Предмет: русский язык
Тема урока: Глагол как часть речи.
Цель урока: вспомнить о глаголе как части речи; развивать умения находить изученную часть речи, обосновать правильность выбора орфограммы при написании глаголов; развивать коммуникативную компетенцию: использование разнообразных языковых средств устной и письменной коммуникации ; воспитывать патриотизм, чувство коллективизма.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Сегодня мы с вами продолжим путешествие по океану Знании , в страну которая называется «Части речи».Эта страна состоит из островов . Назовите острова – части речи, которые мы проходили в этом году (имя существительное, имя прилагательное , местоимение)
-Мы продолжим изучение одного из островов. Но прежде чем мы отправимся на этот остов нам надо закончить дела на материке.
2.Каллиграфическая минутка.
Уметь разборчиво писать -первое правило вежливости. (В.О.Ключевский)
-Давайте напишем дату нашего путешествия.
3. Работа над ошибками.
Выполним работу над ошибками диктанта, который писали на предыдущем уроке.
4.Определение темы и целей урока
-Рассмотрите картинку ,что вы видите?(летят птицы)
-А могут ли птицы лететь, не совершая действий?
-А представьте мир без действий. Какой он? (это будет застывший ,мёртвый, неживой, неподвижный мир. Мир, где жизнь остановилась.)
-Что делать? Как оживить мир ? (Нужны действия и слова, которые их называют.)
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.
-Ребята вы догадались на каком острове мы сегодня побываем?
-Продолжим разгадывать тайны этого остова?
-Чтобы попасть на остров напишем в тетради название острова
Глагол как часть речи
-Почему эта часть речи получила такое название?
(Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Глагол -одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения , не передашь собеседнику никаких сообщений.
5.Введение в новую тему.
-Прочитайте, пожалуйста , текст.
-Сравните два текста. Чем они отличаются?
— Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.
— Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.
Анализ текста учащимися: в первом тексте просто слова, словосочетания .Во втором тексте рассказываются о том что произошло, то случилось.
-Чем похожи эти слова?
началась
ударил
вспыхнула
полил
побежали
заблестели
затихли
Вывод: Это самостоятельная часть речи.
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
6. Работа по теме урока.
-Давайте все вместе вспомним алгоритм определения глагола.
Резерв: С глаголами: началась, ударил, вспыхнула, полил, побежали, заблестели , затихли составить предложения (в тетради учащиеся составляю предложения и зачитывают по очереди )
Работа по учебнику.
Стр. 141, упр. 380
Работа по группам.
Подбери к существительным подходящие глаголы
1 группа 2 группа
собака волк овца свинья гусь кузнечик кошка курица |
хрюкает блеет лает гогочет кудахчет мяукает стрекочет воет |
ножницами молотком топором пилой клещами плугом бруском бритвой удочкой зубной щёткой градусником |
забивают гвозди стригут пилят рубят доски ловят рыбу выдёргивают гвозди бреют точат пашут меряют температуру чистят зубы |
Найдите глаголы в пословицах
3 группа 4 группа
«Месяц светит, да не греет» «Что с воза упало, то пропало» |
«Работа и мучит, и кормит, и учит» «Испокон века книга красит человека» |
Физминутка
|
7.Закрепление темы урока
Экспресс – опрос
(Глагол – это самостоятельная часть речи)
(Глагол обозначает действие предмета)
(Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? …)
8.Подведение итогов урока
-Заканчивается наше путешествие. Какой остров мы посетили сегодня ?
-Какую роль в предложении выполняют глаголы?
-Что нового вы открыли сегодня на уроке?
Ответе на вопросы:
Что я знал |
Что я еще хочу узнать |
Что я узнал |
Оценивание учащихся
9.Домашнее задание
Стр. 140-правлио, стр. 141, упр. 381.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.