Конспект урока по русскому языку по теме: : Синонимы и антонимы 3 класс ПНШ
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
23.03.2017
конспект урока по русскому языку по теме :Синонимы и антонимы. 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"
Цель: формировать умения распознавать синонимы и антони¬мы, работать со словарями синонимов и антонимов.
Продолжать работу с Толковым словарём; составлять предложения с омонимами; подчеркивать основу в предложении.
конспект по теме Синонимы, антонимы..docx
Тема: Синонимы и антонимы
Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов.
Продолжать работу с Толковым словарём; составлять предложения с омонимами; подчеркивать основу в предложении.
Личностные: - в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые
правила поведения.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений,
событий
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня ясный зимний день.
Меня ждет интересный урок.
Постараюсь работать хорошо.
II. Актуализация знаний
— Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения,
можно воспользоваться толковым словарём.
1) друг враг приятель товарищ
2)влажный сухой мокрый сырой
3)коричневый, карий, алый, каштановый
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пары слов.
Белый — чёрный, храбрый — отважный, веселье — радость, мир — война,— Разделите их на две группы.
Обоснуйте свой ответ. (1) Белый — чёрный, мир — война (слова, противоположные по значению); 2)
храбрый — отважный, веселье — радость (слова, близкие по значению).)
— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)
— Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
Как называются слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению?
Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка».
А у меня дома овсянка.
Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.
Люблю я овсянку!
И я люблю!
Она жёлтая, красивая такая!
И вкусная! Особенно зимой да с молоком!
Как это вкусная? Как с молоком?
Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
Да ты про что говоришь?
Как это про что? Про овсянку!
Про какую овсянку?
Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела.
Каша песни пела?!
Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
А потом ко мне мою овсянку кушать!
Вопрос классу: Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?
Вы услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица). А как они
называются? (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и
написанию, но разные по лексическому значению).
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику
А)Упр. 38 (с. 39).
Б) упр. 41 (с.42)
VI. Физкультминутка
игра «Делай все наоборот»
Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. }2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. }2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) влево. }2 р.
7) Закройте глаза (откройте) }2 р.
посмотрите вверх – вниз ( 3раза),
далеко близко ( 3 раза).,
налево направо (3 раза)
Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?
Присядьте.
Спасибо. Садитесь за парты.
VII. Закрепление изученного материала
1) Работа в парах
Подберите к данным словам синонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно
воспользоваться словарём синонимов.
Ветер, радость, испуг.
— Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно
воспользоваться словарём антонимов.
Печаль, ссора, толстый.
(Проверка.)
— Какие слова называются синонимами?
— Какие слова называются антонимами?
2) — Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих
предложениях.
Он был лучшим командиром взвода. (Взвод — подразделение роты, батареи.)
Курок пистолета был на взводе. (Взвод приспособление в ударном механизме оружия.)
3) Назовите омонимы и определите их значение
1.Сшито из байки; конец веселой байки
2.Пушистая норка; глубокая норка
3.Красивая строчка на блузке; стихотворная строчка
IX. Подведение итогов урока
— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?
— Что такое омонимы?
— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?
Продолжите предложения.
Сейчас я проверю, чему вы научились.
"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь : ... (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : ...(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь : ...(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты : ...(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты : ...(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай : ...(конец)
Хорошо! Молодцы!
Домашнее задание упр. 42 учебник
Конспект урока по русскому языку по теме: : Синонимы и антонимы 3 класс ПНШ
Конспект урока по русскому языку по теме: : Синонимы и антонимы 3 класс ПНШ
Конспект урока по русскому языку по теме: : Синонимы и антонимы 3 класс ПНШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.