Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения определять склонение имён существительных"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных – Развитие умения определять склонение имён существительных со сходными признаками (оканчивающимися на ь с ), группировать слова по склонениям, подбирать существительные разных склонений. Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре.Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре.
Иконка файла материала Развитие умения определять склонение имён существительных.docx
Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных –  Развитие умения определять склонение имён существительных со сходными признаками (оканчивающимися на  ь  с ), группировать слова по склонениям, подбирать существительные разных склонений. . Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Языковая разминка. 1. Запись под диктовку и обозначение орфограмм. Лукошко стояло, а кошка дремала. (Ю. Мориц) 2. Синтаксический разбор предложения. Запись: Лукошко стояло (стой), а кошка дремала (дрёма). (Повеств., невоскл.,  сложное.) [ – = ]1, а [ – = ]2. 3. Фонетический разбор слова стоял – [стай'ал]. 4.  Выписать   существительные,   определить   род,   склонение.   Записать   имя существительное того склонения, которого недостаёт. 5. Составить с этими существительными словосочетания сущ. + прил.  (Устно.) II.  Формулирование  проблемы.  – Определите тему сегодняшнего урока – Давайте составим план урока.  Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основеработы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. III. Повторение  пройденного. 1. Беседа­опрос в форме игры «Правильно – неправильно». Учитель предлагает оценить  каждое  высказывание. Если оно правильное, дети ставят «+», а если неправильное – ставят «–». а) Склонение – это изменение имён существительных по падежам в ед. и мн. числе. б) В русском языке 5 падежей. в) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее. г) Склонение – это постоянный признак существительного. д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям. е) Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам. – Проверь свою запись: п  н  н п н п + – – + – + – Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки. Учитель ещё раз читает неправильные высказывания. 2. Сравнительная характеристика признаков склонений. Выполнение задания № 1, тема 6 в рабочих тетрадях. –   По   каким   признакам   мы   определяем   склонение   имён   существительных? Выберите нужный вариант и сравните со своей схемой­опорой. – В каком ещё склонении существительное может оканчиваться на ь? (Во 2­м.) – Как же их отличить? (Определить род.) 3. Словарная работа. Упр.   160   –   развивается   умение   группировать   имена   существительные   с орфограммами­непроверяемыми буквами по типам склонений. Работа со словом костёр, подбор однокоренных слов.IV. Развитие  умений. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Работа в учебнике. 1.  Упр. 161 – развивается умение самостоятельно подбирать слова разных склонений. Выполняется в группах (по 3–4 человека). 2. Упр. 162 (устно). Чтение текста про себя, затем вслух, выявление главной мысли: что важно для склонения? (Она выражена в 1­м предложении.) 3. Упр. 163 – развиваются умения определять склонение, падеж, проводить синтаксический и пунктуационный анализ. Этапы работы: 1) Беседа по вопросам после чтения: – О чём это стихотворение? Какими звуками оно наполнено? Что вселяет в людей песня соловья? 2) Определение рода и склонения у выделенных слов. 3)  Списывание   последней   строфы  и   составление   схемы   предложения,   его синтаксический разбор. Схема: [ = – ], и [ = – ], но [ – = ]. 4) Определение падежей имён существительных в этом предложении. 4. Упр. 164 – осмысление понятий прямой падеж и косвенные падежи. Выполняется устно. Ученики читают текст про себя и отвечают на вопросы: – Как объясняет автор смысл этого названия – «склонение»? – Какой падеж «стоит прямо»? Как это понять? – Что подсказывает, как «достроить» предложение? Приведите свои примеры. – На какие две группы можно разбить все падежи? (Именительный падеж и все остальные падежи. Их называют косвенными падежами.) – Запишите слова с непроверяемой буквой гласного в корне (они даны в рамке), запомните их правописание. – В каком значении слова конструкция употреблено в тексте? (Построение предложения, высказывания.) –   Какие   ещё   значения   слова  конструкция  вам   известны?   А   что   такое конструктор? –   Составьте   (устно)   словосочетания   с   этими   словами,   употребив   их   с предлогами.   Назовите   однокоренной   глагол   (конструировать),   однокоренноеимя прилагательное (конструкторский). Запишите их. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? – Какой падеж называется прямым, а какие – косвенными? Задание № 2, тема 6 в рабочей тетради. – Где допущена ошибка? К какому склонению относится слово конь? – Почему здесь можно ошибиться? (Оканчивается на ь.) –   Что   нужно   помнить   при   определении   склонения   имён   существительных, оканчивающихся на ь? (Род.) V. Итог урока. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. Упр. 2, кн. 2, с. 12 (по рядам).

Посмотрите также