Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. – Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Умение работать в пареИмя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Иконка файла материала Имя существительное как часть речи.docx
Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных – Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Языковая разминка. –   Запишите   слова   под   диктовку:  сердце,   утюг,   щека,   ежевика,   сумма, тростник,   водомерка,   искусство,   трос,   егерь,   лестница,   наполнение,   орех, ежиха. 1. – Подчеркните слова, в которых есть орфограмма­буква гласного, красным карандашом, а где орфограмма­буква согласного – синим. – Какое слово вы подчеркнули два раза? (Тростник.) – В каком слове есть другая орфограмма­буква? (Егерь.) 2. – Обозначьте все орфограммы. 3. – Разберите по составу слово  4. – Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв. 5. – Что объединяет эти слова? II.  Формулирование  проблемы.  – Прочитайте название нового большого раздела (с. 97). – Какие вы знаете части речи? Члены предложения? Слова  –   главный   работник   в   языке.   С   их   помощью   мы   называем   предметы, признаки,   действия,   состояние   и   т.д.   А   разве   могли   бы   мы   без   слов Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основеIII. Развитие  умений. сформулировать   мысли?   В   предложении   каждое   слово   выполняет   свою синтаксическую роль. Используется мотивирующий приём. – Слова какой части речи мы чаще всего употребляем? –  Проверьте   свои   предположения,  запишите   первые   буквы   слов  из   языковой разминки. Существительное – Какой буквы не хватает? (ь.) Какова её роль в этом слове? – Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное.) – Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и будем по ходу урока составлять план повторения. – Давайте составим план урока.  Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Вспоминаем то, что знаем. Работу можно проводить индивидуально, в парах или группах. 1. Роль имён существительных в речи (работа в группах). Упр. 101 – развивается умение находить в тексте слова разных частей речи, выявлять существительные как самые частотные в употреблении. Задание для группы. –   Прочитайте   и   сделайте   вывод:   какие   части   речи   преобладают   в   тексте   и почему? Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов всех других частей   речи   –   34.   Почти   каждое   второе   слово   в   нашей   речи   –   имя существительное.   Частота   их   употребления   связана   с   тем,   что   имена существительные   обозначают   всё,   что   нас   окружает:   предметы,   явления, состояния. – О какой особенности имён существительных свидетельствует это упражнение? Учитель записывает на доске: Роль имён существительных в речи. 2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа). Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать других.2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Упр.   102   –   выявляются   постоянные   (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных. Выполнению предшествует коллективная беседа: – Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное? – Какого рода бывают имена существительные и как его определить? – Как изменяются имена существительные? (По числам.) – Продолжите фразу: постоянные признаки имён существительных – это …., непостоянные признаки – это … – Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.) Первый   пример   (избушке)   разбирают   коллективно,   затем   выполняют самостоятельно по заданию. Проверка   с   помощью   мультимедиа.   Результаты   выводятся   на   слайде, ученики сравнивают свои записи с образцом.           одуш.                                                                 неодуш. охотник – м.р., ед.ч.                                          избушка – ж.р., ед.ч. Емеля – м.р., ед.ч.                                              лес – м.р., ед.ч. внучок – м.р., ед.ч.                                             земля – ж.р., ед.ч. Гришутка – м.р., ед.ч.                                       свет – м.р., ед.ч.                                                                              окно – ср.р., ед.ч.                                                                              крыша – ж.р., ед.ч.                                                                              труба – ж.р., ед.ч.                                                                              кирпичи – м.р., мн.ч.                                                                              забор – м.р., ед.ч.                                                                              ворота – мн.ч.                                                                              сарай – м.р., ед.ч. – Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения? Учитель записывает на доске:  Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. 3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).Упр.   103   –   разграничение   имён   существительных   в   роли   главных   и второстепенных членов предложения. Ученики   обсуждают   в   парах   написание   (вставляют   пропущенные   буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод. – Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными (подлежащее) и второстепенными.) – Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных. – Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения? Учитель записывает на доске:  Член предложения. 4. Разбор имени существительного как части речи. Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных. Последовательность выполнения. 1) Расстановка запятых в учебнике. 2) Списывание последнего предложения. 3) Запись однокоренных слов. Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи. 4) Разбор имён существительных как части речи. Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов. Работа проходит под руководством учителя. – Что вспомнили при выполнении этого упражнения? Учитель записывает на доске:  Морфологический разбор имени существительного. IV. Итог урока. – Что мы сегодня делали? Какие умения развивали? – По какому плану мы повторяли имя существительное? – Запишите ключевые слова на основе этого плана.– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? 1. Упр. 105 (устно). 2. Упр. 53 («Дидактический материал»). V. Домашнее  задание.

Посмотрите также