Тема: Творительный падеж
– Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте.
– Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.Тема: Творительный падеж
Тема: Творительный падеж
– Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён
существительных в тексте.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Языковая разминка.
У доски работают три ученика, класс делится на три варианта.
– В записанных предложениях расставьте знаки препинания, оформите их
правильно. Предложения должны соответствовать схемам:
Лепестки розы опали и в моей ладони остались шипы.
Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Фёдор.
(Э. Успенский)
И сразу столпился народ на дороге шумит и кричит и на кошку глядит.
(Д. Хармс)
Каждый ученик будет работать со своим предложением. Задания даются
общие.
1. Подчеркнуть орфограммы в словах и между словами.
2. Синтаксический разбор предложения: дать характеристику предложения,
указать части речи.
3. Выписать словарные слова и дописать к каждому по два однокоренных слова.
4. Найти слова, соответствующие схеме
, и записать их.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрацииII.
Формулирование
проблемы.
1. Мотивирующий приём.
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже творительном.
(Т. Рик)
– Назовите тему урока.
2. – Составим план, по которому мы в конце урока расскажем о творительном
падеже. Сравните свой план с выведенным на слайде (на оборотной стороне
доски).
План.
1) Почему падеж получил такое название?
2) Вопросы падежа.
3) Вспомогательное слово.
4) Предлоги.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
III. Открытие
новых знаний.
1. Реализация плана деятельности.
1) – Почему падеж получил такое название?
Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа.
– Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает? (Называет орудие,
которым чтото делают, творят.)
– Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии споставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
(Неводом, голосом, топорами – значит, с помощью этих предметов, «орудий»
производится действие.)
2) Актуализация.
Беседа.
– На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?
Назовите вспомогательное слово.
– Приведите примеры имён существительных в творительном падеже.
3) – Какие предлоги употребляются с творительным падежом?
Упр. 149 – наблюдение над предлогами, с которыми употребляется
творительный падеж.
– Обведите в кружок предлоги.
– Может ли употребляться Т.п. без предлога? Приведите пример.
– Сделайте вывод об употреблении предлогов с Т.п.
2. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Чтение таблицы. Рассказ о творительном падеже.
Сравнение предлогов в разных падежах (В., Р., Д., Т.п.)
(Предлог с употребляется с Т.п. и Р.п., предлоги за, под – с Т.п. и В.п.)
IV. Развитие
умений.
Работа в учебнике.
1.
Упр. 150 – развивается умение составлять словосочетания с
существительными в Т.п. с предлогами и предложения с однородными
членами.
Выполняется самостоятельно в группах по 4 человека (2–3 примера для
каждой группы). Результаты сравниваются.
Капитаны групп записывают на листочке предложение с однородными
членами, остальные в тетрадях.
2.
существительными в Д.п. и Т.п.
Выполняется коллективно под руководством учителя.
Упр. 151 – наблюдение над синонимичными словосочетаниями с
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленнойпознавательной
деятельности.
У выражений каждой группы смысл одинаковый, хотя существительное
употребляется в разных падежах: в Д.п. и в Т.п. (в этом отличие).
Вывод: один и тот же смысл можно передать поразному (разными
падежными формами).
После проговаривания записываются сложные предложения, указывается
падеж имён существительных.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
V. Итог урока.
– Что вы узнали о творительном падеже? Расскажите, опираясь на план.
– Какие предлоги употребляются не только с творительным падежом? Покажите
на примерах. (Предлог с – с Р.п., за, под – с В.п.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Упр. 67, «Дидактический материал».
VI. Домашнее
задание.