Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
20.04.2018
Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".
Русский язык Значение и употребление глаголов в речи. 06.04.2018 Рыжова Н.А..docx
06.04.2018                                                                                 Рыжова Н.А. Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи. Педагогическая цель: способствовать развитию умения определять значение  и употребление глаголов в речи Задачи: ­ повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;             ­ формирование умения выделять глагол среди других частей речи;              ­ обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;              ­ определение роли глагола в предложении;  Планируемые результаты: Предметные: ­проявляют позитивное отношение к правильной устной и  письменной речи как  показателям общей                         культуры и гражданской позиции человека;                       ­ овладевают первоначальными представлениями о нормах  русского языка (орфоэпических, лексических,                          грамматических, орфографических, пунктуационных) и  правилах речевого этикета. Личностные: ­ овладевают начальными навыками адаптации в динамично  изменяющемся и развивающемся мире;                       ­ проявляют самостоятельность и личную ответственность за  свои поступки, в том числе в информационной                         деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,  социальной справедливости и свободе. Универсальные учебные действия: Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и  межпредметными понятиями, отражающими                               существенные связи и отношения между объектами и  процессами;                              логические – осуществляют анализ, классификацию,  сравнение. Регулятивные: ­ формулируют учебную задачу на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено учащимися, и того,                               что ещё неизвестно.                            ­ оценивать ход и результат выполнения задания;                            ­ сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;                            ­ корректировать свои действия в случае расхождения  результата с образцом. Коммуникативные: ­ управляют поведением партнера, осуществляют  контроль, коррекцию и оценку его действий;                            ­ уметь работать в парах;                            ­ внимательно слушать друг друга;                            ­ уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Работа с информацией: ­  работа с материалом учебника;                ­ искать и выделять необходимую информацию. Тип урока: открытие новых знаний Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический. Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина);  рабочая тетрадь на печатной основе (автор В.П. Канакина), карточка с  заданием для работы в паре, в группе.  Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую  деятельность детей на уроке. I. Организационный момент Ход у р о к а Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ли на месте? Все ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой:  Все, что надо, под рукой! II. Актуализация знаний Игра «ЛОТО». У вас на парте карточка со словами. (Москва, грузят, капуста, пальто,  огурец, Россия, платок, летят, помидор, платье, Волга, лечит). Прочитайте их про себя. ­Я буду говорить задание, а вы зачёркивать те слова, о которых идет  речь. ­ Зачеркните все слова, которые называют предметы одежды. ­ Зачеркните  все географические названия. ­ Зачеркните  все слова, которые называют овощи. ­ Прочитайте слова, которые остались незачёркнуты? (летят, лечит,  грузят) ­ Что объединяет эти слова? (они  глаголы) ­ Докажите это. Что  такое  глагол? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет , чистит­ Все расскажет нам глагол !! Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит. Детям строят много школ, Чтоб все знали про… III.Самоопределение к деятельности —   Прочитайте  пословицу.  Вставьте   пропущенный  глагол.  Объясните   её смысл. Мир строит, а война ... . —  Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.) —  Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение? (Они имеют противоположное значение.) — Как   называются   слова,   имеющие   противоположное   значение? (Антонимы.) — Как называются слова, имеющие близкое значение? (Синонимы.) Учитель записывает слова на доске. —  Опираясь на записанные слова, сформулируйте тему урока. IV.  Работа по теме урока ­Давайте  проведем  небольшое  исследование Учитель читает запись на доске. По нашей  улице  проходят  троллейбусы, проходят автобусы, проходят  легковые машины. ­ Понравилось ли вам предложение по конструкции? ­ Как можно избежать повторения слов в предложении? Подберите  синонимы  к  глаголу  проходят ­Отредактируйте  предложение,  используя  слова  для  справок (Слова для справок: величаво проплывают, едут, проносятся) ­ Для чего используют синонимы в речи? (Точнее выражается  мысль Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой,  яркой, выразительной, без повторов.) 1.  Работа по учебнику  Упр. 177 (с. 104). —  Прочитайте текст. Найдите глаголы. —  Почему автор использует такие глаголы? —  К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите. —  К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите. —  Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.) Упр. 178 (с. 104). —  Прочитайте пары слов. Сравните их. —  Выполните задания. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) 2.  Работа со словом из словаря —  Найдите слово завтрак в орфографическом словаре. —  Запишите его в словарик. Обозначьте орфограмму. —  Составьте предложение со словом завтрак, запишите. —  Запомните написание этого слова. Материал для учителя Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким­нибудь образом со словом завтра? Оказывается, связано. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого   надо   было   заранее   обработать   тушу   убитого   животного,   разжечь   огонь   и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее. Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за десять   минут.  Утром!  И   сегодня  же,   тут  же   его   и   съесть.   Но   всё   равно   он   — завтрак! Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов. «Завтра, ­ думал я вчера ­  Сяду завтракать с утра». Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак. V.  Физкультминутка ­ Вы  хорошо потрудились. Необходим отдых. Но и расслабиться можно с пользой.   Попробуем   выполнить   всю   трудную   работу,   которую   успевает сделать глагол. Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь,  Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поморгайте, улыбнитесь, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите  И трудиться вновь начните!  Закрепление изученного материала VI. Упражнения в подборе антонимов —  Допишите глаголы с противоположным значением. 1) Солнце всходит и ... . 2) Ласточка день начинает, а соловей ... . 3) Встретил с радостью, а ... с жалостью. 4) Любишь брать, люби и ... . 5) Как аукнется, так и .... —  Объясните смысл пословиц. —  Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к  словарю.) — Откройте  учебники  на  стр.154­155 — 1 вариант ­ выписать  две  пары  глаголов­синонимов — 2 вариант ­ выписать  две  пары  глаголов­антонимов Проверка. VII. Рефлексия (Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.) —   Соедините   стрелками   фразеологизмы   и   глаголы   с   соответствующим значением. баклуши бить запомнить обидеться бездельничать оживить вдохнуть жизнь надуть губы зарубить на носу —  Объясните значения фразеологизмов. —  Что такое глагол? — Какие глаголы называются синонимами? — Какие глаголы называются антонимами? — Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? (Чтобы речь была яркой, точной, более выразительной.) —  Подведение итогов урока.  —  С какой целью глаголы употребляются в речи? — Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание Упр. 180 (с. 105).

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей