Конспект урока по русскому языку на тему,,Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Тема: «Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера». Цель: усвоение содержания повести «Максим Максимыч» и её места в раскрытии образа главного героя. Задачи: - работа с литературоведческими терминами, - совершенствование навыков анализа художественного текста. Оборудование: - текст романа, - иллюстрации к произведению – портрет Печорина, Максима Максимыча, - оценочная карта урока для каждого учащегосяКонспект урока
Иконка файла материала Урок литературы в 9 классе на тему Анализ повести.docx
Урок литературы в 9 классе  по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Тема: «Анализ повести «Максим Максимыч». Печорин глазами странствующего офицера».  Цель: усвоение содержания повести «Максим Максимыч» и её места в раскрытии образа главного  героя. Задачи:  ­ работа с литературоведческими терминами,                ­ совершенствование навыков анализа художественного текста.  Оборудование:  ­ текст романа,                             ­ иллюстрации к произведению – портрет Печорина, Максима Максимыча,                             ­ оценочная карта урока для каждого учащегося Фамилия, имя учащегося  __________________________________________________________ ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА УРОКА Вид работы Самооценка Оценка группы Оценка учителя Итоговая оценка 1. Литературоведческий диктант  2. Викторина «Внимательный читатель»   3.  Участие в беседе по содержанию  повести 4. Активность и заинтересованность в  течение всего урока ­ ­ ­ ­ Ход урока – Итак, мы продолжаем работу над романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Анализ художественного текста – серьёзная и сложная работа, выполняя которую вы должны уметь оперировать специальными терминами, поэтому урок мы начнём с литературоведческого диктанта. 1. Литературоведческий диктант: учитель читает определение ­ учащиеся записывают название термина (у боковой доски могут работать 1­2 учащихся, чтобы по их записям легче было провести проверку работы). 1) Строение литературного произведения (композиция). 2) Цепь событий в их хронологической последовательности (фабула). 3) Цепь событий литературного произведения в той последовательности, в которой их расположил автор (сюжет). 4) Композиционный   приём,   когда   в   повествование   основного   рассказчика   включается история,   рассказанная   одним   из   героев   («рассказ   в   рассказе»   или   рамочная композиция). 5) Изображение в художественном произведении картин природы (пейзаж). 6) Изображение   внешности   героя   литературного   произведения   как   способ   его характеристики (портрет). 2. Проверка работы, выставление оценок в оценочную карту урока (самооценка); оценивание учащихся, работающих у доски (при необходимости учитель может попросить дать более детальные пояснения к терминам, привести примеры из изученных произведений).  3. Проверка домашнего задания – викторина «Внимательный читатель»   по повести «Максим Максимыч» (за каждый правильный ответ учащийся получает один балл; тот, кто набирает 5 баллов, получает «5» в журнал): 1) Кто из героев повести «имел глубокие сведения в поваренном искусстве» (М.М.). 2) У кого была «маленькая аристократическая рука» и худые бледные пальцы (Печорин). 3) Какого цвета были волосы Печорина (белокурые, вьющиеся от природы), а усы и брови (чёрные). Признаком чего является такое сочетание? – «признак породы в человеке».4) Что, по мнению повествователя, является «верным признаком некоторой скрытности характера» (если при ходьбе человек не размахивает руками). 5) Какую странность заметил повествователь в облике Печорина (его глаза не смеялись, когда он смеялся). 6) Куда направлялся главный герой? – « в Персию – и дальше…» 7) Сколько тетрадей составляли бумаги Печорина? – 10. 8) Кто о ком говорит: «Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться ...» ? – М.М. о Печорине. 9) Кто это: «…человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый…, он с ухарской   замашкой   вытряхивал   золу   из   трубки   и   покрикивал   на   ямщика»   ­   лакей Печорина. 10)   Какой французский писатель упоминается странствующим офицером при описании Печорина? – Оноре де Бальзак. 4.         Выставление оценок в оценочную карту урока (самооценка). 5.         Краткий пересказ сюжета повести. 6.         Беседа по содержанию: ­ От лица кого ведётся повествование в повести? ­ Что мы уже знаем об офицере­повествователе? ­ Каким видит Печорина рассказчик? Какое средство создания художественного образа здесь использовано? – портрет. ­ Какое определение вы могли бы подобрать в данном контексте к слову «портрет»? Это простой  портрет?  А  какой?  –  психологический  – он позволяет  автору  не только  описать внешность героя, но и раскрыть его характер, внутренний мир и душевные переживания. *работа с текстом – психологический портрет Печорина ­ Стал ли герой понятнее? – нет! *Печорин и Максим Максимыч ­ Как вы думаете, почему Печорин так холоден с Максимом Максимычем? ­ Можно ли говорить о высокомерии героя? – анализ диалога персонажей. ­ Понимает ли штабс­капитан Печорина? Оправдана ли его обида?         *Печорин и Максим Максимыч – люди разных сословий, они не могут понять друг друга, они слишком   разные,   чтобы   быть   друзьями.   Переживания   Печорина,   его   восприятие   жизни   намного сложнее, глубже, чем у Максима Максимыча, который относится ко всему по­простому, не пытаясь вникнуть в суть явлений и событий. 7. Подведение итогов урока.        ­ Разгадан ли герой? – Нет, его тайна остаётся неразгаданной, возникают лишь новые вопросы: откуда такое равнодушие ко всему и ко всем, откуда скука, преждевременная душевная усталость и, как   следствие,   глубокое   разочарование   в   жизни?   Что   это   –   временное   и   потому   преходящее состояние духа или неизлечимый нравственный недуг, от которого нет спасения?    ­ На эти и другие вопросы мы находим ответы во 2­ой части романа, написанной в форме дневника Печорина, где он «беспощадно выставляет наружу собственные слабости и пороки».     8.         Домашнее задание. ­ прочитать Предисловие к «Журналу Печорина» и повесть «Тамань»; ­ вспомнить признаки романтизма как литературного направления и найти их в повести; ­ составить простой план повести «Тамань».Сосоян М.Р. Иллюстрация к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Повесть «Максим Максимыч», 1972 г.Геннадий Новожилов. Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».   Повесть «Максим Максимыч».Геннадий Новожилов. Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Повесть «Максим Максимыч».

Посмотрите также