формирование ценностно­смысловых, общекультурных, коммуникативных  компетенций.  Образное конструирование понятия о свободе выбора быть человеком. Задачи учителя:        Формировать навыки видения проблем художественного текста, его анализа и синтеза,  формулировки цели работы, умения задавать вопросы,  совместного группового  взаимодействия,  самостоятельного осмысленного чтения. Возможные цели учеников на уроке: Прочитать текст книги вместе с родителями. Пересказать историю героя книги от лица куклы. Создать свой символ мира. Выполнить качественно групповые и индивидуальные задания. Технологии и методы, используемые на уроке и при его подготовке: • Технология эвристического обучения. • Эвристические методы:   ученического   целеполагания,   эвристической   беседы,   открытых   заданий, символического видения, создания образной картины, конструирования понятия, эмпатии, вживания в образ (создание монолога от лица куклы), рефлексии. Оборудование урока: Интерактивная доска или мультимедийный проектор, компьютер, экран. Оформление   доски   соответствует   нескольким   ключевым   точкам   урока,   которые формулируются проблемными вопросами: «Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке  защитить? Чем мы можем его защитить?» (С. Алексиевич). «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины» (Ф. Ницше).  «Но все­таки стреляет до сих пор война и попадает временами» (Б. Слуцкий). «Трагическое созидательно, разрушительна пошлость облегченности»  (Е. Ржевская). Стенд об авторе. Информация. Книги. Интервью  Корзина с куклами.   Цветные квадратики 8 цветов для выражения своего ощущения книги.  Цветные клеевые квадратики для итоговой рефлексии, создания общего образа урока. Предварительная подготовка(создание образовательных продуктов):  1. Выборочное чтение текста (учитель выбирает эпизоды и главы, возможные для чтения  в возрасте 12­13 лет). 2. Просмотр документального фильма по книге С. Алексиевич. «Дети войны. Последние  свидетели» А. Китайцева. 3. Сочинение «Что для меня самое дорогое на Земле», сочинение­миниатюра  «Мое  определение слова «война».  4. Создание атмосферы: При подготовке к уроку ребята делают японских журавликов  мира, вспоминая трагедию Хиросимы и создавая знаменитый образ мира. Также дети  создают свой личный образ мира, и  к этим работам учитель обращается во время  урока. 5. Для создания проблемного пространства урока учитель просит детей заранее записать  в своих тетрадях все вопросы, которые волнуют их по теме: «Дети и война». 6. Ученики отмечают в тексте С. Алексиевич цитаты, которые могут объяснить  авторское отношение к слову «война». 7. Индивидуальное задание: создание презентации о личности и особенностях жизненной  позиции С. Алексиевич.  Работа с СМИ и создание выборки о современных детях войны. 8. 1. Экспозиция урока: Звучит отрывок из  произведения «Lacrimosa» Моцарта. Вопрос учителя: Вы боитесь войны? Сопоставление с культурно­историческим аналогом:  Психологи утверждают, что нынешние дети боятся войны намного меньше, чем вампиров и  привидений. Хотя война уже идет, и даже в Москве нет ощущения безопасности.  Одна из точек зрения, предлагаемая для рецепции: «Несовместимы, Несовместимы Дети и  война» Учитель предлагает ученикам  выразить свое отношение к этим мыслям. Предмет сегодняшнего разговора: дети и война  .   Учитель представляет участников разговора:  дети, родители, учителя, С. Алексиевич и герои ее произведения «Последние свидетели» ( не только дети, но и куклы). Поближе познакомимся с автором книги. Идет представление одного из образовательных  продуктов: презентации о личности и особенностях стилистики С. Алексиевич (5 слайдов). 2. Личное целеполагание: Какова Ваша личная цель в работе на нашем уроке? Ребята записывают в тетради свою личную цель работы на уроке. Учитель спрашивает у  нескольких учеников о ней, также определяя и свою личную цель работы. Личная цель учителя работы на уроке: Книга С. Алексиевич называется «Последние  свидетели (соло для детского голоса)», и поэтому сегодня мы попробуем создать свободное  пространство размышления, в котором каждому голосу будет место, потому что у каждого из  участников нашего разговора свой образ войны и свой личный образ мира.  Цель автора С. Алексиевич:  Дать воспоминания о войне тех, кому в войну было 7­12 лет.  Выразить то запредельное, что вносит война в опыт человека и что изображается в искусстве  пронзительнее всего в соприкосновении с детством.   «О войне говорят дети. Не политики, не солдаты и не историки. Самые беспристрастные свидетели. Война, увиденная детскими глазами еще страшнее...» С. Алексиевич.Из предисловия к книге: «Когда­то великий Достоевский поставил вопрос: а  найдется  ли оправдание миру,  нашему  счастью  и даже  вечной  гармонии, если  во  имя  этого,  для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка? И  сам  ответил  ­  слезинка  эта  не оправдает ни  один прогресс,  ни  одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит.      Всего одна слезинка...» Что Вас больше всего поразило в книге? Поднимите квадратики настроения  цветовой ассоциации с книгой ? Ассоциация учителя:  Писатель соединяет голоса в хор, создает ораторию. В ней звучат и  арии, и речитативы, и хоры, все соединено оркестром, авторской речью, интонацией, его  писателя, замыслом, поэтому мы начали урок с Лакримозы из Реквиема Моцарта –  трагической и величественной ноты, ассоциативно связанной с настроением нашего разговора. 3. Определение проблемного пространства урока. Какие проблемы (вопросы) возникли у Вас после знакомства с произведением? Какие  проблемы Вы бы хотели обсудить? Учитель делится и своим вопросом (проблемой): что рассказывать детям о войне и ради чего? А нужна ли нам такая страшная правда? Что понадобится нам в трудную минуту? Вопрос С. Алексиевич: "Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого  человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить?» 4. Проживание центрального образа. В качестве домашнего задания ребятам было предложено дать свое личное определение слову «война». Учитель просит зачитать отрывки из сочинений. Сопоставление с культурно­историческим аналогом:  Найдите в тексте «Последних свидетелей» определения, которые дает войне автор. Ребята  приводят примеры из текста книги «Последние свидетели». Примеры:  1."Сто недетских колыбельных":  «Запоминает ли что­нибудь ребенок в 3 года? Маленький земной ангел в море слезинок. Черное небо, черный самолет, черные каратели и собаки у них тоже черные. Война – это когда можно сшить платье из портянок и покрасить чернилами. И когда можно плакать навзрыд четыре урока. Или сжать зубки. Война – это когда говорят: "Мы в парке не гуляли – мы его ели". Война – это когда можно спать в корыте и съесть любимую собаку. Но самое страшное – когда нет ни мамы, ни папы».  2. «     Помню,  что после войны  у нас  в  деревне  был один  букварь, а первая книга, которую я нашел и прочитал, был сборник задач по арифметике.      Я читал ее, как стихи... Так­так...» 3. «   У  нас было две  курицы.  Когда им говорили: "Немцы­ тихо!", ­ они молчали. Они  сидели тихо­тихо вместе с нами под кроватью, ни одна не кокнет. Сколько я потом ни видела  в цирке ручных  кур, они меня не удивляли. А наши ко  всему  исправно  неслись под  кроватью  в  ящике ­ два яйца в день.  Мы чувствовали себя такими богатыми!  Все­таки   какую­то  елку  на Новый год  мы  ставили. Конечно, это  мама помнила, что у нас детство. Из книжек вырезали яркие картинки, делали шарики из бумаги: один бочок белый, другой ­  черный, гирлянды из старых ниток. И в этот день особенно все улыбались друг другу, вместо  подарков (их не было) мы оставляли под елкой записочки. В  своих  записочках  я  писала   маме: "Мамулечка,  я тебя очень люблю. Очень! Очень!" Дарили друг другу слова». Сопоставление с другими культурно – историческими аналогами:Учитель показывает другие образы войны в искусстве: «Герника» Пикассо, «Крик» Мунка, Война – это обрывки, осколки, взрыв, сбой…болезнь. Моцарт «Реквием» ­ это тоже ощущение трагедии. Зачем человеку переживать это?   Вопрос учителя: "И как  это рассказать, чтобы сердце на куски не разорвалось?". Мнение Ф. Ницше: "Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины".  (Е. Ржевская) «Трагическое созидательно, разрушительна пошлость облегченности».  5. Соприкосновение с живой памятью У   героев   взорвано   сердце   (идет   война   в   душе).   Слова   для   выражения   этого   внутреннего состояния   найти   трудно,   поэтому   попробуем   услышать,   что   рассказывают   о   том,   что пережили их хозяева, их куклы, произнося монологи от 3 лица…Почему именно от лица куклы?   Это   один   из   героев   книги   «Последние   свидетели»,   один   из   центральных   образов детства, один из символов чистоты. Ученики   рассказывают   истории   детей­героев   книги   от   лица   кукол,   которых   они принесли из дома. Ребята сами выбирают героя, сами дают своей кукле имя. Звучат 3,4 рассказа «кукол» о том, что пережили их хозяева. Вопрос учителя:  Яд   войны,   ненависти,   безнаказанности   отравлял   детское   сознание.   Что   вас   больше   всего поражало  в   рассказах  детей:   как  герои   катались   на  немецких  трупах  или  то,  как  давали картофелину пленному немцу? Мнение   учителя:   Пережив   страшную   трагедию,   можно   ожесточиться,   но   можно   и   начать учиться любить. Это самое трудное. 6. Сопоставление с современными аналогами людей войны Учитель обращается к мысли Б. Слуцкого: «Но все­таки стреляет до сих пор война   и попадает временами…» Неужели то, что произошло с людьми 65 лет назад, нас ничему не научило?  Идет представление образовательного продукта. Представим себе, что мы слушаем новостной ряд и узнаем о событиях, которые происходят в мире: Ребята читают новости… Пример новости:    «По свидетельствам очевидцев, из детей получаются отличные солдаты. Они храбры и послушны,   не   задают   лишних   вопросов,   их   легко   подавить,   легко   наказать.   А некоторые   даже   воспринимают   войну   как   игру.   В   последние   годы   с   появлением легкого   и   простого   в   употреблении   оружия   детей   стали   использовать   в   составе ударных войск. Практически везде, где ведутся сейчас войны, детей насильно забирают в армию, и они быстро обучаются чистить и заряжать оружие, увертываться от пуль, мародерствовать,   ползать   по­пластунски,   брать   заложников   и   убивать   врагов.   В Камбодже дети участвуют в вооруженных конфликтах с 1953 года, когда в стране была свергнута монархия. То есть там уже сорок лет подряд у детей крадут детство».  «10­летний ребенок с поясом шахида устроил взрыв на встрече племенных лидеров,  собравшихся 9 ноября в провинции Дияла в Ираке, чтобы обсудить методы борьбы с  "Аль­Каидой". Вместе со смертником вблизи города Халис погибли шестеро  старейшин, сообщает немецкая газета Spiegel».  7. Осознавание личного выбора Возможно ли для человека не ожесточиться после переживания войны в сердце? Что может помочь человеку после перенесенных страданий не начать ненавидеть людей, мстить? Что может помочь выстоять в человечности в самых нечеловеческих обстоятельствах?  Сопоставление с культурно­историческими аналогами: Какие примеры достойного свободного выбора в нечеловеческих обстоятельствах вы знаете? Дети вспоминают Я. Корчака, героя фильма «За имя Моё» и др. примеры. Слово учителя: В сказке Е.Шварца "Снежная королева" Кай в самую трудную минуту жизни попытался вспомнить "Отче наш", но вспоминалась почему­то только таблица умножения. Кто знает, что понадобится нам в трудную минуту? Кто скажет, что вот это надо, а это – нет? Нужны книги, которые помогут нам думать! Думать о главном в трудную минуту, чтобывыстоять, чтобы принять верное решение, ибо труднее всего сохранять мир в своей душе и научиться любить, тем самым создавая мир вокруг себя. 8. Опыт создания мира через переживание искусства. Дома детям было предложено создать свой личный образ мира и объяснить то, что у него получилось. Идет представление образовательного продукта ­ образ мира.  Сопоставление с культурно – историческими аналогами:  Учитель   показывает   изображения:   «Чудо   Георгия   о   змие»,   голубь   Пикассо,   «Троица»   А. Рублева; читает евангельский пример  образа мира, в слове явленного… Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит,  всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… 1. Кор. 13­4 9. Создание целостного образа урока Вопрос учителя: Как бы вы назвали наш урок? В финале урока учитель предлагает назвать урок, то есть определить, что удалось «спеть»,  благодаря разным голосам в свободном пространстве искусства. Предложение учителя: Наступит ли эра милосердия? 10. Устная рефлексия урока: Удовлетворены ли вы результатами сегодняшнего урока? Почему? Удовлетворены ли вы результатами своей собственной работы? Почему? Какая мысль урока вам кажется самой важной?  Какая мысль урока вам кажется спорной?  Рефлексия учителя: Литература не дает ответы – она их ставит! И она поможет нам сделать выбор. Образная рефлексия урока:  Учитель просит, уходя из класса, наклеивать цветной клеевой квадратик ( из тех, что уже  приготовлены на столе) на ватман, который прикреплен на входную дверь, определяя свое  внутреннее состояние в финале разговора. Участники разговора все вместе выходят на улицу и  запускают шары с привязанными к ним  японскими журавликами в небо как символ свободы, мира, надежды, воздуха, который  врывается в человеческое сердце и оживляет его… 11. Финальный аккорд

Посмотрите также