Конспект урока по рассказу В.Дёгтева "Четыре жизни"(10-11 класс).
Оценка 4.6

Конспект урока по рассказу В.Дёгтева "Четыре жизни"(10-11 класс).

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
11.01.2017
Конспект урока по рассказу В.Дёгтева "Четыре жизни"(10-11 класс).
Каждый выбирает.doc

Урок литературы в 10 классе

на конкурс «Учитель года - 2010»

учитель Сатлер Любовь Викторовна

 

Тема: «Каждый выбирает…» (проблема нравственного выбора по рассказу В.Дегтева «Четыре жизни»).

Цель урока:  подумать над причинами и последствиями нравственного выбора человека.

Задачи урока:

1) образовательные:  - учить умению принимать жизненно важные решения;

                                         - знать, что последствия этого решения влияют и на тебя, и на                                                                                                           других людей;

2) развивающие: - способствовать развитию навыков анализа художественного текста;

                                  - развивать диалогическую и монологическую речь

3) воспитательные: - стимулировать интерес к творчеству современных авторов;

                                     - способствовать формированию нравственных ценностей.

Оборудование: тексты рассказа В.Дегтева «Четыре жизни», тексты стихотворения А.Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте…», раздаточные листы для заполнения в ходе урока, компьютерная презентация.

Форма урока: урок - размышление по заданной теме, диалог учителя и ученика.

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, меня зовут Любовь Викторовна, я могла бы многое сказать, но…

Лучше будет, если взамен тысячи слов
Ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.
Лучше будет, если взамен тысячи стихов
Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.
Лучше будет, если взамен тысячи песен
Ты найдешь одну, но такую, что дарует Радость
.

Дхаммапада (слайд 1)

 (на фоне слайдов, под музыку О.Газманова)

Каждый выбирает по себе -

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает по себе -

Шпагу для дуэли, меч для битвы.

Слово для любви или молитвы

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает для себя.

Как вы думаете, почему сегодняшний урок стоило начать именно с этих слов?

(стихотворение заставляет задуматься о том, как мы делаем тот или иной жизненный выбор, а также о его причинах и последствиях)

Как это стихотворение можно соотнести с судьбой героя рассказа В.Дегтева « Четыре жизни»?

( Герою рассказа В.Дегтева «Четыре жизни» пришлось несколько раз в своей жизни делать выбор.)

Размышляя над поступками героя, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы?

(мы постараемся сегодня подумать над тем, что влияет на наш выбор, как он происходит и какими могут быть последствия нашего выбора)                                         

(слайд 3)

Тем не менее, давайте вспомним, что мы подразумеваем под словом «выбор» (слайд 4)

II.Основная часть

Через полтора года вам предстоит сделать свой первый сознательный выбор - выбор учебного заведения, профессии, а, следовательно, и жизненного пути. Легко ли это? Поделитесь своими размышлениями.

Нелегко было сделать выбор и Вячеславу Дегтеву, автору рассказа «Четыре жизни»- человеку с очень интересной и непростой судьбой. Знаете ли вы о ней?

Вот несколько строк о писателе (слайд 5)

Герой его рассказа-инок Борис.

А  кто-нибудь из вас или из ваших знакомых когда-нибудь думал посвятить себя служению Богу? Уйти в монастырь, стать священником?

(слушаю ответы)

Почему? Неужели это так сложно?

(Священники, монахи, иноки - это не  профессия, это образ жизни, серьезный и очень важный нравственный выбор, и этот выбор сделать нелегко)

Главный герой  рассказа «Четыре жизни» - студент Роман, постриженный как инок Борис, оказывается на войне в Сербии. Как он пришел к этому выбору? Каким был путь героя? Предлагаю поработать в парах. Работая с текстом, определите важнейшие этапы жизненного пути героя, выделите их в тексте, составьте логическую цепочку. На это задание у вас 5-7 минут.

Нашли? Выделили? Проверяем. Молодцы!

(слайд 7) А вот моя цепочка.

 Легко ли герою дается каждый жизненный поворот? Найдите в тексте.

(нет, ему «мезостно, горько и страшно..», он плачет и рыдает после покаяния, тоскует, получив письмо Веньки, просит совета у игумена, валаамского старца, подполковника из военкомата, а находясь в отряде, понимает, что поддался искушению.)

Как вы считаете, реален ли наш герой? Почему?

(слайд 8) Да, действительно, работая над рассказом, Дегтев списал историю героя с судьбы Романа Малышева.

Обратите внимание на возраст, 24 года…Чем знаменателен этот возраст для современного человека?

(это возраст, когда человек начинает строить карьеру, создает семью…)

А что происходит с нашим героем? Кто находится рядом с ним?

 (джентельмены удачи, псы войны, дикие гуси, бросающие своих раненых, а иногда и пристреливающие их)

 ( слайд 9) В чем же смысл поступков героя?

(надо же кому-то отрывать их заскорузлые души от тьмы)

Тьма и свет, добро и зло - вот между чем постоянно выбирает человек, но жизнь одна… Тогда почему рассказ называется «Четыре жизни»? (слайд 10)

(четыре жизни спасает герой своей смертью, четыре периода он переживает в своей жизни, каждый раз начиная с чистого листа)

А мог ли герой на каком-то этапе сделать иной выбор?

Попробуйте, отталкиваясь от какого-либо поворотного момента в жизни героя, смоделировать его жизненный путь по-иному (слайд 11, модели ситуаций).  Работаем письменно, 3-5 минут.

Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.

Значит, несколько раз в своей жизни герой мог поступить иначе, но не стал. Как вы думаете, сейчас, находясь в горах, умирая на чужой земле, жалеет ли он о сделанном выборе?

 (герою не хочется умирать, но он спокоен, «дикие гуси», хоть и бросили героя, но  не ушли совсем, им «стыдно и прискорбно»,значит, выбор был оправдан)

 А каково отношение автора к такому выбору своего героя?

(он просит помолиться за героя, говорит о том, что тот попадет в рай)

А о чем(или о ком) молится наш герой? Послушайте.

 (слайд 12, читаю молитву)

(герой молится о других, прощая их, страдая за них, ждет покаяния и прощения, и справедливости)

В чем молитва нас убеждает?

(герой не жалеет о том, что оказался здесь, он принимает смерть)

Эта молитва называется отходной…

III. Рефлексия

Инок Борис сделал свой выбор, он считает его оправданным.

 А как выбираем мы?

Может быть, его делает кто-то за нас?

 Составьте синквейн «Мой выбор…» 5 мин. (слайд 13)

(зачитываем синквейны)

IV. Домашнее задание-размышление

  1. Ваша модель развития жизненного пути инока Бориса.
  2.  Написать эссе «Я выбираю…».
  3. Для желающих окунуться в творчество Вячеслава Дёгтева(слайд 15)

Но каким бы ни был ваш выбор, надеюсь, что…

Лучше будет, если взамен тысячи слов
Ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.
Лучше будет, если взамен тысячи стихов
Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.
Лучше будет, если взамен тысячи песен
Ты найдешь одну, но такую, что дарует Радость

Спасибо за урок!


Урок литературы в 10 классе на конкурс «Учитель года - 2010» учитель

Урок литературы в 10 классе на конкурс «Учитель года - 2010» учитель

Дьяволу служить или пророку -

Дьяволу служить или пророку -

Священники, монахи, иноки - это не профессия, это образ жизни, серьезный и очень важный нравственный выбор, и этот выбор сделать нелегко)

Священники, монахи, иноки - это не профессия, это образ жизни, серьезный и очень важный нравственный выбор, и этот выбор сделать нелегко)

Значит, несколько раз в своей жизни герой мог поступить иначе, но не стал

Значит, несколько раз в своей жизни герой мог поступить иначе, но не стал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017