Тема: Предложный падеж
– Знакомство с историей предложного (местного) падежа, развитие умений устанавливать признаки предложного падежа и определять изученные падежи, в том числе П.п., имён существительных в тексте.
– Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.Предложный падеж
Тема: Предложный падеж
– Знакомство с историей предложного (местного) падежа, развитие умений устанавливать признаки предложного падежа и
определять изученные падежи, в том числе П.п., имён существительных в тексте.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Письмо по памяти.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)
1. – Подберите синонимы к слову колдун, запишите их. (Волшебник, маг.)
2. Выделите в словах следующие орфограммы:
а) буква безударного гласного в корне, проверяемая ударением;
б) непроверяемая буква безударного гласного в корне.
3. Соревнованиеконкурс между тремя командами.
– Расскажите всё о падеже, в котором стоит слово:
1я команда: (под) сказку.
2я команда: косынкой.
3я команда: сна.
2. Словарная работа.
– Измените по падежам слова: лепесток, капитан.
И.п.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
– Составьте два словосочетания, употребив эти слова с предлогами.
II.
Формулирование
проблемы.
– О чём вы мечтаете? Составьте предложение. (Я мечтаю о собаке.)
– В каком падеже стоит существительное?
– Сформулируйте тему урока. Запишите её в тетради.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
III. Открытие
новых знаний.
1. Самостоятельное составление таблицы «Предложный падеж».
Актуализация и углубление изученного.
– Вспомните план предыдущего урока.
– Какой информации вам недостаточно? (О том, почему падеж получил такое
название.) Подсказку вы сможете найти в учебнике (упр. 152).
– Почему же предложный падеж получил такое название? (Имена
существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами.
Поэтому он так называется.)
– Узнать историю предложного падежа вы сможете из текста упр. 156.
– Какую новую информацию получили?
Методическая рекомендация: на Пуровне учитель может сообщить, что
предложный падеж имел и другое значение – служил названием того, о ком (о
чём) мы ведём речь (т.е. объекта).
– Какие предлоги употребляются с предложным падежом? Составьте на основе
плана таблицу. Приведите свои примеры.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в2. Работа в учебнике.
Упр. 153 – развивается умение употреблять существительные в П.п. с
предлогами.
Выполняется самостоятельно.
П. Можно предложить разграничить, где П.п. в значении места, а где объекта.
3. Сравнение таблицы, составленной самостоятельно, с таблицей в учебнике
на с. 132.
– Что нового для себя отметили? (Новые предлоги.)
– Каким членом предложения являются существительные в предложном
падеже?
– Какие предлоги употребляются с существительными только в предложном
падеже?
Работа в учебнике.
Упр. 154 – развивается умение употреблять существительные в
предложном падеже с разными предлогами и составлять с ними
предложения.
Выполняется по вариантам:
I вариант: письмо, дождь, весна.
II вариант: молоко, роса, падеж.
Запись под диктовку. Указать падежи имён существительных.
IV. Развитие
умений.
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
V. Итог урока.
– Выполните задание № 6, тема 5 в рабочей тетради.
– Какой вариант вы выбрали?
– Почему слово сопелки стоит не в И.п.? (Сопелки не производят действие, а
называют предмет, на который направлено действие, – это В.п.)
– Вспомните, кто сочинял сопелки. (ВинниПух.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 6, с. 136.
2. Запомнить предлоги предложного падежа.