Конспект урока по русскому языку на тему,, Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Конспект урока по русскому языку на тему,, Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Медиа
Разработки уроков
doc
Русский язык
7 кл—10 кл
08.03.2017
Тема: Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Цель: Продолжить работу по изучению фонетических особенностей старославянских слов и исконно русских по происхождению; развивать умения находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке; отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием; воспитывать интерес к истории развития русского языка. Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки с заданием. Тип урока: комбинированный.Конспект урока
Урок на тему Слова с полногласными и неполногла.doc
Урок № 46. Тема: Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.  Цель: Продолжить работу по изучению фонетических особенностей старославянских слов и  исконно русских по происхождению; развивать умения находить слова с полногласием и  неполногласием в современном русском языке; отработать правописание старославянизмов с  полногласием и неполногласием; воспитывать интерес к истории развития русского языка. Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки с заданием. Тип урока: комбинированный. Ход урока: І. Организационный момент. ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся. 1. Проверка домашнего задания. 2. Орфографическая работа.      Касаться; вырасти; подрастут; прикоснуться; гореть; растения; предположить;  сгореть; слагать; касаюсь; предполагать; коснись; предлагать; разрослись; загораться.  ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся. ІV. Объявление темы и цели урока.  V. Работа по теме урока. 1. Вступительное слово учителя.     В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее  употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями. 1 группа. Исторически однокоренные полногласные и неполногласные формы, существующие в  современном русском языке параллельно.  2 группа. Слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными  сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены). 3 группа. Слова, которые в русском литературном языке выступают только с неполногласными  сочетаниями; соответствующие им полногласные варианты полностью отсутствуют. 2. Работа с карточкой (один учащийся работает у доски, а остальные – в тетрадях). ­ Вставьте пропущенные буквы. Чужая ст___р___на отворить в___рота спросить о зд___ровье ст___р___жить вход к___роткая память д___р___гой друг свежее м___л___ко ч___р___дования в корнях 3. Проблемный вопрос.    Одному ученику так понравились слова с такими чередованиями, что в своём сочинении он  написал такое предложение: «Царские хоромы охранял сторож». Но одно слово он употребил  неуместно. Как вы думаете, какое? ­ Да, слово «сторож» более современное, здесь должно быть слово однокоренное, но с  неполногласием – «страж». ­ А вы сможете придумать предложение, где бы встретились слова с таким чередованием?  Прочитайте вслух. 4. Самостоятельная работа. ­ Вставьте пропущенные буквы. М__л__ко — мл__копитающее; 1
х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка — обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой — мл__денец; гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение; б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка — сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный — др__весина; отстр__нить — ст__р__на VІ. Закрепление изученного материала. Работа с учебником. Упражнения 149­150, с. 80 (устно и письменно). VІІ. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок. Закончите высказывания. ­ Сочетаниями в корне ­оро­, ­оло­, ­ере­ называются... ­ Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными. ­ Слова глас и голос – братья, потому что... ­ В слове охл..дить в корне надо писать гласный ..., так как... ­ Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов  являются….. сочетания. ­ Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как… VІІІ. Домашнее задание. Найти в Прологе к поэме «Руслана и Людмила» А. С. Пушкина (упражнение 147 (1), с. 79) слова  с неполногласием. Сделать вывод об их роли в художественном тексте. 2
Работа с карточкой.  ­ Вставьте пропущенные буквы.    Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход,  к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях. Самостоятельная работа. ­ Вставьте пропущенные буквы. М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка —  обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой —  мл__денец; гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение; б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка  — сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный  — др__весина; отстр__нить — ст__р__на. Работа с карточкой.  ­ Вставьте пропущенные буквы.    Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход,  к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях. Самостоятельная работа. ­ Вставьте пропущенные буквы. М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка —  обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой —  мл__денец; гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение; б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка  — сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный  — др__весина; отстр__нить — ст__р__на. Работа с карточкой.  ­ Вставьте пропущенные буквы.    Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход,  к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях. Самостоятельная работа. ­ Вставьте пропущенные буквы. М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка —  обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой —  мл__денец; гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение; б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка  — сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный  — др__весина; отстр__нить — ст__р__на. 3
Работа с карточкой.  ­ Вставьте пропущенные буквы.    Чужая ст___р___на, отворить в___рота, спросить о зд___ровье, ст___р___жить вход,  к___роткая память, д___р___гой друг, свежее м___л___ко, ч___р___дования в корнях. Самостоятельная работа. ­ Вставьте пропущенные буквы. М__л__ко — мл__копитающее; х__л__док — охл__ждение; обл__чный — об__лочка —  обл__чение; пр__рвать — п__р__рвать; зл__тоглавый — з__л__той; м__л__дой —  мл__денец; гл__венствовать — г__л__ва; прин__р__виться — своенравный; г__р__дской — огр__ждение; б__р__жок — прибрежный; п__л__тно — пл__точек; сокр__щение — к__роткий; с__лодка  — сл__дковатый; вр__тарь — в__р__тник; чр__змерный — ч__р__сполосный; д__р__вянный  — др__весина; отстр__нить — ст__р__на. 4
5
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)