Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выбор темы не случаен: как показывают наблюдения, запас фразеологизмов в речи школьников очень скуден, а навыки употребления в речи ограничены и непрочны. Выполняя задания, дети учатся отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, пополняют свой словарь новыми фразеологическими оборотами, пробуют включать их в свою речь, учитывая смысловое содержание и грамматические свойства каждой фразеологической единицы, контекст, ситуацию.
Иконка файла материала Урок Фразеологизмы.doc
Высиканец Марина Леонидовна МБОУ г. Мурманска «СОШ № 18» Урок русского языка в 4 классе ОС «Школа 2100» Тема: «Фразеологизмы» Цели: ­   мотивировать   учеников   к   познанию   через   рефлексию   и   развивать рефлексивные возможности. ­ создать условия для развития мыслительной деятельности,   речи, умения работать   в   парах,   то   есть   осуществлять   взаимодействие,   а   также   способствовать развитию умения выполнять анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности одноклассников. ­   создать   условия   для   усвоения   учащимися   свойств   фразеологизмов:   их значения, строения, употребления, умения подбирать синонимы и антонимы.     Методы работы, которые использовались на уроке: 1.  беседа 2.  самостоятельная работа 3. частично­поисковый метод (работа с текстом и возможность самим прийти к выводам) 4.  сотрудничество детей с учителем и между собой. Организационные формы:  взаимообучение  работа в парах  учебный диалог 1Ход урока Организационный момент. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, гостям. ­ Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся. А насколько – увидим в конце  урока. Постановка темы и целей урока. Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а  предложения из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем  говорится в предложении. Это все правильно. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых  складывается не из значения отдельных слов, а только из сочетания их. Послушайте предложение: Яша сломя голову остановился. ­ Что в нем не так? ­ Что значит «сломя голову»? ­ Как называется это явление в языке? Сегодня мы повторим все, что знаем о фразеологических оборотах и  попытаемся узнать новое. На листочках запишите, что знаете о фразеологизмах. Знаю Хочу узнать Узнал Это устойчивые сочетания слов Какая наука изучает  фразеологизмы? Употребляются в переносном смысле Как произошли Украшают нашу речь, делают ее  образной Существует фразеологический  словарь Чем являются в предложении? Обсудите в парах свои знания. Если оба согласны, оставьте запись. Если нет –  поставьте знак ? Прочитайте, что вы знаете о фразеологизмах.  ­ У кого есть добавления? ( Пары добавляют то, что еще не прозвучало. Я ошибки не исправляю.) Хорошо. Но согласитесь, что знаний у нас по этой теме недостаточно. ­ Что бы вы хотели узнать о фразеологизмах? 2О происхождении. Какая наука изучает фразеологизмы? В предложениях встречаются фразеологизмы? Чем они являются? ­ Затрудняетесь? Предлагаю вам такие вопросы… ­ Хотите узнать? Запишем вопросы в колонку 2. Русский   язык     богат   фразеологическими   оборотами.   Их   в   нашем языке десятки тысяч. Фразеологизмами называются устойчивые неделимые сочетания слов. Изучаются   они   в   особом   разделе   науки   о   языке,   который   называется фразеологией. Общий смысл фразеологизмов передают не отдельные слова, а всё выражение в целом. Особенность фразеологических оборотов состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянных, как бы навсегда застывших формах. Как правило, у фразеологизмов неизменный порядок слов,   обычно   они   употребляются   в   переносном   смысле.  Например: золотые руки  –  умелец,   человек,   который   умеет   сделать   всё,   за   что   ни возьмётся. Часто   по   своему   лексическому   значению   фразеологизмы   близки одному слову:  рукой подать  –  близко,  с минуты на минуту  –  скоро, как снег на голову – неожиданно. Подобно   отдельным   словам,   фразеологизмы   имеют   синонимы   и антонимы – другие фразеологизмы. Например,   синонимы:  сломя голову – во все лопатки – со всех ног – во всю прыть – очертя     голову (то есть «быстро»).   антонимы:   возносить до небес  (восхвалять)  –  втаптывать в грязь  (унижать), капля в море (мало) – хоть пруд пруди (много). В   предложении   фразеологический   оборот   является   одним   единым членом предложения. Например: В поле вышли все от мала до велика.  –  подлежащее Он явился ни свет ни заря.  –  обстоятельство Фразеологизмы   создавались   многими   поколениями   людей.   В   них запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, 3связанные   с   трудовой   деятельностью,   бытом   и   культурой   людей.   О значении   фразеологизмов   можно   узнать   в   разных   словарях:   «Большом фразеологическом   словаре»,   «Школьном   фразеологическом   словаре»,   в различных «Веселых» и «Занимательных словарях». Устойчивые обороты мы часто слышим в устной речи, встречаем в художественной   литературе.   Они   очень   выразительны.   Фразеологизмы дают   возможность   лучше   постигнуть   язык,   более   сознательно   им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли. Давайте прочитаем текст о фразеологизмах. Читая, будем делать пометки:  + – знаю       ­ – не знаю             ! – узнал новое                    ? – удивило Я думаю, что каждый нашел ту информацию, которая вам знакома. Прочитайте ее.   Вернемся к нашим записям.  ­  Все ли ваши знания подтвердились?  ­  Какие оказались ошибочными? Зачеркните их аккуратно. ­ А какая информация ранее была неизвестна? Запишем ее в 3 колонку. ­ Есть ли в тексте такая информация, которая оказалась для вас  неожиданной? Да, действительно, в русском языке очень много фразеологизмов! В «Большом фразеологическом словаре» собрано 4000 устойчивых сочетаний! Только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов! Саша подобрал несколько из них: Валится из рук голыми руками взять дать по рукам дать руку на отсечение как без рук из рук в руки легкая рука ­ не клеится, не работается; ­ легко одолеть; ­ наказать, отучить; ­ поручиться; ­ беспомощно ­ непосредственно; ­ удачное начало; 4мастер на все руки не покладая рук подать руку ­ умелец ­ неустанно; ­ помочь. ­ Может, у кого­нибудь возник вопрос? А теперь еще раз внимательно просмотрите наши записи и проговорите друг другу все, что узнали о фразеологизмах. Если у вашего товарища возникли  вопросы, помогите ему или попросите помощи у класса.  Расскажите для всех.    Итак, что мы теперь знаем о фразеологизмах?  Устойчивые неделимые сочетания слов  Изучает наука фразеология  Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом  В предложении является одним членом предложения  Имеет переносный смысл  Многие фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие  фразеологизмы  Различные фразеологические словари  Делают речь точнее, красочнее    ­  Как вы думаете, все ли знаем о фразеологических оборотах? Конечно. Это очень трудная тема, к ней мы еще будем возвращаться на  уроках. Знания пригодятся в старших классах и в жизни. Дома обобщите знания, полученные на уроке, в этом вам помогут записи на  листочках.  Приведите свои примеры. А сейчас закройте глаза. Мысленно ответьте на вопросы: Я     ­  Как чувствовал себя на уроке?         ­ С каким настроением работал?          ­ Доволен ли собой? МЫ ­  Насколько комфортно мне работалось в паре? ­  Какие затруднения были в общении?  ­  Как преодолел проблемы? 5ДЕЛО ­ Я достиг цели. ­ Этот материал мне нужен для дальнейшей учебы. Я помогал, мне помогали… Откройте глаза. ­ Кто из вас хочет сказать об этом вслух? Вы молодцы! И я ухожу с урока с хорошим настроением: Меня порадовали ваши ответы; Довольна вашей работой; Удивили… 6

Посмотрите также