Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
– Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Умение работать в пареИмя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
– Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков
имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Языковая разминка.
– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма,
тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех,
ежиха.
1. – Подчеркните слова, в которых есть орфограммабуква гласного, красным
карандашом, а где орфограммабуква согласного – синим.
– Какое слово вы подчеркнули два раза? (Тростник.)
– В каком слове есть другая орфограммабуква? (Егерь.)
2. – Обозначьте все орфограммы.
3. – Разберите по составу слово
4. – Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.
5. – Что объединяет эти слова?
II.
Формулирование
проблемы.
– Прочитайте название нового большого раздела (с. 97).
– Какие вы знаете части речи? Члены предложения?
Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы,
признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основеIII. Развитие
умений.
сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою
синтаксическую роль.
Используется мотивирующий приём.
– Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
– Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой
разминки.
Существительное
– Какой буквы не хватает? (ь.) Какова её роль в этом слове?
– Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное.)
– Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и будем по
ходу урока составлять план повторения.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Вспоминаем то, что знаем.
Работу можно проводить индивидуально, в парах или группах.
1. Роль имён существительных в речи (работа в группах).
Упр. 101 – развивается умение находить в тексте слова разных частей речи,
выявлять существительные как самые частотные в употреблении.
Задание для группы.
– Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преобладают в тексте и
почему?
Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов всех других
частей речи – 34. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя
существительное. Частота их употребления связана с тем, что имена
существительные обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления,
состояния.
– О какой особенности имён существительных свидетельствует это упражнение?
Учитель записывает на доске: Роль имён существительных в речи.
2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа).
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость,
род) и непостоянные (число) признаки существительных.
Выполнению предшествует коллективная беседа:
– Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым
является существительное?
– Какого рода бывают имена существительные и как его определить?
– Как изменяются имена существительные? (По числам.)
– Продолжите фразу: постоянные признаки имён существительных – это ….,
непостоянные признаки – это …
– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть
в любой форме данного слова, он есть всегда.)
Первый пример (избушке) разбирают коллективно, затем выполняют
самостоятельно по заданию.
Проверка с помощью мультимедиа. Результаты выводятся на слайде,
ученики сравнивают свои записи с образцом.
одуш. неодуш.
охотник – м.р., ед.ч. избушка – ж.р., ед.ч.
Емеля – м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч.
внучок – м.р., ед.ч. земля – ж.р., ед.ч.
Гришутка – м.р., ед.ч. свет – м.р., ед.ч.
окно – ср.р., ед.ч.
крыша – ж.р., ед.ч.
труба – ж.р., ед.ч.
кирпичи – м.р., мн.ч.
забор – м.р., ед.ч.
ворота – мн.ч.
сарай – м.р., ед.ч.
– Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?
Учитель записывает на доске:
Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и
второстепенных членов предложения.
Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы),
списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят
имена существительные в тексте и делают вывод.
– Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными
(подлежащее) и второстепенными.)
– Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.
– Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?
Учитель записывает на доске:
Член предложения.
4. Разбор имени существительного как части речи.
Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в
тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.
Последовательность выполнения.
1) Расстановка запятых в учебнике.
2) Списывание последнего предложения.
3) Запись однокоренных слов.
Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
4) Разбор имён существительных как части речи.
Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.
Работа проходит под руководством учителя.
– Что вспомнили при выполнении этого упражнения?
Учитель записывает на доске:
Морфологический разбор имени существительного.
IV. Итог урока.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
– По какому плану мы повторяли имя существительное?
– Запишите ключевые слова на основе этого плана.– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
1. Упр. 105 (устно).
2. Упр. 53 («Дидактический материал»).
V. Домашнее
задание.