Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
21.02.2017
Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».
Урок литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Тема: «Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера». Цель: усвоение содержания повести «Максим Максимыч» и её места в раскрытии образа главного героя. Задачи: - работа с литературоведческими терминами, - совершенствование навыков анализа художественного текста. Оборудование: - текст романа, - иллюстрации к произведению – портрет Печорина, Максима Максимыча, - оценочная карта урока для каждого учащегосяКонспект урока
Урок литературы в 9 классе на тему Анализ повести.docx
Урок литературы в 9 классе  по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Тема: «Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».  Цель: усвоение содержания повести «Максим Максимыч» и её места в раскрытии образа главного  героя. Задачи:  ­ работа с литературоведческими терминами,                ­ совершенствование навыков анализа художественного текста.  Оборудование:  ­ текст романа,                             ­ иллюстрации к произведению – портрет Печорина, Максима Максимыча,                             ­ оценочная карта урока для каждого учащегося Фамилия, имя учащегося  __________________________________________________________ ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА УРОКА Вид работы Самооценка Оценка группы Оценка учителя Итоговая оценка 1. Литературоведческий диктант  2. Викторина «Внимательный читатель»   3.  Участие в беседе по содержанию  повести 4. Активность и заинтересованность в  течение всего урока ­ ­ ­ ­ Ход урока – Итак, мы продолжаем работу над романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Анализ художественного текста – серьёзная и сложная работа, выполняя которую вы должны уметь оперировать специальными терминами, поэтому урок мы начнём с литературоведческого диктанта. 1. Литературоведческий диктант: учитель читает определение ­ учащиеся записывают название термина (у боковой доски могут работать 1­2 учащихся, чтобы по их записям легче было провести проверку работы). 1) Строение литературного произведения (композиция). 2) Цепь событий в их хронологической последовательности (фабула). 3) Цепь событий литературного произведения в той последовательности, в которой их расположил автор (сюжет). 4) Композиционный   приём,   когда   в   повествование   основного   рассказчика   включается история,   рассказанная   одним   из   героев   («рассказ   в   рассказе»   или   рамочная композиция). 5) Изображение в художественном произведении картин природы (пейзаж). 6) Изображение   внешности   героя   литературного   произведения   как   способ   его характеристики (портрет). 2. Проверка работы, выставление оценок в оценочную карту урока (самооценка); оценивание учащихся, работающих у доски (при необходимости учитель может попросить дать более детальные пояснения к терминам, привести примеры из изученных произведений).  3. Проверка домашнего задания – викторина «Внимательный читатель»   по повести «Максим Максимыч» (за каждый правильный ответ учащийся получает один балл; тот, кто набирает 5 баллов, получает «5» в журнал): 1) Кто из героев повести «имел глубокие сведения в поваренном искусстве» (М.М.). 2) У кого была «маленькая аристократическая рука» и худые бледные пальцы (Печорин). 3) Какого цвета были волосы Печорина (белокурые, вьющиеся от природы), а усы и брови (чёрные). Признаком чего является такое сочетание? – «признак породы в человеке». 4) Что, по мнению повествователя, является «верным признаком некоторой скрытности характера» (если при ходьбе человек не размахивает руками). 5) Какую странность заметил повествователь в облике Печорина (его глаза не смеялись, когда он смеялся). 6) Куда направлялся главный герой? – « в Персию – и дальше…» 7) Сколько тетрадей составляли бумаги Печорина? – 10. 8) Кто о ком говорит: «Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться ...» ? – М.М. о Печорине. 9) Кто это: «…человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый…, он с ухарской   замашкой   вытряхивал   золу   из   трубки   и   покрикивал   на   ямщика»   ­   лакей Печорина. 10)   Какой французский писатель упоминается странствующим офицером при описании Печорина? – Оноре де Бальзак. 4.         Выставление оценок в оценочную карту урока (самооценка). 5.         Краткий пересказ сюжета повести. 6.         Беседа по содержанию: ­ От лица кого ведётся повествование в повести? ­ Что мы уже знаем об офицере­повествователе? ­ Каким видит Печорина рассказчик? Какое средство создания художественного образа здесь использовано? – портрет. ­ Какое определение вы могли бы подобрать в данном контексте к слову «портрет»? Это простой  портрет?  А  какой?  –  психологический  – он позволяет  автору  не только  описать внешность героя, но и раскрыть его характер, внутренний мир и душевные переживания. *работа с текстом – психологический портрет Печорина ­ Стал ли герой понятнее? – нет! *Печорин и Максим Максимыч ­ Как вы думаете, почему Печорин так холоден с Максимом Максимычем? ­ Можно ли говорить о высокомерии героя? – анализ диалога персонажей. ­ Понимает ли штабс­капитан Печорина? Оправдана ли его обида?         *Печорин и Максим Максимыч – люди разных сословий, они не могут понять друг друга, они слишком   разные,   чтобы   быть   друзьями.   Переживания   Печорина,   его   восприятие   жизни   намного сложнее, глубже, чем у Максима Максимыча, который относится ко всему по­простому, не пытаясь вникнуть в суть явлений и событий. 7. Подведение итогов урока.        ­ Разгадан ли герой? – Нет, его тайна остаётся неразгаданной, возникают лишь новые вопросы: откуда такое равнодушие ко всему и ко всем, откуда скука, преждевременная душевная усталость и, как   следствие,   глубокое   разочарование   в   жизни?   Что   это   –   временное   и   потому   преходящее состояние духа или неизлечимый нравственный недуг, от которого нет спасения?    ­ На эти и другие вопросы мы находим ответы во 2­ой части романа, написанной в форме дневника Печорина, где он «беспощадно выставляет наружу собственные слабости и пороки».     8.         Домашнее задание. ­ прочитать Предисловие к «Журналу Печорина» и повесть «Тамань»; ­ вспомнить признаки романтизма как литературного направления и найти их в повести; ­ составить простой план повести «Тамань». Сосоян М.Р. Иллюстрация к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Повесть «Максим Максимыч», 1972 г. Геннадий Новожилов. Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».   Повесть «Максим Максимыч». Геннадий Новожилов. Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Повесть «Максим Максимыч».

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».
Скачать файл