Конспект урока по русскому языку на тему "Именительный и винительный падежи"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Именительный и винительный падежи – Развитие умений отличать сходные формы И.п. и В.п., определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте. – Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.Именительный и винительный падежи
Иконка файла материала Именительный и винительный падежи.docx
Тема: Именительный и винительный падежи – Развитие умений отличать сходные формы  И.п. и В.п., определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте. –  Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1.  Проверка домашнего задания. 1) Чтение составленных планов. 2) Заслушивание 2–3 рассказов на тему «Падежи». 3) Проверка задания № 4 из рабочей тетради. –  Как   вы   определяли   падеж   существительного   на   ветвях?  (Нашли   слово,   от которого   зависит   это   существительное,   задали   двойной   вопрос,   выделили окончание, по вопросам и окончанию определили падеж.) 2. Письмо по памяти. Дорожка домой Мне мила с детских лет. Дорожки знакомой Красивее нет! Задания после записи (можно сократить для экономии времени): 1) Обозначить орфограммы в словах и между словами. 2)   Записать   по   два   слова   с   орфограммой­буквой   согласного,   которая   не встретилась   в   тексте.   (Группа,   коллектив,   ненастный,   окрестность, Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрацииII.  Формулирование  проблемы.  рассмешил, длинный.) 3) Определить, в каких падежах употреблено в тексте слово дорожка. – Как вы это сделали?  Используется мотивирующий приём. Поворот судьбы удивительный: Изучаем мы падеж именительный, И винительный падеж надо знать, От именительного отличать. (Т. Рик) – Сформулируйте своими словами основную проблему урока. (Как отличить именительный падеж от винительного?) Проблемная ситуация. Упр.   132   –   представлены   две   точки   зрения   на   определение   падежа   слова рассказ. – Кто из ребят прав? – Согласны ли вы с объяснениями ребят? Предложите, если необходимо, свой вариант. –   Почему   возникли   разногласия   в   определении   падежа   существительного рассказ? (Существительное отвечает в разных падежах на один и тот же вопрос что?) –   Что   общего   есть   у   существительного  рассказ  с   существительными  город, остров? (Являются неодушевлёнными, м.р., ед.ч.) – Сформулируйте проблемный вопрос. –   Уточните   проблемную   задачу,   которую   предстоит   решить   на   уроке.   (Как отличить И.п. от В.п., если формы совпадают и отвечают на вопрос что?) – Давайте составим план урока.  Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.III. Открытие  новых знаний. 1. Беседа. – Что вы знаете об именительном падеже? – Почему именительный падеж получил такое название? – Прочитайте об этом текст и ответьте на вопрос. а) Упр. 130 – представлено происхождение названия «именительный» падеж. –   Прочитайте   текст   ознакомительным   чтением.   (Обратите   внимание   на выделенные   слова.   Попробуйте   ответить   на   поставленный   вопрос:   почему именительный падеж получил такое название?) – Прочитайте ещё раз внимательно. Беседа после чтения. – На какие вопросы вы нашли ответы в тексте? (Где родилось слово «имя»? Как звучит   название   этого   падежа   в   других   языках?   Что   значит   слово именительный? В чём преимущество этого падежа? И т.д.) –   Приведите   примеры   употребления   имён   существительных   в   именительном падеже. б)   Упр.   131   –   развивается   умение   соотносить   именительный   падеж   и   член предложения – подлежащее. Выполняется по «шагам» в задании. – Сделайте вывод, каким членом предложения является существительное в И.п. (Имя   существительное   в   именительном   падеже   в   предложении   является подлежащим.) 2. Актуализация и углубление знаний о винительном падеже. Беседа. – Назовите вопросы винительного падежа. – Почему этот падеж мог получить такое название? – Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в В.п., является   причиной,   вызывающей   само   действие   (читать   книгу).   Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина». 3. Поиск решения. 1) Упр. 133 – предлагается материал для выведения правила разграничения И.п. и В.п., имеющих сходные формы (с нулевым окончанием). – Прочитайте выделенные слова.– Можно ли сразу у них определить падеж? Почему? (Нулевое окончание, нет предлогов, вопрос что? можно задать и к И.п., и к В.п.) Побуждающий диалог. –   Что   же   нужно   сделать   ещё,   чтобы   правильно   определить   падеж   этих существительных? (Определить, каким членом предложения являются.) – Выполняйте. Подводящий диалог. – Подчеркните главные члены предложения. – Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере? Сделайте промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто производит действие, это лицо (предмет) – производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.) –   Кто   производитель   действия   в   двух   первых   примерах,   а   в   примерах   под цифрой 2, 3? Подчеркните подлежащее. – Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим? (И.п.) –   А   если   это   второстепенный   член   предложения?   (В.п.)   Докажите.   (Задают двойной вопрос к существительным остров, город, рассказ.) – Сделайте вывод: как отличить в предложении И.п. от сходного с ним   В.п.   (Определить,   каким   членом   предложения   является   слово;   если подлежащим – И.п., если второстепенным членом – В.п.) 2) Проверка предположений с опорой на вывод в рамке учебника. Чтение 1­го абзаца правила (с. 120). 3) Продолжение поиска. Предлагается   материал   для   разграничения   падежей   с   предлогом   и   без предлога. Упр. 134 – развивается умение отличать формы И.п. и В.п. с опорой на функцию подлежащего и второстепенного члена, а также на предлог. Методическая рекомендация: особое внимание следует уделить второму примеру: в нём представлен дополнительный критерий для разграничения И.п. и В.п. – предлог.– Назовите во 2­м отрывке выделенное слово в В.п., в И.п. Сравните: на море, море. – Есть ли у существительных в именительном падеже предлоги? – Сделайте вывод. 4) Проверка предположений. Чтение 2­го абзаца правила (с. 120). – Что узнали нового? Запишите предлоги винительного падежа. – Передайте содержание каждой части правила с помощью схем, включив в них ключевые слова. IV. Развитие  умений. Работа в учебнике. 1. Упр. 135 – развивается умение находить имена существительные в тексте и отличать В.п. с предлогом и без предлога от И.п. Работа с таблицей в упр. 135 на с. 121. 2.  Упр.   136   –   развивается   умение   определять   разные   падежи   имён существительных   с   опорой   на   предлоги.   Самостоятельная   работа   с коллективной проверкой. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности.V. Итог урока. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? Задание № 5, тема 5 в рабочей тетради. – Обведите вариант ответа, проведите взаимопроверку. – Объясните свой выбор. Назовите имена существительные в В.п. – В чём различие между ними? –  В   выборе   каких   форм   можно   ошибиться? (Вилы  и  топор.)   Почему?  (Они совпадают по форме в И.п. и В.п.) – Что поможет в разграничении таких форм? (Нужно определить, каким членом предложения является слово.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. 1. Упр. 3, с. 118. 2. Уметь передать содержание правила с опорой на схему (с. 120).

Посмотрите также