Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие орфографических умений"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Развитие орфографических умений – Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь после букв шипящих в конце имён существительных, а также с орфограммами, имеющими сходные признаки (наличие ь, буквы шипящего), овладение навыками их разграничения и графического обозначения. – Развитие умений устной и письменной речи: продуцировать собственные тексты с использованием слов с изученной орфограммой-буквой ь после букв шипящих в конце имён существительных.Развитие орфографических умений
Иконка файла материала Развитие орфографических умений.docx

Тема: Развитие орфографических умений

Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь после букв шипящих в конце имён существительных, а также с орфограммами, имеющими сходные признаки (наличие ь, буквы шипящего), овладение навыками их разграничения и графического обозначения.

Развитие умений устной и письменной речи: продуцировать собственные тексты с использованием слов с изученной орфограммой-буквой ь после букв шипящих в конце имён существительных.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Языковая разминка.

1. – «Рассыпалось» предложение, составьте его из словосочетаний:

день (какой?) короткий

бросил (что?) луч

луч (чей?) свой

луч (какой?) последний

Ученики проговаривают варианты предложений.

Учитель читает, а ученики записывают авторский вариант:

Короткий день свой луч последний бросил. (М. Лифшиц)

2. Подчёркивание орфограмм.

3. Синтаксический разбор предложения.

4. Морфологический разбор слова луч.

5. Разбор по составу слова бросил.

2. Проверка домашнего задания.

1. П Блиц-опрос.

Рядом с правильным утверждением поставьте +, с неправильным –.

Методическая рекомендация: здесь приводятся утверждения, предполагающие сравнение материала со сходными признаками, где возможно наложение и отрицательное влияние навыков.

Учитель в слабом классе может подобрать более лёгкий материал.

– Запишите на листочках порядковые номера вопросов в столбик, рядом будете указывать значки ответов.

1) Просклонять существительное – значит определить его падеж.

2) У несклоняемых существительных окончание или .

3) В словах помочь и помощь одна и та же орфограмма в конце слова.

4) Выбор орфограммы-буквы ь после букв шипящих в конце имён существительных зависит от рода существительного.

 

5) В слове дождь нет орфограммы-буквы ь после букв шипящего в конце имён существительных.

6) Написание ь в слове всегда свидетельствует о наличии какой-то орфограммы.

3. Проверка задания № 7 в рабочей тетради.

– Что объединяет все приведённые в задании слова? (На конце есть ь.)

– Прочитайте слова, в которых ь обозначает мягкость согласного, затем слова, где ь указывает на грамматическую форму – сущ. ж.р. на букву шипящего в конце слова.

– Какие слова остались? Почему в них пишется ь?

4. Самодиктант.

– На основе подготовленных дома примеров запишите три слова с орфограммой-разделительным ь и три слова с орфограммой-буквой ь после букв шипящих в конце имён существительных.

– Во всех ли словах вы написали ь? Почему?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Формулирование проблемы.

 

 – Какие виды орфограммы-буквы ь вы повторили? Сформулируйте цель урока обобщения. (Научиться различать и писать слова с разными орфограммами-буквами ь.)

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

III. Развитие умений.

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 182 – развивается умение подбирать однокоренные слова и находить в них разные виды орфограмм.

Выполняется в группах. Ведущий (капитан команды) пишет на листочке. Взаимопроверка. (Листочки передаются в другие группы.)

Коллективное обсуждение.

2. Упр. 183 – развивается умение на слух находить в текстах слова с изученными орфограммами.

Выборочный диктант.

3. Дополнительно.

Индивидуальная самостоятельная работа с использованием упражнений «Дидактического материала».

2. Творческая работа по развитию речи.

Упр. 184 – развивается умение создавать текст с использованием слов с изученной орфограммой.

1) Подготовительная беседа.

– Прочитайте задание. Что такое пейзаж?

– Какие слова вы должны использовать?

– Вы должны нарисовать словами картину природы так, чтобы читатель смог её увидеть, представить. Опишите место, с которого рассказчик-наблюдатель видит этот пейзаж. Что вокруг него?

– С чего вы начнёте? (Несколько вариантов записывается на доске.)

– Постарайтесь передать своё настроение (настроение рассказчика).

2) Самостоятельная работа.

В конце урока можно прочитать вслух 2–3 сочинения.

 

 Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

 

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

 

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

IV. Итог урока.

 

– Какая работа вам больше всего понравилась на уроке?

– Что было самым трудным?

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

Упр. 7, с. 13.

 

 


 

Посмотрите также