Тема: Именительный и винительный падежи
– Развитие умений отличать сходные формы И.п. и В.п., определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте.
– Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.Именительный и винительный падежи
Тема: Именительный и винительный падежи
– Развитие умений отличать сходные формы И.п. и В.п., определять падеж существительных (преимущественно И.п. или
В.п.) в тексте.
– Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие
языкового чувства с опорой на знания о других языках.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Проверка домашнего задания.
1) Чтение составленных планов.
2) Заслушивание 2–3 рассказов на тему «Падежи».
3) Проверка задания № 4 из рабочей тетради.
– Как вы определяли падеж существительного на ветвях? (Нашли слово, от
которого зависит это существительное, задали двойной вопрос, выделили
окончание, по вопросам и окончанию определили падеж.)
2. Письмо по памяти.
Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет!
Задания после записи (можно сократить для экономии времени):
1) Обозначить орфограммы в словах и между словами.
2) Записать по два слова с орфограммойбуквой согласного, которая не
встретилась в тексте. (Группа, коллектив, ненастный, окрестность,
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрацииII.
Формулирование
проблемы.
рассмешил, длинный.)
3) Определить, в каких падежах употреблено в тексте слово дорожка.
– Как вы это сделали?
Используется мотивирующий приём.
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
(Т. Рик)
– Сформулируйте своими словами основную проблему урока. (Как отличить
именительный падеж от винительного?)
Проблемная ситуация.
Упр. 132 – представлены две точки зрения на определение падежа слова
рассказ.
– Кто из ребят прав?
– Согласны ли вы с объяснениями ребят? Предложите, если необходимо, свой
вариант.
– Почему возникли разногласия в определении падежа существительного
рассказ? (Существительное отвечает в разных падежах на один и тот же вопрос
что?)
– Что общего есть у существительного рассказ с существительными город,
остров? (Являются неодушевлёнными, м.р., ед.ч.)
– Сформулируйте проблемный вопрос.
– Уточните проблемную задачу, которую предстоит решить на уроке. (Как
отличить И.п. от В.п., если формы совпадают и отвечают на вопрос что?)
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.III. Открытие
новых знаний.
1. Беседа.
– Что вы знаете об именительном падеже?
– Почему именительный падеж получил такое название?
– Прочитайте об этом текст и ответьте на вопрос.
а) Упр. 130 – представлено происхождение названия «именительный» падеж.
– Прочитайте текст ознакомительным чтением. (Обратите внимание на
выделенные слова. Попробуйте ответить на поставленный вопрос: почему
именительный падеж получил такое название?)
– Прочитайте ещё раз внимательно.
Беседа после чтения.
– На какие вопросы вы нашли ответы в тексте? (Где родилось слово «имя»? Как
звучит название этого падежа в других языках? Что значит слово
именительный? В чём преимущество этого падежа? И т.д.)
– Приведите примеры употребления имён существительных в именительном
падеже.
б) Упр. 131 – развивается умение соотносить именительный падеж и член
предложения – подлежащее. Выполняется по «шагам» в задании.
– Сделайте вывод, каким членом предложения является существительное в И.п.
(Имя существительное в именительном падеже в предложении является
подлежащим.)
2. Актуализация и углубление знаний о винительном падеже.
Беседа.
– Назовите вопросы винительного падежа.
– Почему этот падеж мог получить такое название?
– Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в В.п.,
является причиной, вызывающей само действие (читать книгу). Некоторые
учёные находят связь названия падежа со словом «вина».
3. Поиск решения.
1) Упр. 133 – предлагается материал для выведения правила разграничения И.п.
и В.п., имеющих сходные формы (с нулевым окончанием).
– Прочитайте выделенные слова.– Можно ли сразу у них определить падеж? Почему? (Нулевое окончание, нет
предлогов, вопрос что? можно задать и к И.п., и к В.п.)
Побуждающий диалог.
– Что же нужно сделать ещё, чтобы правильно определить падеж этих
существительных? (Определить, каким членом предложения являются.)
– Выполняйте.
Подводящий диалог.
– Подчеркните главные члены предложения.
– Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере?
Сделайте промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного
члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто производит действие,
это лицо (предмет) – производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.)
– Кто производитель действия в двух первых примерах, а в примерах под
цифрой 2, 3? Подчеркните подлежащее.
– Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим? (И.п.)
– А если это второстепенный член предложения? (В.п.) Докажите. (Задают
двойной вопрос к существительным остров, город, рассказ.)
– Сделайте вывод: как отличить в предложении И.п. от сходного с
ним В.п. (Определить, каким членом предложения является слово; если
подлежащим – И.п., если второстепенным членом – В.п.)
2) Проверка предположений с опорой на вывод в рамке учебника.
Чтение 1го абзаца правила (с. 120).
3) Продолжение поиска.
Предлагается материал для разграничения падежей с предлогом и без
предлога.
Упр. 134 – развивается умение отличать формы И.п. и В.п. с опорой на функцию
подлежащего и второстепенного члена, а также на предлог.
Методическая рекомендация: особое внимание следует уделить второму
примеру: в нём представлен дополнительный критерий для разграничения
И.п. и В.п. – предлог.– Назовите во 2м отрывке выделенное слово в В.п., в И.п. Сравните: на море,
море.
– Есть ли у существительных в именительном падеже предлоги?
– Сделайте вывод.
4) Проверка предположений.
Чтение 2го абзаца правила (с. 120).
– Что узнали нового? Запишите предлоги винительного падежа.
– Передайте содержание каждой части правила с помощью схем, включив в них
ключевые слова.
IV. Развитие
умений.
Работа в учебнике.
1. Упр. 135 – развивается умение находить имена существительные в тексте и
отличать В.п. с предлогом и без предлога от И.п. Работа с таблицей в упр. 135 на
с. 121.
2.
Упр. 136 – развивается умение определять разные падежи имён
существительных с опорой на предлоги. Самостоятельная работа с
коллективной проверкой.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.V. Итог урока.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
Задание № 5, тема 5 в рабочей тетради.
– Обведите вариант ответа, проведите взаимопроверку.
– Объясните свой выбор. Назовите имена существительные в В.п.
– В чём различие между ними?
– В выборе каких форм можно ошибиться? (Вилы и топор.) Почему? (Они
совпадают по форме в И.п. и В.п.)
– Что поможет в разграничении таких форм? (Нужно определить, каким членом
предложения является слово.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 3, с. 118.
2. Уметь передать содержание правила с опорой на схему (с. 120).