Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" (4 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
21.02.2018
Выбор темы не случаен: как показывают наблюдения, запас фразеологизмов в речи школьников очень скуден, а навыки употребления в речи ограничены и непрочны. Выполняя задания, дети учатся отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, пополняют свой словарь новыми фразеологическими оборотами, пробуют включать их в свою речь, учитывая смысловое содержание и грамматические свойства каждой фразеологической единицы, контекст, ситуацию.
Урок Фразеологизмы.doc
Высиканец Марина Леонидовна
МБОУ г. Мурманска «СОШ № 18»
Урок русского языка в 4 классе
ОС «Школа 2100»
Тема: «Фразеологизмы»
Цели:
мотивировать учеников к познанию через рефлексию и развивать
рефлексивные возможности.
создать условия для развития мыслительной деятельности, речи, умения
работать в парах, то есть осуществлять взаимодействие, а также способствовать
развитию умения выполнять анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности
одноклассников.
создать условия для усвоения учащимися свойств фразеологизмов: их
значения, строения, употребления, умения подбирать синонимы и антонимы.
Методы работы, которые использовались на уроке:
1. беседа
2. самостоятельная работа
3. частичнопоисковый метод (работа с текстом и возможность самим прийти
к выводам)
4. сотрудничество детей с учителем и между собой.
Организационные формы:
взаимообучение
работа в парах
учебный диалог
1 Ход урока
Организационный момент.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, гостям.
Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся. А насколько – увидим в конце
урока.
Постановка темы и целей урока.
Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а
предложения из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем
говорится в предложении.
Это все правильно. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых
складывается не из значения отдельных слов, а только из сочетания их.
Послушайте предложение: Яша сломя голову остановился.
Что в нем не так?
Что значит «сломя голову»?
Как называется это явление в языке?
Сегодня мы повторим все, что знаем о фразеологических оборотах и
попытаемся узнать новое.
На листочках запишите, что знаете о фразеологизмах.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Это устойчивые сочетания слов
Какая наука изучает
фразеологизмы?
Употребляются в переносном смысле Как произошли
Украшают нашу речь, делают ее
образной
Существует фразеологический
словарь
Чем являются в предложении?
Обсудите в парах свои знания. Если оба согласны, оставьте запись. Если нет –
поставьте знак ?
Прочитайте, что вы знаете о фразеологизмах.
У кого есть добавления?
( Пары добавляют то, что еще не прозвучало. Я ошибки не исправляю.)
Хорошо. Но согласитесь, что знаний у нас по этой теме недостаточно.
Что бы вы хотели узнать о фразеологизмах?
2 О происхождении.
Какая наука изучает фразеологизмы?
В предложениях встречаются фразеологизмы? Чем они являются?
Затрудняетесь?
Предлагаю вам такие вопросы…
Хотите узнать? Запишем вопросы в колонку 2.
Русский язык богат фразеологическими оборотами. Их в нашем
языке десятки тысяч.
Фразеологизмами называются устойчивые неделимые сочетания слов.
Изучаются они в особом разделе науки о языке, который называется
фразеологией.
Общий смысл фразеологизмов передают не отдельные слова, а всё
выражение в целом. Особенность фразеологических оборотов состоит в
том, что в нашей речи они употребляются в постоянных, как бы навсегда
застывших формах. Как правило, у фразеологизмов неизменный порядок
слов, обычно они употребляются в переносном смысле.
Например:
золотые руки – умелец, человек, который умеет сделать всё, за что ни
возьмётся.
Часто по своему лексическому значению фразеологизмы близки
одному слову: рукой подать – близко, с минуты на минуту – скоро,
как снег на голову – неожиданно.
Подобно отдельным словам, фразеологизмы имеют синонимы и
антонимы – другие фразеологизмы. Например,
синонимы:
сломя голову – во все лопатки – со всех ног – во всю прыть –
очертя голову (то есть «быстро»).
антонимы:
возносить до небес (восхвалять) – втаптывать в грязь (унижать),
капля в море (мало) – хоть пруд пруди (много).
В предложении фразеологический оборот является одним единым
членом предложения. Например:
В поле вышли все от мала до велика. – подлежащее
Он явился ни свет ни заря. – обстоятельство
Фразеологизмы создавались многими поколениями людей. В них
запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления,
3 связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. О
значении фразеологизмов можно узнать в разных словарях: «Большом
фразеологическом словаре», «Школьном фразеологическом словаре», в
различных «Веселых» и «Занимательных словарях».
Устойчивые обороты мы часто слышим в устной речи, встречаем в
художественной литературе. Они очень выразительны. Фразеологизмы
дают возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им
пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче
выражает он свои мысли.
Давайте прочитаем текст о фразеологизмах. Читая, будем делать пометки:
+ – знаю
– не знаю
! – узнал новое
? – удивило
Я думаю, что каждый нашел ту информацию, которая вам знакома. Прочитайте
ее.
Вернемся к нашим записям.
Все ли ваши знания подтвердились?
Какие оказались ошибочными? Зачеркните их аккуратно.
А какая информация ранее была неизвестна?
Запишем ее в 3 колонку.
Есть ли в тексте такая информация, которая оказалась для вас
неожиданной?
Да, действительно, в русском языке очень много фразеологизмов!
В «Большом фразеологическом словаре» собрано 4000 устойчивых сочетаний!
Только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов!
Саша подобрал несколько из них:
Валится из рук
голыми руками взять
дать по рукам
дать руку на отсечение
как без рук
из рук в руки
легкая рука
не клеится, не работается;
легко одолеть;
наказать, отучить;
поручиться;
беспомощно
непосредственно;
удачное начало;
4 мастер на все руки
не покладая рук
подать руку
умелец
неустанно;
помочь.
Может, у когонибудь возник вопрос?
А теперь еще раз внимательно просмотрите наши записи и проговорите друг
другу все, что узнали о фразеологизмах. Если у вашего товарища возникли
вопросы, помогите ему или попросите помощи у класса.
Расскажите для всех.
Итак, что мы теперь знаем о фразеологизмах?
Устойчивые неделимые сочетания слов
Изучает наука фразеология
Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом
В предложении является одним членом предложения
Имеет переносный смысл
Многие фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие
фразеологизмы
Различные фразеологические словари
Делают речь точнее, красочнее
Как вы думаете, все ли знаем о фразеологических оборотах?
Конечно. Это очень трудная тема, к ней мы еще будем возвращаться на
уроках. Знания пригодятся в старших классах и в жизни.
Дома обобщите знания, полученные на уроке, в этом вам помогут записи на
листочках. Приведите свои примеры.
А сейчас закройте глаза. Мысленно ответьте на вопросы:
Я Как чувствовал себя на уроке?
С каким настроением работал?
Доволен ли собой?
МЫ
Насколько комфортно мне работалось в паре?
Какие затруднения были в общении?
Как преодолел проблемы?
5 ДЕЛО Я достиг цели.
Этот материал мне нужен для дальнейшей учебы.
Я помогал, мне помогали…
Откройте глаза.
Кто из вас хочет сказать об этом вслух?
Вы молодцы!
И я ухожу с урока с хорошим настроением:
Меня порадовали ваши ответы;
Довольна вашей работой;
Удивили…
6
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.