Конспект урока по русскому языку на тему: "Понятие о прямой речи."

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дается понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. – Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях. – Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.
Иконка файла материала Понятие о прямой речи.docx
Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью –  Развитие умений  отличать  предложения  с прямой речью от других предложений,  наблюдать  за расстановкой  знаков препинания в таких предложениях. – Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Словарная работа. По усмотрению учителя словарная работа может быть сокращена. 1. – Прочитайте слова, определите часть речи. Сочинять, решать, выражать, стараться. – Образуйте от них имена существительные.  – Образуйте от них новые слова с помощью суффикса ­ени(j)­, ­ани(j)­. К какой части   речи   относятся   новые   слова?   (Сочинение,   решение,   выражение, старание.) –   Запишите   слова,   подчеркните   букву   гласного,   написание   которой   надо запомнить. 2.  –   В   каких   значениях   может   употребляться   слово  решение?   Прочитайте примеры­подсказки. а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу). б) Наконец­то зачитали решение суда (постановление). в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи. г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста (осуществление замысла). – Составьте и запишите предложение со словом решение. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.II.  Формулирование  проблемы.  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Введение в раздел. – Откройте учебник на с. 73, прочитайте название раздела. –   Кто   уже   знает,   что   такое   прямая   речь?   (Если   кто­то   знает,   то   может прозвучать вопрос: что же это такое?) Сегодня на уроке проверим, так ли это. Если нет ответа, тогда вопрос к классу: что же сегодня на уроке мы будем «открывать»? Проблемная ситуация. 1. – Послушайте два предложения. Чем они различаются? Учитель произносит: 1)   –   Я   услышал,   как   мама   сказала   кому­то   в   коридоре,   что   тайное   всегда становится явным. 2)   –   Я   услышал,   как   мама   сказала   кому­то   в   коридоре:   «Тайное   всегда становится явным». –   Какое   предложение   точно,   дословно   передаёт   слова   мамы?   Такие   точно, дословно переданные слова и называются прямой речью. – Попробуйте сформулировать основной вопрос урока. (Как найти прямую речь в предложении? В каких предложениях она встречается?) 2. Работа по учебнику. Чтение диалога Игоря и Оли в рубрике «Определяем основной вопрос урока» (с. 82). Диалог   обсуждается   в   парах,   после   чего   ученики   формулируют   вторую проблему урока: как оформляется прямая речь на письме? Эти два проблемных вопроса записываются на доске. – Давайте составим план урока.  Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) III. Открытие  новых знаний. 1. Нахождение прямой речи и слов автора. а) Наблюдение по учебнику (упр. 83).– Кто автор этих стихотворных отрывков? – Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки. – Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти же вопросы.) б) Чтение определения. Оно записано на доске. Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения. – Прочитайте в предложениях только прямую речь. – Почему эта речь получила такое название? – Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.) Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора. – Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.) в) Работа над определением. – Прочитайте определение в рамке (с. 84). – Назовите ключевые слова. – Какие сокращения вводятся для них? [Буквы  А  (слова автора) и  П  (прямая речь).] – Задайте вопрос к каждой части. – В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора? (Во второй части.) 2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью. – Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? (Жирный шрифт, кавычки.) – Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.) – Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? (Двоеточие.) б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85). – О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямойIV. Развитие  умений.   многоточие?   (От   содержания   прямой   речи, речи.) –   Как   вы   думаете,   от   чего   зависит   выбор   знака   –   точка,   вопросительный, восклицательный,   цели высказывания, интонации.) –   Обратите   внимание!   Где   стоят   эти   знаки?   Все   ли   занимают   одинаковое положение? (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.) 1. Работа в учебнике. Упр. 84 – развивается умение находить прямую речь на основе выявленных признаков:   точной,   дословной   передачи   чужой   речи   и   графического (пунктуационного) оформления. Выполняется по «шагам» в задании. Можно провести эксперимент: предложить детям на слайде (карточках) те же отрывки без кавычек, без двоеточия. – Прочитайте. Как легче читать? Расставьте знаки препинания. 2. Работа в рабочей тетради. Задание № 1, тема 4 в рабочей тетради. 3. Дополнительно: Упр. 48, «Дидактический материал». Самостоятельная работа – расставить недостающие знаки препинания. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сегодня делали? Какие умения развивали? Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.V. Итог урока. 1. – Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока. 2. – Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? Чужая речь. Слова автора. Прямая речь. Однородные члены. Дословно. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. 1.   Выписать   из   учебника   «Литературное   чтение»   («В   океане   света»)   одно предложение с прямой речью. 2. По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84.

Посмотрите также