Тема: Родительный падеж
– Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку.
– Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.Родительный падеж
Тема: Родительный падеж
– Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять
выбор падежной формы с опорой на подстановку.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Повторение сведений об И.п. и В.п.
1) – Отгадайте «грамматические» загадки.
а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском
языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. (Падежи.)
б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом
падеже. (Именительный падеж.)
в) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а
другой у родительного падежа. (Винительный падеж.)
2) Устный рассказ в учебнонаучном стиле.
– Расскажите, что вы знаете об И.п. и В.п. по составленной схеме.
2. Повторение и углубление изученного о Р.п.
Формулирование цели урока.
1) Просмотрите текст, представленный в упр. 137.
– О каком падеже здесь говорится?
– Сформулируйте цель урока. (Узнать новое о Р.п., научиться определять Р.п. и
находить существительные в Р.п. в тексте.)
– Как бы вы его назвали? (Падеж родства.)
– Какое близкое по значению слово можно к нему подобрать?
– Прочитайте текст внимательно, изучающим чтением.
– Какие ещё значения есть у родительного падежа? (Части целого.)
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.2) Миниопрос.
– На какие вопросы отвечает родительный падеж?
– Назовите вспомогательное слово для определения падежа.
3) Работа на основе таблицы «Родительный падеж».
– Посмотрите на таблицу в учебнике (после упр. 138, с. 124) и найдите новую
для вас информацию. О чём она? (О предлогах, с которыми употребляются
существительные в Р.п.).
– А может ли употребляться форма Р.п. без предлога? Приведите примеры.
Послушайте стихотворные строчки. Какие ещё предлоги употребляются с
родительным падежом?
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
(Т. Рик)
– Составьте словосочетания по схеме, представленной в упр. 139. Задание
выполняется по вариантам.
4) Продуктивное задание на обобщение и систематизацию знаний о Р.п.
– Составьте на основе таблицы и плана рассказ о Р.п.
На слайде (оборотной стороне доски) открывается планопора.II.
Формулирование
проблемы.
– У какого падежа есть сходные с Р.п. вопросы? (В.п.)
Проблемная ситуация в учебнике (с. 124).
Ученики на основе анализа пытаются разобраться, кто прав в
доказательствах.
III. Открытие
новых знаний.
– Хватает ли вам знаний, чтобы ответить на этот вопрос?
– Что нам предстоит научиться делать? (Правильно задавать вопрос к
существительному, отличать В.п. от Р.п., имеющего одинаковую форму.)
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Беседа.
1. Упр. 140 – наблюдение за сходством и различием в формах Р.п. и В.п.
одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Ученики в парах выполняют задания, предложенные в упражнении:
– Что общего у приведённых имён существительных и чем они отличаются?
(Общее: вопрос, мужской род, нулевое окончание; отличие: вопросы что? –
неодуш. и кто? – одушевл.)
– Запишите в два столбика (Р.п. и В.п.) имена существительные.
– Выделите окончания.
– Сравните окончания в двух столбиках. Что вы заметили?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.– У каких слов совпадают окончания? Что их объединяет? (Все они
одушевлённые, м.р.)
Учитель фиксирует на доске эти выводы:
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
IV. Развитие
умений.
– Проведите эксперимент. Продолжите запись в столбиках со словами волна и
сестра.
– Какую особенность вы заметили? (Окончания нигде не совпадают.)
Учитель делает вывод: слова ж.р. типа сестра могут быть словами
помощниками для разграничения Р.п. и В.п. одушевлённых существительных
м.р. (типа друг,
слон). Мы подставляем вместо существительных м.р.
существительные ж.р.
2. Чтение правила в упр. 141.
– Какое окончание у подставленных существительных ж.р. указывает на В.п., а
какое – на Р.п.? Приведите свой пример, аналогичный образцу.
Работа в учебнике.
1. Упр.143 – развивается умение определять падеж имён существительных (В.
или Р.п.) с опорой на метод подстановки.
2. Дополнительно.
Запись под диктовку и определение падежей существительных.
1) Мальчик поймал ежа.
2) Охотники увидели следы зайца.
3) Брата любили все. Много друзей у моего брата.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке о Р.п.? (Что обозначает этот падеж, с какими
предлогами употребляется, как отличить Р.п. от В.п., когда формы совпадают.)
– Какой приём используется, чтобы отличить Р.п от В.п. у одушевлённых
существительных м.р.?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 142.
2. Запомнить предлоги родительного падежа.