Конспект урока по русскому языку на тему: "Родственные слова" (3 классы)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из требований к современному уроку является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Свой классный час я начала с эмоционального настроя, (оргмомент) что помогло создать в классе атмосферу доброжелательности и взаимопонимания (Ребята пожали друг другу руки, улыбнулись). Дети получили заряд положительных эмоцийКонспект урока по русскому языку на тему: "Родственные слова" (3 классы)
Иконка файла материала Родственные слова. Корень слова..doc
Тема:   « Родственные слова. Корень слова.   : научить находить в родственных словах общую часть (корень  Цель   слова), подбирать однокоренные слова. Задачи: 1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них  корень слова, подбирать однокоренные слова. 2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать. 3. Формировать универсальные учебные действия: работать с  информацией, развивать умение слушать и слышать партнера,  уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его  результату,  умение самоконтроля и самооценки,  умение ставить и  решать учебные задачи. 4. Обогащать словарный запас учеников. 5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно­гигиенические  навыки. Оборудование: опорные  слова, карточки для индивидуальной работы,  деревья для групповой работы,фотографии животных листочки с родственными словами, сигнальные карточки ( виды работ),  1.Организационный момент. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Интересное  узнать. ­Открываем свои тетради, пропускаем 2 линейки вниз,  подписываем число 14 октября Классная работа. 2.Минутка чистописания. Запись на доске.  Ум да разум надоумят сразу.­ Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?  ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.) ­Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии. ­ Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.  ­Я вам предлагаю на следующей строчке, через запятую, записать ответы на вопросы. ­Скажите, а как мы назовем мальчика, у которого много ума? (умник) ­А девочку? (умница) ­Как назовем человека, который обладает хорошим, ясным умом; (умный,) ­Что сделал человек, который стал  потолковее, поосторожнее прежнего­  (поумнел)                                3.Создание проблемной ситуации. ­Ребята, откроем 58 стр учебника. Посмотрите внимательно, какой  вопрос вызвал затруднение у нашего Почемучки? (что такое родственные слова) Какова цель нашего урока? (Ответить на вопрос, что же такое  родственные слова)  ­Что бы ответить на поставленный вопрос, нужно много потрудится.  Для этого мы начнем с выполнения упр 77. Что в нем необходимо  сделать? (Прочитать) ­ А кому знакомо слово родственники, кто они такие? ­ Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … ) ­ Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень  часто они бывают  похожими между собой. Их называют родственниками. ­Прочитайте пожалуйста выделенные слова в этом упражнении. – ­Выскажите мнение, что их роднит, объединяет?  ­Рассмотрите рисунок. Кто на нем изображен?( человеческая семья) А теперь, посмотрите на гусиное семейство. ( картинки вывешиваются) Скажите, вы со всем согласны, это все родственники гусиной семьи?  (нет, лишняя гусеница) А  почему же она лишняя? ( так как это слово не близко по смыслу к  слову гусь)В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. ­ Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу). – Тогда должно еще какое­то условие, при котором слова будут  называться родственными. ­ Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на  их написание. ­ Что увидели (в некоторых словах есть общая часть). ­ Назовите эту общую часть. (гус, ум, род ). ­ А кто из вас знает, как называется  такая общая часть  у  слов? (корень) ­ Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие  слова называются родственными.(ответы детей) Вывешивается схема Давайте с вами прочитаем, на что же нас просит обратить внимание,  автор учебника( Обрати внимание) (Верная у нас схема?) Родственными назыв. Слова, которые близки по смыслу и имеют  одинаковый корень Мы с вами вначале урока, записывали слова через запятую, у вас  получилась цепочка родственных слов, с одной общей частью, которая  называется корень. Скажите ,а где еще есть корень?(у деревьев,  растений) Верно, растения не могут без корня, так же как и слова не могут  образоваться и существовать без корня. ­Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали.  ­ С родственными словами мы разобрались. ­ Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова) ­ Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что  же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов). Г) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень» ­ Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где  мы можем найти эту информацию? (в словаре)Корень: 1) подземная часть растения; 2) часть волоса, зуба, ногтя; 3) начало, источник чего­либо; 4) часть слова. ­ Наше слово  «корень» имеет несколько значений . А кто знает как  называются такие слова, которые имеют много значений?  (многозначные ).  ­ Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках  русского языка?                  (часть слова).  ­ Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ( Общая часть родственных слов )  Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по  смыслу и с одинаковым корнем ).   4. Физминутка .  ­ Ребята, после того как вы узнали новые  понятия, мы продолжим с вами выделять общую часть, которая называется корень. Для этого выполним упр. 78. Прочитаем слова в столбиках. Можно ли назвать родственными слова в каждой группе? Объясните  свой ответ. Подпишем упр.78 1 ряд списываем 1 столбик, 2 второй,3 третий. Может быть кто то еще добавит слова в группу.  Выделите общую часть родственных слов. Какую общую часть выделили? Как она называется? ­Ребята, а вы хотите сами научиться составлять цепочки родственных  слов? Давайте попробуем. Я вам даю корень слова­ гриб, а вы составляете цепочку родственных  слов­грибник ­грибок ­грибница ­грибочек Хорошо. А теперь корень слова лист. Ребята, скажите,а слово лист  однозначное или многозначное? ­листочек ­листовой листик листок листопад Я предлагаю 1 варианту составить и записать предложение про гриб, а 2 варианту  про лист.  Вот такую цепочку родственных слов, составила я Поле, полевой, полочка, полюшко. Скажите, все ли слова в моей цепочке,  родственные?(нет, полочка лишняя)А почему? Есть общая часть пол, но не близки  по смыслу.  Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра в парах под названием  найди лишнее слово и выдели корень. Продолжая тему родственников, запишем предложение.  Мы ж…вём в д…еревне Д…брунь. Вам необходимо списать предложение, вставив пропущеные буквы и объяснить их. Рассыпанное предложение. У Почемучки предложение рассыпалось, давайте  поможем ему его собрать и запишем к себе в тетрадь. Она стоит на берегу реки Десна.   9.Домашнее задание. ­Ребята дома вам предстоит выполнить задание на выбор ­ Можно записать цепочку родственных слов к слову Добрунь и  выделить корень. ­Составить 3 предложения о том месте где вы живете ­упр 83.  Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.   10. Итог урока. ­Ребята, наш урок подходит  к концу. Какие новые понятия  вы узнали на нашем уроке? ­Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться  схемой­ помощницей. Что же такое родственные слова?­ Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно  ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились,  узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)  А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили?( в пословице есть  родственные слова).  Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?       6.    Рефлексия. ­ Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на  уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями  справился  и остался  не очень  доволен своей работой. ­ Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Посмотрите также