Цели: формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с раз¬делительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; различать звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.
У р о к 9 9. Правописание слов с разделительным мягким знаком
Цели: формировать у учащихся представление об употреблении разделительного
мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить
звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и
написание слов; различать звуки и буквы; проводить звукобуквенный разбор слова;
определять место орфограммы в слове.
Х о д у р о к а
III. Организационный момент
IV. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(Работа в парах. Учащиеся диктуют друг другу слова с парны ми согласными,
записанные дома, оценивают друг друга.)
2. Словарная работа
— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте, о ком идет речь.
Джунгли — дом ее родной, Там свобода и покой. Там
любимые бананы, И кругом растут лианы. (Обезьяна.)
— Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках. ([аб'из'йана].)
— Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.
— Придумайте ассоциацию, чтобы легче было запомнить слово. (Ответы детей.)
V. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.) больной, льет, вьюга, коньки, олень, семья. Прочитайте
слова. На какие две группы их можно разделить? {На слова с мягким знаком,
обозначающим мягкость, и на слова с разделительным мягким знаком.)
— Сколько звуков и букв в слове коньки.? (Пять звуков и шесть букв.)
* — Почему звуков меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает.)
V. Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (Он обозначает мягкость
предыдущего согласного звука.)
VI. Сколько звуков и букв в слове льет? (Четыре буквы и четы/ч• звука.)
VII.Назовите звуки, ([лйот].)
VIII. Какая буква пишется на месте звука [Й']? (Мягкий знак.)
IX. Сегодня мы узнаем, какую роль еще играет мягкий знак в словах.
1. Работа по теме урока
X. Откройте с. 31 учебника и прочитайте название раздела.
XI. Прочитайте, на какой вопрос нам надо ответить сегодня на уроке.
Упр. 51 (с. 31).
(Коллективное выполнение в соответствии с заданиями.)
XII.Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Если после
согласного звука слышим звук [Й'„ а потом идет гласная буква, то пишется
разделительным мягкий знак.)
Упр. 52 (с. 32).
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
XIII. Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий
знак? (Перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И . )
XIV. Прочитайте правило тетушки Совы.
XV. Подведем итоги: между какими буквами пишется раздели тельный мягкий знак, какие
звуки в этом случае обозначаем гласная буква?
— Физкультминутка
— Закрепление изученного материала
Упр. 53 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение.)
Упр. 54 (с. 33).
(Выполняется с комментированием. После этого учащиеся
XVI. Какое словарное слово встретилось в упражнении?
знакомятся с названием орфограммы.)
■
и* 100. Правописание слов с разделительным мягким знаком|< Прочитайте сведения о языке. Почему разделительны! мягкий знак — это
орфограмма? (Он не обозначает звука а пишется между согласным и гласным
звуками, если отшил звук[Й'].)
XVII. Рефлексия
Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над словом напишите, какое звуки
обозначает гласная буква, [йи] [а] [йа] [а] Руч..и, пол..я, друз..я, врем..я.
(Самопроверка по образцу на доске. Самооценка с помощью Ижпофора».)
XVIII. Подведение итогов урока
С какой орфограммой познакомились на уроке? Что вас удивило в написании этой
орфограммы? Какие чувства вы испытали, когда увидели, что ваши выводы совпадают
с текстом правила? Все ли вам было понятно? Какое задание вам было интересно
выполнять?
Домашнее задание
Выполнить упр. 55 (с. 33).