Одним из требований к современному уроку является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Свой классный час я начала с эмоционального настроя, (оргмомент) что помогло создать в классе атмосферу доброжелательности и взаимопонимания (Ребята пожали друг другу руки, улыбнулись). Дети получили заряд положительных эмоцийКонспект урока по русскому языку на тему: "Родственные слова" (3 классы)
Тема: « Родственные слова. Корень слова.
: научить находить в родственных словах общую часть (корень
Цель
слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них
корень слова, подбирать однокоренные слова.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3. Формировать универсальные учебные действия: работать с
информацией, развивать умение слушать и слышать партнера,
уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его
результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и
решать учебные задачи.
4. Обогащать словарный запас учеников.
5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарногигиенические
навыки.
Оборудование: опорные слова, карточки для индивидуальной работы,
деревья для групповой работы,фотографии животных
листочки с родственными словами, сигнальные карточки ( виды работ),
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
Открываем свои тетради, пропускаем 2 линейки вниз,
подписываем число 14 октября Классная работа.
2.Минутка чистописания.
Запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу. Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится
с любым заданием.)
Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
Я вам предлагаю на следующей строчке, через запятую, записать ответы
на вопросы.
Скажите, а как мы назовем мальчика, у которого много ума? (умник)
А девочку? (умница)
Как назовем человека, который обладает хорошим, ясным умом;
(умный,)
Что сделал человек, который стал потолковее, поосторожнее прежнего
(поумнел)
3.Создание проблемной ситуации.
Ребята, откроем 58 стр учебника. Посмотрите внимательно, какой
вопрос вызвал затруднение у нашего Почемучки? (что такое родственные
слова) Какова цель нашего урока? (Ответить на вопрос, что же такое
родственные слова)
Что бы ответить на поставленный вопрос, нужно много потрудится.
Для этого мы начнем с выполнения упр 77. Что в нем необходимо
сделать? (Прочитать)
А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень
часто они бывают похожими
между собой. Их называют родственниками.
Прочитайте пожалуйста выделенные слова в этом упражнении. –
Выскажите мнение, что их роднит, объединяет?
Рассмотрите рисунок. Кто на нем изображен?( человеческая семья)
А теперь, посмотрите на гусиное семейство.
( картинки вывешиваются)
Скажите, вы со всем согласны, это все родственники гусиной семьи?
(нет, лишняя гусеница)
А почему же она лишняя? ( так как это слово не близко по смыслу к
слову гусь)В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по
смыслу).
– Тогда должно еще какоето условие, при котором слова будут
называться родственными.
Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на
их написание.
Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
Назовите эту общую часть. (гус, ум, род ).
А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие
слова называются родственными.(ответы детей)
Вывешивается схема
Давайте с вами прочитаем, на что же нас просит обратить внимание,
автор учебника( Обрати внимание)
(Верная у нас схема?)
Родственными назыв. Слова, которые близки по смыслу и имеют
одинаковый корень
Мы с вами вначале урока, записывали слова через запятую, у вас
получилась цепочка родственных слов, с одной общей частью, которая
называется корень. Скажите ,а где еще есть корень?(у деревьев,
растений)
Верно, растения не могут без корня, так же как и слова не могут
образоваться и существовать без корня.
Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали.
С родственными словами мы разобрались.
Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что
же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
Г) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где
мы можем найти эту информацию? (в словаре)Корень:
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чеголибо;
4) часть слова.
Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как
называются такие слова, которые имеют много значений?
(многозначные ).
Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках
русского языка? (часть слова).
Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»
( Общая часть родственных слов )
Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по
смыслу и с одинаковым корнем ).
4. Физминутка .
Ребята, после того как вы узнали новые понятия, мы продолжим с вами
выделять общую часть, которая называется корень.
Для этого выполним упр. 78.
Прочитаем слова в столбиках.
Можно ли назвать родственными слова в каждой группе? Объясните
свой ответ.
Подпишем упр.78
1 ряд списываем 1 столбик, 2 второй,3 третий.
Может быть кто то еще добавит слова в группу.
Выделите общую часть родственных слов.
Какую общую часть выделили? Как она называется?
Ребята, а вы хотите сами научиться составлять цепочки родственных
слов? Давайте попробуем.
Я вам даю корень слова гриб, а вы составляете цепочку родственных
словгрибник
грибок
грибница
грибочек
Хорошо. А теперь корень слова лист. Ребята, скажите,а слово лист
однозначное или многозначное?
листочек
листовой
листик
листок
листопад
Я предлагаю 1 варианту составить и записать предложение про гриб, а 2 варианту
про лист.
Вот такую цепочку родственных слов, составила я
Поле, полевой, полочка, полюшко. Скажите, все ли слова в моей цепочке,
родственные?(нет, полочка лишняя)А почему? Есть общая часть пол, но не близки
по смыслу.
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра в парах под названием
найди лишнее слово и выдели корень.
Продолжая тему родственников, запишем предложение.
Мы ж…вём в д…еревне Д…брунь.
Вам необходимо списать предложение, вставив пропущеные буквы и объяснить их.
Рассыпанное предложение. У Почемучки предложение рассыпалось, давайте
поможем ему его собрать и запишем к себе в тетрадь.
Она стоит на берегу реки Десна.
9.Домашнее задание.
Ребята дома вам предстоит выполнить задание на выбор
Можно записать цепочку родственных слов к слову Добрунь и
выделить корень.
Составить 3 предложения о том месте где вы живете
упр 83.
Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.
10. Итог урока.
Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой
помощницей.
Что же такое родственные слова? Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно
ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились,
узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть
родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
6. Рефлексия.
Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на
уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями
справился и остался не очень доволен своей работой.
Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.