Конспект урока по русскому языку на тему "Творительный падеж

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Творительный падеж – Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте. – Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.Тема: Творительный падеж
Иконка файла материала Творительный падеж.docx
Тема: Творительный падеж –  Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Языковая разминка. У доски работают три ученика, класс делится на три варианта. –   В   записанных   предложениях   расставьте   знаки   препинания,   оформите   их правильно. Предложения должны соответствовать схемам: Лепестки розы опали и в моей ладони остались шипы. Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Фёдор. (Э. Успенский) И сразу столпился народ на дороге шумит и кричит и на кошку глядит.  (Д. Хармс) Каждый ученик будет работать со своим предложением. Задания даются общие. 1. Подчеркнуть орфограммы в словах и между словами. 2.   Синтаксический   разбор   предложения:   дать   характеристику   предложения, указать части речи. 3. Выписать словарные слова и дописать к каждому по два однокоренных слова. 4. Найти слова, соответствующие схеме   , и записать их. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрацииII.  Формулирование  проблемы.  1. Мотивирующий приём. Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже творительном. (Т. Рик) – Назовите тему урока. 2. – Составим план, по которому мы в конце урока расскажем о творительном падеже. Сравните свой план с выведенным  на слайде (на оборотной стороне доски). План. 1) Почему падеж получил такое название? 2) Вопросы падежа. 3) Вспомогательное слово. 4) Предлоги. – Давайте составим план урока.  Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. III. Открытие  новых знаний. 1. Реализация плана деятельности. 1) – Почему падеж получил такое название? Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа. – Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает? (Называет орудие, которым что­то делают, творят.) –   Приведите   из   текста   примеры   «орудийного,   творительного»   значения. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии споставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. (Неводом, голосом, топорами – значит, с помощью этих предметов, «орудий» производится действие.) 2) Актуализация. Беседа. – На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Назовите вспомогательное слово. – Приведите примеры имён существительных в творительном падеже. 3) – Какие предлоги употребляются с творительным падежом? Упр.   149   –   наблюдение   над   предлогами,   с   которыми   употребляется творительный падеж. – Обведите в кружок предлоги. – Может ли употребляться Т.п. без предлога? Приведите пример. – Сделайте вывод об употреблении предлогов с Т.п. 2. Обобщение и систематизация полученных знаний. Чтение таблицы. Рассказ о творительном падеже. Сравнение предлогов в разных падежах (В., Р., Д., Т.п.) (Предлог с употребляется с Т.п. и Р.п., предлоги за, под – с Т.п. и В.п.) IV. Развитие  умений. Работа в учебнике. 1.  Упр.   150   –   развивается   умение   составлять   словосочетания   с существительными   в   Т.п.   с   предлогами   и   предложения   с   однородными членами. Выполняется   самостоятельно   в   группах   по   4   человека   (2–3   примера   для каждой группы). Результаты сравниваются. Капитаны   групп   записывают   на   листочке   предложение   с   однородными членами, остальные в тетрадях. 2. существительными в Д.п. и Т.п. Выполняется коллективно под руководством учителя.  Упр.   151   –   наблюдение   над   синонимичными   словосочетаниями   с Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленнойпознавательной  деятельности. У   выражений   каждой   группы   смысл   одинаковый,   хотя   существительное употребляется в разных падежах: в Д.п. и в Т.п. (в этом отличие). Вывод:   один   и   тот   же   смысл   можно   передать   по­разному   (разными падежными формами). После проговаривания записываются сложные предложения, указывается падеж имён существительных. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? V. Итог урока. – Что вы узнали о творительном падеже? Расскажите, опираясь на план. – Какие предлоги употребляются не только с творительным падежом? Покажите на примерах. (Предлог с – с Р.п., за, под – с В.п.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? Упр. 67, «Дидактический материал». VI. Домашнее  задание.

Посмотрите также