Конспект урока по технологии (девочки) "Состав и свойства почвы. Типы почв.. 5 класс"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
технология
5 кл
28.12.2018
Сельское хозяйство основывается на использовании почвы как основного производственного средства. Почва в растениеводстве — это среда для возделывания растений. От качества почвы зависит урожай. Почва обладает важнейшим свойством — плодородием.
Плодородие почвы — это способность почвы обеспечивать растения в течение всего периода их роста и развития элементами питания, водой и воздухом. Поэтому труд земледельца направлен не только на получение высоких урожаев, но и на сохранение и повышение плодородия почвы.
Почва по своему составу делится на две части — минеральную и органическую.
Минеральная часть почвы включает в основном песок и глину. В зависимости от содержания механических частиц — песка и глины — почвы делят на глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные (рис. 8). В агрономическом отношении лучшими являются суглинистые и супесчаные почвы. Суглинистые почвы хорошо удерживают воду, имеют достаточное для нормального развития и роста растений содержание элементов питания и воздуха, обрабатываются легче, чем глинистые. Супесчаные почвы слабее удерживают влагу, но легко обрабатываются и быстро прогреваются весной.
5 кл Состав и свойства почвы. Типы почв..docx
Тема урока: Состав и свойства почвы. Типы почв.
Класс: 5а, 5б.
Дата:__________________________________________________
Сельское хозяйство основывается на использовании почвы как основного производственного
средства. Почва в растениеводстве — это среда для возделывания растений. От качества почвы
зависит урожай. Почва обладает важнейшим свойством — плодородием.
Плодородие почвы — это способность почвы обеспечивать растения в течение всего периода их
роста и развития элементами питания, водой и воздухом. Поэтому труд земледельца направлен
не только на получение высоких урожаев, но и на сохранение и повышение плодородия почвы.
Почва по своему составу делится на две части — минеральную и органическую.
Минеральная часть почвы включает в основном песок и глину. В зависимости от содержания
механических частиц — песка и глины — почвы делят на глинистые, суглинистые, песчаные и
супесчаные (рис. 8). В агрономическом отношении лучшими являются суглинистые и супесчаные
почвы. Суглинистые почвы хорошо удерживают воду, имеют достаточное для нормального
развития и роста растений содержание элементов питания и воздуха, обрабатываются легче, чем
глинистые. Супесчаные почвы слабее удерживают влагу, но легко обрабатываются и быстро
прогреваются весной.
Рис. 8. Механический состав почвы: а — песок; б— супесь; в — легкий суглинок; г — средний
суглинок; д — тяжелый суглинок; е — глина
Органическая часть почвы состоит из остатков растений и животных. При разложении
органических остатков образуется перегной (гумус). В образовании перегноя принимают участие
бактерии и микроорганизмы. Перегной улучшает физические свойства почвы (создает нужную
для растений комковатозернистую структуру) и обогащает ее питательными веществами:
солями азота, калия и фосфора. Почва состоит из отдельных комочков (агрегатов) и с агрономической точки зрения может быть
структурной и бесструктурной.
Структурная почва обладает небольшой липкостью, поэтому ее легко копать и перепахивать,
даже если она сильно увлажнена. Из структурной почвы растения хорошо усваивают
питательные вещества.
Бесструктурная почва плохо впитывает влагу. Сток воды по поверхности приводит к эрозии
почвы. После дождей или полива такие почвы «заплывают», сильно уплотняются, становятся
тяжелыми для обработки.
Для создания и сохранения почвенной структуры кроме систематического внесения удобрений
необходимо высевать многолетние травы (например, клевер, люцерну), оставляющие после себя
большое количество органических остатков.
Почвенные отложения складывались в течение сотен тысяч лет. Эти процессы протекали в
самых разнообразных условиях. Поэтому почвы разных географических регионов не одинаковы
по структуре и свойствам. На территории России отмечается свыше ста разных типов почв,
самыми распространенными из которых являются: подзолистые, дерновоподзолистые,
дерновые, серые лесные, черноземы и каштановые почвы.
Подзолистые почвы образовались под пологом сомкнутого хвойного леса с моховым покровом,
бедной травяной растительностью или без нее. Плодородный слой подзолистых почв невысок,
примерно 10 см. Под ним располагается сероватобелый слой, похожий на золу, поэтому такая
почва называется подзолистой.
Дерновоподзолистые почвы образовались под луговой и болотной растительностью. Их
плодородный слой составляет 20 см.
Дерновые почвы складывались под луговой растительностью и лесами, имевшими
значительный травянистый покров. Плодородный слой дерновых почв достигает 25 см.
Серые лесные почвы образовались как результат жизнедеятельности широколиственных лесов
и луговых степей. Их плодородный слой превышает 50 см.
Черноземные почвы накапливались под покровом травянистой луговостепной и степной
растительности. Богатая растительность оставляет после себя значительное количество
корневых остатков. Это способствует накоплению в почве большого количества перегноя.
Черноземные почвы отличаются высоким плодородием, их плодородный слой наиболее высок
— 80100 см.
Каштановые почвы образовались в условиях засушливого климата, под изреженной травяной
растительностью сухих степей. Плодородный слой этих почв составляет 3040 см.
Как видим, плодородие разных почв неодинаково. Но человек путем правильной обработки
полей, с помощью своевременного внесения удобрений и чередования посадки культур может
существенно повышать почвенное плодородие.
Практическая работа № 3
Определение механического состава почвы на пришкольном участке
Вам потребуются: образцы почв, полиэтиленовые пакеты, совок, вода, чашки.
Правила безопасной работы
1. Почвенные образцы берите с помощью совка. 2. Пересыпайте почву аккуратно, не распыляя.
3. По окончании работы вымойте руки.
Порядок выполнения работы
1. Наберите в пакеты образцы почвы (примерно по два стакана) с овощного участка, сада и
парника.
2. Почву каждого образца положите в чашку и смочите водой.
3. Размягчите почву пальцами до тестообразного состояния.
4. Хорошо размягченную почву раскатайте в шнур толщиной около 3 см.
5. Попытайтесь свернуть шнур в кольцо.
6. Определите механический состав почвы (см. рис. 8):
o
o
o
o
o
тяжелый суглинок — шнур легко скатывается, при свертывании в кольцо дает
трещины;
средний суглинок — шнур легко образуется, но при свертывании в кольцо
распадается;
легкий суглинок — шнур распадается на части при малейшей попытке свернуть
его в кольцо;
супесь — шнур при скатывании распадается на части;
песок— шнур не образуется.
7. Приведите в порядок рабочее место, вымойте посуду и руки.
Новые понятия
Плодородие; типы почв: подзолистые, дерновоподзолистые, дерновые, серые лесные,
черноземы, каштановые; глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные почвы; структурные и
бесструктурные почвы; перегной (гумус).
Контрольные вопросы
1. Каким важнейшим свойством обладает почва?
2. Что такое плодородие?
3. Назовите основные типы почв.
4. Какие почвы отличаются высоким плодородием?
5. Как делят почвы в зависимости от содержания механических частиц?
6. Определите механический состав почвы на вашем приусадебном участке. 7. Чем отличается структурная почва от бесструктурной?
Конспект урока по технологии (девочки) "Состав и свойства почвы. Типы почв.. 5 класс"
Конспект урока по технологии (девочки) "Состав и свойства почвы. Типы почв.. 5 класс"
Конспект урока по технологии (девочки) "Состав и свойства почвы. Типы почв.. 5 класс"
Конспект урока по технологии (девочки) "Состав и свойства почвы. Типы почв.. 5 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.