Конспект урока по русскому языку "Как используются синонимы" (2 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал предназначен для учащихся вторых классов, УМК "Начальная школа XXI века". Цели данного урока организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи;развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать; развивать коммуникативные навыки (сотрудничать в малой группе, слушать одноклассников); развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Иконка файла материала синонимы.doc
Урок русского языка «Как используются синонимы» Класс: 2 Цели:   образовательная:  организовать деятельность учащихся, направленную  на наблюдение над лексическим значением синонимов и  использование  синонимов в речи;  развивающая:  развивать познавательные умения: наблюдать,  сравнивать, классифицировать,     анализировать и обобщать; развивать  коммуникативные навыки (сотрудничать в малой группе, слушать  одноклассников); развивать рефлексию и адекватную самооценку  собственной деятельности у детей; воспитательная: воспитывать доверительные отношения, чувство  взаимопомощи, поддержки.  Планируемые результаты: Познавательные – осуществляют поиск и выделение информации для  выполнения заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей  деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками, умение адекватно  воспринимать оценки, готовность к преодолению трудностей; принимать  и  сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, умение  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки, развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Ход урока I. Организационный момент ­ Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Андреевна. II. Актуализация знаний ­ К вам на урок я пришла не одна. Знакомьтесь (достаю из­за спины  перчаточные куклы: пес, кот) К: Какой же ты толковый пес! П: Нет, я не толковый, а умный! К: Как ты пес, любезно разговариваешь!П: Я разговариваю не любезно, а вежливо! (Начинается ссора) У: Да подождите вы! Вам не из­за чего ругаться, потому что… ­ Ребята, почему, объясните? (Слова умный, толковый, любезный, вежливый –  близкие по значению. Это синонимы.) ­ А что ещё мы знаем о синонимах? (это слова, близкие по смыслу, но звучат и пишутся по­разному; слова­ синонимы отвечают на один и тот же вопрос)  ­ Молодцы! Вы достаточно много знаете о синонимах. III. Создание проблемной ситуации  ­ А теперь давайте откроем тетради, запишем дату. 6 марта. (Пауза) Кабинетное дело. (Реакция детей???) ­ Что вас смутило? (Мы так не пишем) ­ А как вы пишите? (Классная работа) ­ Хорошо, давайте запишем обе строки Классная работа. Кабинетное дело. ­ А кто может объяснить, что нужно писать классная работа, а не кабинетное  дело? ­ А класс и кабинет это слова синонимы? ­ Дело и работа это слова синонимы? ­ Так почему раз они являются синонимами, мы пишем, классная работа и не  можем заменить кабинетным делом? ­ У вас возникли затруднения? ­ Почему затрудняемся? Определение синонимов вы знаете. Может, мы еще не все знаем о синонимах? ­ Давайте попробуем ответить на вопрос: Как используются синонимы в речи? И в конце урока сможете доказать, что мы пишем классная работа, а не иначе. IV. Первичное усвоение новых знаний УЗ1 В.Р.: Работа с доской ­ Ребята посмотрите на экран. Перед вами ряд слов, выберите из них только  синонимы (На слайде) Яркая, громкая, ослепительная, страшная. ­ Поясните свой выбор. ­ Используя эти синонимы, составьте словосочетания со словом молния.  (Яркая молния, ослепительная молния) ­ Что заметили? (Что оба синонима сочетаются со словом молния)­ Молодцы вы умеете находить синонимы. ­ А теперь посмотрите на второй ряд слов. (На слайде) Опрятный, чистота, аккуратный, красивый, чистый, грязный. ­ Найдите среди этих слов синонимы. Поясните свой выбор. ­ Используя эти слова, синонимы составьте словосочетание со словом  рисунок. ­ Петя составь, пожалуйста (Опрятный рисунок, аккуратный рисунок, чистый  рисунок) ­ Все ли синонимы подходят? (Нет, мы не можем сказать опрятный рисунок и  чистый рисунок) ­ Почему не подходят слова опрятный и чистый? (Они отличаются друг от  друга оттенками лексического значения) ­ Значит какой вывод мы можем сделать? (Нужно выбирать тот синоним,  который наиболее точно отражает мысль) ­ Прекрасно, вы так хорошо работаете, V. Первичная проверка понимания  ­ Давайте посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием. (На карточках) Приплелись, труд, дело, зоркий, занятие, собрались, остроглазый, сбежались. ­ Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите карточки, которые  лежат у вас на столах, прочитайте слова. Выберите из этих синонимов такие,  которые можно объединить в одну группу (синонимический ряд) и запишите  эти группы. ­ О чем нужно помнить при составлении групп синонимов (синонимических  рядов)? (Синонимы обозначают один и тот же предмет, действие; отвечают на  один вопрос; отличаются друг от друга оттенками лексического значения и  употребления в речи) ­ Ребята, каждый синонимический ряд (группу) запишите в отдельный  столбик. ­ На выполнение этой работы у вас есть 3 минуты. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, одна пара выполняет на  доске. ­ Давайте проверим, что у вас получилось. Поясните свой выбор, докажите.  (Пара которая работала у доски объясняет свой выбор) ­ Все ли согласны с этой парой?  ­ У кого по­другому?  ­ Во всех столбиках синонимы записаны верно? ­ Значит, я могу любое слово из данной группы вставить в текст или  предложение? (Да)­ Давайте проверим наши предположения. ­ Посмотрите на слайд. Перед вами текст с пропусками давайте заполним их  подставив синонимы из первой группы. (На слайде) «Никого я не боюсь!» ­ крикнул Заяц на весь лес. … тут старые зайцы, …  маленькие зайчата, … старые зайчихи – все слушают, своим ушам не верят. ­ Давайте, пробуем подставить слово ­ приплелись. ­ Во всех случаях подходит это слово? ­ Давайте проверим следующее слово – собрались. ­ Во всех случаях подходит это слово? ­ И последнее слово – сбежались. ­ Во всех случаях подходит это слово? ­ Ребята, какой вывод мы можем сделать? (Из списка синонимов нужно  выбрать слова, которые наиболее точно выражают мысль в данном  предложении) VI. Первичное закрепление ­ Ребята, я вас хвалю! Сегодня вы работаете, засучив рукава!  ­ Ребята, вам понятно моё высказывание? ­ Кто знает, как такое выражение называется в русском языке?  ­ Действительно, ученые – лингвисты называют такие выражения  фразеологизмы. ­ Ребята, а какие фразеологизмы знаете вы? ­ А как вы думаете, у фразеологизмов есть синонимы? ­ Сейчас я предлагаю вам такое задание, вы должны подобрать синонимы, к  фразеологизму засучив рукава. Это задание выполните в группах, даю вам 1  минуту. Как только вы будете готовы, один человек поднимает руку вверх. ­ Время вышло, давайте проверим. Ваша группа была первой. Повторите ещё  раз задание.  ­ Докажите, почему? ­ Чья группа согласна? ­ У кого по­другому? ­ Какие вы молодцы. Потрудились на славу! Итог урока ­ И так ребята, возвращаемся к вопросу, который возник в начале урока.  Почему мы пишем классная работа, а не иначе? ­ От чего это зависит? (Мы выбираем тот синоним, который наиболее точно  передает смысл) Рефлексия  ­ Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам оценить свою работу, выбрав  любую строчку и подходящий по смысловому значению синоним. Сегодня на уроке я/мы старались, вкладывали все силы, прилежно  трудились.  Мы поработали хорошо, отлично, славно, здорово.  Я доволен, удовлетворен своей работой, трудом, делом. ­ Ребята, я хочу сказать вам большое спасибо за урок. Мне было очень  приятно работать с вами. Желаю каждому из вас дальнейших успехов в учебе.