Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных
– Развитие умения определять склонение имён существительных со сходными признаками (оканчивающимися на ь с ), группировать слова по склонениям, подбирать существительные разных склонений.
Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре.Развитие умения определять склонение имён существительных
Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных
– Развитие умения определять склонение имён существительных со сходными признаками (оканчивающимися на ь с ),
группировать слова по склонениям, подбирать существительные разных склонений.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
+– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Языковая разминка.
1. Запись под диктовку и обозначение орфограмм.
Лукошко стояло, а кошка дремала. (Ю. Мориц)
2. Синтаксический разбор предложения.
Запись: Лукошко стояло (стой), а кошка дремала (дрёма). (Повеств., невоскл.,
сложное.) [ – = ]1, а [ – = ]2.
3. Фонетический разбор слова стоял – [стай'ал].
4. Выписать существительные, определить род, склонение. Записать имя
существительное того склонения, которого недостаёт.
5. Составить с этими существительными словосочетания сущ. + прил.
(Устно.)
II.
Формулирование
проблемы.
– Определите тему сегодняшнего урока
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материаломучебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
III. Повторение
пройденного.
1. Беседаопрос в форме игры «Правильно – неправильно».
Учитель предлагает оценить каждое высказывание. Если оно правильное,
дети ставят «+», а если неправильное – ставят «–».
а) Склонение – это изменение имён существительных по падежам в ед. и мн.
числе.
б) В русском языке 5 падежей.
в) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее.
г) Склонение – это постоянный признак существительного.
д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям.
е) Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.
– Проверь свою запись:
п н н п н п
+ – – + – +
– Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки.
Учитель ещё раз читает неправильные высказывания.
2. Сравнительная характеристика признаков склонений.
Выполнение задания № 1, тема 6 в рабочих тетрадях.
– По каким признакам мы определяем склонение имён существительных?
Выберите нужный вариант и сравните со своей схемойопорой.
– В каком ещё склонении существительное может оканчиваться на ь? (Во 2м.)
– Как же их отличить? (Определить род.)
3. Словарная работа.
Упр. 160 – развивается умение группировать имена существительные с
орфограммаминепроверяемыми буквами по типам склонений.
Работа со словом костёр, подбор однокоренных слов.IV. Развитие
умений.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Работа в учебнике.
1. Упр. 161 – развивается умение самостоятельно подбирать слова разных
склонений. Выполняется в группах (по 3–4 человека).
2. Упр. 162 (устно). Чтение текста про себя, затем вслух, выявление главной
мысли: что важно для склонения? (Она выражена в 1м предложении.)
3. Упр. 163 – развиваются умения определять склонение, падеж, проводить
синтаксический и пунктуационный анализ.
Этапы работы:
1) Беседа по вопросам после чтения:
– О чём это стихотворение? Какими звуками оно наполнено? Что вселяет в
людей песня соловья?
2) Определение рода и склонения у выделенных слов.
3) Списывание последней строфы и составление схемы предложения, его
синтаксический разбор. Схема: [ = – ], и [ = – ], но [ – = ].
4) Определение падежей имён существительных в этом предложении.
4. Упр. 164 – осмысление понятий прямой падеж и косвенные падежи.
Выполняется устно.
Ученики читают текст про себя и отвечают на вопросы:
– Как объясняет автор смысл этого названия – «склонение»?
– Какой падеж «стоит прямо»? Как это понять?
– Что подсказывает, как «достроить» предложение? Приведите свои примеры.
– На какие две группы можно разбить все падежи? (Именительный падеж и все
остальные падежи. Их называют косвенными падежами.)
– Запишите слова с непроверяемой буквой гласного в корне (они даны в рамке),
запомните их правописание.
– В каком значении слова конструкция употреблено в тексте?
(Построение предложения, высказывания.)
– Какие ещё значения слова конструкция вам известны? А что такое
конструктор?
– Составьте (устно) словосочетания с этими словами, употребив их с
предлогами. Назовите однокоренной глагол (конструировать), однокоренноеимя прилагательное (конструкторский). Запишите их.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
– Какой падеж называется прямым, а какие – косвенными?
Задание № 2, тема 6 в рабочей тетради.
– Где допущена ошибка? К какому склонению относится слово конь?
– Почему здесь можно ошибиться? (Оканчивается на ь.)
– Что нужно помнить при определении склонения имён существительных,
оканчивающихся на ь? (Род.)
V. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 2, кн. 2, с. 12 (по рядам).