Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"
Оценка 4.7

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
7 кл
03.03.2018
Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"
Презентация к уроку по рассказу "Багульник"
Публикация является частью публикации:
Конспект на 17 апреля.docx
Учитель: Дисенова Лилия Ивановна Предмет: чтение и развитие речи Тема урока «…Он менялся как веточка багульника …» ( Ю.Я.Яковлев, рассказ «Багульник»») Класс – 7 Тип урока: систематизация и обобщение знаний  Вид урока:  урок –  беседа Методическая цель урока: учиться анализировать произведение, уметь выражать свои мысли, чувства Цель: услышать нравственное звучание рассказа, понять, почему у окружающих меняется отношение к Косте? Задачи: обучающая –  продолжить работу с текстом большого объема;   коррекционная – корригировать  мышление, речь, внимание, память на основе зрительного, слухового восприятия; развивающая – развивать творческие способности, воображение учащихся; воспитывающая – побудить учащихся встать на сторону добра и милосердия (на примере главного героя рассказа – Косты); здоровьесберегающая – сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха. Методы: словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности;  поисковый метод и метод обобщения;  демонстрация;   метод стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха;  индивидуальный, групповой. Оборудование: ­ учебники «Чтение, 7 класс» (автор­составитель  А.К.Аксенова); ­ карточка «Прыжок»; ­ слайдовая презентация (25 слайдов); ­  мультимедийный проектор; ­  ноутбук; ­ аудиозапись «Багульник»; ­ кувшин  с сухими веточками; ­ цветки багульника (заготовки из гофрированной бумаги). Компетенции, формируемые на данном уроке:  ­ ценностно­смысловые; ­ учебно­познавательные; ­ коммуникативные; ­ информационные; ­ личностного саморазвития Этапы урока I. Организация начала  урока 1.Орг. момент. 2.Эмоциональный  настрой. II.Речевая разминка 1.Артикуляционная  гимнастика. Ход урока Деятельность учителя Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.  Сегодня урок открытый  у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас. Улыбка, уверенность. Вот так держать! За парты садитесь, пора начинать. Чтобы жизнь За шагом шаг Не прошла вдруг Просто так, Ничего Нельзя в ней делать Нам с тобою Просто так. Почему? А просто так… Просто мир Устроен так! И я надеюсь, что наш  сегодняшний урок не пройдет просто так, а  вооружит вас новыми знаниями и стремлениями. А сейчас приготовьтесь к речевой разминке. Сядьте удобно.  ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ ( глаза; шёпотом; тихо; громко; парами). Ребята, в этом году зима длилась очень долго, а вам хотелось,  чтобы наступила поскорее весна? И мне тоже этого хотелось Я для вас сочинила эти строки: К НАМ ПРИШЛА ВЕСНА ­ КРАСНА! Деятельность учащихся Дети ровно стоят около  парт. Улыбкой  приветствуют учителя,  затем тихо садятся на свои места. Дети слушают учителя. Примечание Приложение 1 Приложение 2 Дети (последовательно)  выполняют упражнение  вместе с учителем. Слайд №2 ПРИНЕСЛА С СОБОЙ ОНА СОЛНЦЕ, ВОДУ И ТЕПЛО ­ ОЧЕНЬ ЖДАЛИ МЫ ЕЕ! Закончили упражнение. 2.Дыхательная  гимнастика. 3.Работа со  скороговоркой. 4. Упражнение  «Прыжок». Упражнение «Каша». Вдыхаем через нос, на выдохе произносим «пых» Итак, начинаем упражнение. Закончили упражнение. Учитель читает скороговорку сам, затем  ученики. ­ Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте  темп. Прочитайте скороговорку быстро. В Сибири били белку; Белку били в Сибири; Били белку в Сибири; В Сибири белку били 1.Упражнения «Прыжок» на повышение и понижение тона голоса  Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель  просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору  соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда  повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна при  повторе плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию  прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и  опускаться. Дети выполняют  дыхательную гимнастику. Приложение 3 Дети по очереди  проговаривают  скороговорку вслух,  постепенно увеличивая  темп и меняя порядок слов. Слайды  №3,4,5,6,7 Упражнение выполняют  сильные ученики класса ­  Ионина Л., Никончук Д. Слайд №8 Приложение 4 III.Введение в тему  1. Коррекционное  Упражнение про собак. Какое слово «спряталось»?  Восстанови  порядок, в какой последовательности рисовали картинку, и  Учащиеся   расшифровывают слово на  Слайды №9,10 упражнение на основе  зрительного  анализатора. прочти слово. С­К­А­З­А­С­Р экране и дают ответ. 2.Блиц – тест. Рассказ  какого автора мы читали на предыдущих уроках?   Мы с вами уже изучили биографию Ю.Я.Яковлева. Для того, чтобы выяснить, что вы запомнили, проведем  блиц­тест  1. В каком году родился Ю.Я.Яковлев? а) 1938; б) 1838; в) 1922. 2. Кем по образованию был Ю. Я.Яковлев? а) учитель русского языка и литературы; б) журналист; в) учитель музыки. 3.В какой войне участвовал Ю.Я. Яковлев? А)ВОВ; Б)Первая мировая война; В)Крымская война. 4.Каким писателем был Ю.Я. Яковлев? а) Добрым; б) Справедливым; в) Детским. Да, верно, Ю.Я. Яковлев ­ детский писатель, т.к. он писал для  детей и про детей.  Посмотрите, какую выставку книг Ю. Яковлева подготовила  для  вас библиотекарь школы. Ответы детей. Слайды  №11,12 Слайды №13,14 3.Беседа о зорком  сердце. IV.Определение темы  Посмотрите на экран и прочитайте «про себя» слова, которые вы  видите.  «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не  увидишь…»  С. – Экзюпери А разве сердце может быть зорким? Как вы это понимаете?  (Сердце доброго человека может чувствовать  боль другого.)   Сегодня мы с вами продолжим разговор об ответственности,  доброте, заботе, милосердии.  Дети читают слова на  экране. Слайд №15 Ответы детей. Ответы детей. и цели урока.  С   каким   произведением   мы   с   вами   знакомились   на   прошлых уроках? Перелистывая  страницы этого  рассказа,    попытаемся   услышать его  нравственное   звучание.   Главный     герой   рассказа  ­  мальчик Коста.  Ю.   Яковлев     сказал о нем  так: «…Он менялся как веточка  багульника  ….» .  ТЕМА   УРОКА Эти слова станут темой нашего урока. Наша  задача  ­ понять, почему    у окружающих меняется  отношение к Косте? Ребята, а сумеем мы это сделать,  если каждый будет на уроке:   внимательным;   добрым;   заботливым;  активным;  вдумчивым;  ответственным И  с этим багажом мы приступаем  к работе. Начнем с проверки  домашнего задания. Дети разгадывают  кроссворд. Проверим, насколько вы хорошо  запомнили рассказ. Для  Проверка домашнего задания:  ? этого предлагаю выполнить несколько заданий: • Разгадывание кроссворда с одновременной проверкой  комментариями) Разгадать кроссворд V.Повторение  пройденного  материала. 1.Разгадывание  кроссворда. Слайд №16 Слайд №17 Приложение 5 По горизонтали: 1.Отчество учительницы Женечки – Евгении. (Почему  ЖЕНЕЧКА?)   4. Как называли главного героя в классе? (Как понимаете  значение этого слова)  5. Имя главного героя рассказа на самом деле. Коста­необычное  имя, автор выбрал его не случайно: он хотел показать  индивидуальность мальчика. (Как к нему относятся в классе? Почему? Выбор. чтение) (После  чего все изменили мнение о Косте? Что выяснилось о его занятиях после уроков?)  7. Кличка маленькой чёрной собачки. По вертикали: 3. Порода собаки по кличке Лапоть.  2. Что хотел отдать Косте больной мальчик?  6. Кличка огненно­рыжего пса (Артюша) ­Ребята, вы внимательно читали текст? Значит, вы запомнили  важные детали, которые встречаются в рассказе.  Сейчас мы это выясним.  Игра «Четвёртый лишний»  Какой породы собак не было в рассказе? 2.Игра «Четвертый  лишний». Дети называют породу  собаки, которой не было в  рассказе. Слайд №18 Дети называют предмет, Какой предмет лишний и почему? VI.Физминутка. который на рисунке  лишний. Слайд №19 Дети вместе с учителем  выполняют движения,  проговаривая слова. Приложение 6 VII. Работа с текстом  рассказа. 1.О багульнике. ФИЗМИНУТКА Все движения разминки повторяем без запинки!  Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе ­ хе!  Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись  ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В  этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра  будет вновь урок! Дети читают из текста  о  багульнике. Слайд № 20 Вернёмся к названию рассказа. Что такое багульник?     Ответы  детей, обобщение учителя       /Багульник – низкий кустарник, растёт на болотистых местах. Цветки обладают сильным терпким ароматом, от   которого   может   заболеть   голова.   За  это  в   народе растение называют болиголов. Применяется в народной Дети отвечают на вопросы  учителя. Дети соотносят слова и  2.О Косте. медицине/.                         рисунки. Я   попрошу   вас   зачитать   то   место   в   тексте,   где   идет   речь   о багульнике.   Посчитайте,   сколько   строк.   Очень   мало.   А,   в основном, в рассказе идет речь о чутком и заботливом отношении мальчика к собакам. Какое отношение багульник имеет к рассказу? Почему Ю.Я.Яковлев выбрал именно это название?  На   этот   главный   вопрос   мы   сможем   ответить,   выполнив следующее задание:  Проследим,  как меняется отношение учительницы и ребят к Косте по ходу рассказа?  Задание: соотнесите слова и рисунки.       Ученик читает о том, как  расцвел багульник  (Кошелев С.) Слайд №21 3.Сценка – полилог. Дети читают  по ролям   текст с печатных листов. Ученик читает про то, как расцвел багульник. Приложение 7 Учитель  . Как   отнеслись  к   этому  поступку   ребята?    Найдите   в   тексте.  (Забыли,   что   он  молчальник   и    подумали, что  он  волшебник.  К   нему  возникло    нескрываемое   любопытство.  Чего   только   не   говорили   про Косту     ребята. 4.Путь Косты. Учитель.  Что   же    говорили  ребята?  (Сценка – полилог) 1. Ученик:  у  него   ирландский   сеттер. Он   охотится    на   уток. Автор:  утверждали одни. 2.Ученик:  Ерунда   у  него   самый   настоящий   боксер. С    такими   ходят   на   диких   быков.   Мертвая   хватка! Автор:   говорили   другие. Третьи    смеялись.  3.  Ученик:(рассмеявшись)  :    Да  вы   что!  Не   можете    отличить    таксы   от   боксера!  Автор:   Были   и   такие,   которые   спорили    со   всеми: 4.Ученик: Он   держит   трех  собак!   Правду   говорю! Автор:   на   самом   деле   у  него   не  было    ни   одной    собаки. 1.ученик: А  сеттер. 2.   ученик: А   боксер.  3.   ученик:  А   такса. Автор:  Ирландский   сеттер  горел   костром.  Боксер,   как    перед    боем    играл   мышцами.    Такса    чернела  обгоревшей   головешкой.   Что  это   были   за   собаки   и  какое     отношение   они   имели   к  Косте,   не   знали   даже   его    родители.   В   доме   собак   не   было   и  не    предвиделось.   Впрочем,    Кроме   трех   собак    была   и   четвертая.    Огромная,    головастая,   из   тех,   что   спасают   людей,    застигнутых   в   горах     снежными    лавинами.  С   этой    собакой   Косту    никто   не   видел.   Дети на экране  отслеживают путь Косты  после уроков. Слайды №22,  23 Дети зачитывают из текста  слова дворничихи – призыв  к читателю. После того, как Женечка заинтересовалось странным  ? мальчиком, что она узнала о нем?  (Мальчик помогает собакам). ? Давайте проследим путь Косты после уроков:      Ответы детей. IХ. Словарная работа. X.Итог урока Рефлексивная  минутка. Коррекция  эмоционально­волевой сферы. Учитель. А каковы хозяева? Почему они не гуляют со своими  питомцами? (Есть хозяева любящие, ответственные. Просто  они не в состоянии гулять со своими собаками из­за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе  живое существо на произвол судьбы).   В словах дворничихи… «Люди ведь!»­ звучит призыв к  читателю встать на сторону добра и милосердия, а свое   сердце сделать чутким и отзывчивым к чужой беде.  Хотели бы вы иметь такого друга? А кто был друзьями для       ? Косты?           Ребята, ответьте мне на вопрос, почему  автор не называет одноклассников Косты по именам? Можно ли  представить каждого из них, как Косту?  Нет, они представлены общей массой, а Коста другой. Дети украшают сухие  прутики цветками  багульника и ставят их в  кувшин. Слайд №24 Слайд №25 Он, как сухой, невидимый прутик багульника неожиданно расцвел  нежным цветком. Поэтому рассказ называется «Багульник». В литературе есть понятие «личность» Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь. Личностью нельзя родиться. Но ей можно стать. А какие черты характера должны быть у такого человека? Доброта, отзывчивость, милосердие, забота. Ребята, хотели бы вы стать такими, как Коста. ­Да. Вы видите,  что  у нас есть сухие веточки, которые мы сейчас с  вами оживим цветками багульника. Пусть они будут напоминать  вам о вашем стремлении стать человеком с зорким сердцем И в день обычный, тихий и неяркий,  багульник, сбросив наважденье снов,  на волю стайку выпустил цветов.  ­Спасибо за урок!

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"

Конспект урока по рассказу Ю.Я.Яковлева "Багульник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018