Дается понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.
– Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях.
– Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.
Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
– Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков
препинания в таких предложениях.
– Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Словарная работа.
По усмотрению учителя словарная работа может быть сокращена.
1. – Прочитайте слова, определите часть речи.
Сочинять, решать, выражать, стараться.
– Образуйте от них имена существительные.
– Образуйте от них новые слова с помощью суффикса ени(j), ани(j). К какой
части речи относятся новые слова? (Сочинение, решение, выражение,
старание.)
– Запишите слова, подчеркните букву гласного, написание которой надо
запомнить.
2. – В каких значениях может употребляться слово решение? Прочитайте
примерыподсказки.
а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу).
б) Наконецто зачитали решение суда (постановление).
в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи.
г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста
(осуществление замысла).
– Составьте и запишите предложение со словом решение.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.II.
Формулирование
проблемы.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Введение в раздел.
– Откройте учебник на с. 73, прочитайте название раздела.
– Кто уже знает, что такое прямая речь? (Если ктото знает, то может
прозвучать вопрос: что же это такое?) Сегодня на уроке проверим, так ли это.
Если нет ответа, тогда вопрос к классу: что же сегодня на уроке мы будем
«открывать»?
Проблемная ситуация.
1. – Послушайте два предложения. Чем они различаются?
Учитель произносит:
1) – Я услышал, как мама сказала комуто в коридоре, что тайное всегда
становится явным.
2) – Я услышал, как мама сказала комуто в коридоре: «Тайное всегда
становится явным».
– Какое предложение точно, дословно передаёт слова мамы? Такие точно,
дословно переданные слова и называются прямой речью.
– Попробуйте сформулировать основной вопрос урока. (Как найти прямую речь
в предложении? В каких предложениях она встречается?)
2. Работа по учебнику.
Чтение диалога Игоря и Оли в рубрике «Определяем основной вопрос урока»
(с. 82).
Диалог обсуждается в парах, после чего ученики формулируют вторую
проблему урока: как оформляется прямая речь на письме?
Эти два проблемных вопроса записываются на доске.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
III. Открытие
новых знаний.
1. Нахождение прямой речи и слов автора.
а) Наблюдение по учебнику (упр. 83).– Кто автор этих стихотворных отрывков?
– Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки.
– Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда
это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти
же вопросы.)
б) Чтение определения. Оно записано на доске.
Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.
– Прочитайте в предложениях только прямую речь.
– Почему эта речь получила такое название?
– Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот,
кто говорит, автор этой прямой речи.)
Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора.
– Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? (Из
слов автора и прямой речи.)
в) Работа над определением.
– Прочитайте определение в рамке (с. 84).
– Назовите ключевые слова.
– Какие сокращения вводятся для них? [Буквы А (слова автора) и П (прямая
речь).]
– Задайте вопрос к каждой части.
– В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое
слова автора? (Во второй части.)
2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.
– Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? (Жирный шрифт, кавычки.)
– Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?
(Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.)
– Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь?
(Двоеточие.)
б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85).
– О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямойIV. Развитие
умений.
многоточие? (От содержания прямой речи,
речи.)
– Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный,
восклицательный,
цели
высказывания, интонации.)
– Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое
положение? (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки
перед кавычками.)
1. Работа в учебнике.
Упр. 84 – развивается умение находить прямую речь на основе выявленных
признаков: точной, дословной передачи чужой речи и графического
(пунктуационного) оформления.
Выполняется по «шагам» в задании.
Можно провести эксперимент: предложить детям на слайде (карточках)
те же отрывки без кавычек, без двоеточия.
– Прочитайте. Как легче читать? Расставьте знаки препинания.
2. Работа в рабочей тетради.
Задание № 1, тема 4 в рабочей тетради.
3. Дополнительно:
Упр. 48, «Дидактический материал».
Самостоятельная работа – расставить недостающие знаки препинания.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.V. Итог урока.
1. – Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.
2. – Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?
Чужая речь.
Слова автора.
Прямая речь.
Однородные члены.
Дословно.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Выписать из учебника «Литературное чтение» («В океане света») одно
предложение с прямой речью.
2. По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84.