Конспект урока по русскому языку на тему "Родительный падеж

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Родительный падеж – Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку. – Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.Родительный падеж
Иконка файла материала Родительный падеж.docx
Тема: Родительный падеж – Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1.   Повторение сведений об И.п. и В.п. 1) – Отгадайте «грамматические» загадки. а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. (Падежи.) б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. (Именительный падеж.) в) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. (Винительный падеж.) 2) Устный рассказ в учебно­научном стиле. – Расскажите, что вы знаете об И.п. и В.п. по составленной схеме. 2. Повторение и углубление изученного о Р.п. Формулирование цели урока. 1) Просмотрите текст, представленный в упр. 137. – О каком падеже здесь говорится? – Сформулируйте цель урока. (Узнать новое о Р.п., научиться определять Р.п. и находить существительные в Р.п. в тексте.) – Как бы вы его назвали? (Падеж родства.) – Какое близкое по значению слово можно к нему подобрать? – Прочитайте текст внимательно, изучающим чтением. – Какие ещё значения есть у родительного падежа? (Части целого.) Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.2) Мини­опрос. – На какие вопросы отвечает родительный падеж? – Назовите вспомогательное слово для определения падежа. 3) Работа на основе таблицы «Родительный падеж». – Посмотрите на таблицу в учебнике (после упр. 138, с. 124) и найдите новую для  вас   информацию.  О   чём  она? (О   предлогах,  с  которыми  употребляются существительные в Р.п.). – А может ли употребляться форма Р.п. без предлога? Приведите примеры. Послушайте   стихотворные   строчки.   Какие   ещё   предлоги   употребляются   с родительным падежом? Я из дома убежал, Я до вечера гулял. С дерева в сугроб сигал, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком я собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал. Мне уроки надо делать? Я на это наплевал! Вот стою я у доски И вздыхаю от тоски. (Т. Рик) –   Составьте   словосочетания   по   схеме,   представленной   в   упр.   139.   Задание выполняется по вариантам. 4) Продуктивное задание на обобщение и систематизацию знаний о Р.п. – Составьте на основе таблицы и плана рассказ о Р.п. На слайде (оборотной стороне доски) открывается план­опора.II.  Формулирование  проблемы.   – У какого падежа есть сходные с Р.п. вопросы? (В.п.) Проблемная ситуация в учебнике (с. 124). Ученики   на   основе   анализа   пытаются   разобраться,   кто   прав   в доказательствах. III. Открытие  новых знаний. – Хватает ли вам знаний, чтобы ответить на этот вопрос? –   Что   нам   предстоит   научиться   делать?   (Правильно   задавать   вопрос   к существительному, отличать В.п. от Р.п., имеющего одинаковую форму.) – Давайте составим план урока.  Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) Беседа. 1.  Упр.   140   –   наблюдение   за   сходством   и   различием   в   формах   Р.п.   и   В.п. одушевлённых и неодушевлённых существительных. Ученики в парах выполняют задания, предложенные в упражнении: – Что общего у приведённых имён существительных  и чем они отличаются? (Общее:   вопрос,   мужской   род,  нулевое   окончание;   отличие:   вопросы  что?  – неодуш. и кто? – одушевл.) – Запишите в два столбика (Р.п. и В.п.) имена существительные. – Выделите окончания. – Сравните окончания в двух столбиках. Что вы заметили? Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами.–   У   каких   слов   совпадают   окончания?   Что   их   объединяет?   (Все   они одушевлённые, м.р.) Учитель фиксирует на доске эти выводы: 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. IV. Развитие  умений. – Проведите эксперимент. Продолжите запись в столбиках со словами волна и сестра. – Какую особенность вы заметили? (Окончания нигде не совпадают.) Учитель   делает   вывод:   слова   ж.р.   типа  сестра  могут   быть   словами­ помощниками   для   разграничения   Р.п.   и   В.п.   одушевлённых   существительных м.р.   (типа  друг,  слон).   Мы   подставляем   вместо   существительных   м.р. существительные ж.р. 2. Чтение правила в упр. 141. – Какое окончание у подставленных существительных ж.р. указывает на В.п., а какое – на Р.п.? Приведите свой пример, аналогичный образцу. Работа в учебнике. 1.  Упр.143 – развивается умение определять падеж имён существительных (В. или Р.п.) с опорой на метод подстановки. 2. Дополнительно. Запись под диктовку и определение падежей существительных. 1) Мальчик поймал ежа. 2) Охотники увидели следы зайца. 3) Брата любили все. Много друзей у моего брата. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности.– Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? V. Итог урока. – Что нового узнали на уроке о Р.п.? (Что обозначает этот падеж, с какими предлогами употребляется, как отличить Р.п. от В.п., когда формы совпадают.) – Какой приём используется, чтобы отличить Р.п от В.п. у одушевлённых  существительных м.р.? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. 1. Упр. 142. 2. Запомнить предлоги родительного падежа.

Посмотрите также