Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
технология
6 кл
06.02.2017
Конспект урока по технологии на тему "Аппликация из соломки". Ознакомление обучающихся с историей аппликации из соломки, прививаются основы эстетического вкуса, развиваются художественно – творческие способности. Ребята знакомятся с основным способом изготовления аппликации. Решаются такие задачи как: Закрепляются приемы работы с соломкой;
Развивается усидчивость, аккуратность, чувство художественный вкуса, умение применять полученные знания на практике;
Воспитывается уверенность в своих силах и возможностях, умение работать в коллективе.
Соблюдение техники безопасности. Создаются оптимальные условия для качественной работы обучающихся.Ознакомление обучающихся с историей аппликации из соломки, прививаются основы эстетического вкуса, развиваются художественно – творческие способности. Ребята знакомятся с основным способом изготовления аппликации.
Конспект урока Аппликация из соломки.docx
МБОУ «Стычновская СОШ»
Занятие по технологии на тему:
"Аппликация из соломки"
Учитель: Егорова Елена Алексеевна
Цель урока: ознакомление обучающихся с историей аппликации из соломки, заложить основы
эстетического вкуса, развивать художественно – творческие способности
Задачи:
Закрепить приемы работы с соломкой.
1. Познакомить обучающихся с основным способом изготовления аппликации.
2.
3. Развить усидчивость, аккуратность, чувствохудожественный вкуса, умение применять
полученные знания на практике.
4. Воспитать уверенность в своих силах и возможностях, умение работать в коллективе.
5.
Следить за соблюдением техники безопасности. Создать оптимальные условия для
качественной работы обучающихся.
Тип урока: проектная деятельность, развивающий
Инструменты, приспособления и оборудование.
1. Технические средства обучения: компьютер, презентация, музыкальное оформление занятия.
2. Иллюстративный и наглядный материал: инструкционная карта изготовления аппликации,
заготовки из соломки. Эскиз аппликации. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций, поделки
из соломки. Пословицы о соломке.
3. Оборудование: Ножницы, клей.
Материал: полоски из соломки, калька, листы из соломки.
Новые слова: маркетри, интарсия, инкрустация.
Методы: Словесный: беседа, фронтальный. По степени взаимодействия учителя и обучающихся:
самостоятельная работа. По источникам знаний: практический.
сообщение техникотехнологических сведений;
беседа по безопасным приемам работы;
вводный инструктаж по выполнению технологических операций;
подготовка обучающихся;
постановка задачи;
Структура урока
1. Вводная часть:
Организационный момент:
2. Основная часть:
3. Практическая работа:
4. Заключительная часть:
работа по инструкционной карте;
получение практических навыков и умений;
контроль за соблюдением технологии;
проверка готового материала;
оценка проделанной работы;
уборка рабочих мест и помещения;
анализ работы обучающихся.
Ход урока
Этап занятия
Организационный
момент
Актуализация знаний.
Введение в тему.
Заинтересовывающий
момент
(собственного
сочинения)
Деятельность педагога
1. Проверка готовности к занятию.
Деятельность
обучающихся
Ребята, сейчас я расскажу вам удивительную сказку.
Слушайте. В некотором царстве, в некотором
государстве, жила – была царевна по имени соломка.
Соломка была непростая, уж очень она любила менять
цвет в своих нарядах.
Утром она наряжалась в золотистый наряд, днём с
перламутровым переливом, а вечером надевала платье
с приятной янтарной окраской и мягким мерцающим
блеском. Окружающие любовались ею, и за
этопрозвали соломку Золотой. Понравилось это
соломке, и решила она отплатить людям добром.
Открыла она мастерам свою тайну и научила их
превращать соломку в необычные вещи. И стали
мастера украшать соломкой мебель, шкатулки,
интерьер. Люди любовались изделиями да пуще
хвалили золотую соломку.
Ребята, на доске зашифрованное табло. Решив
примеры и расшифровав слово, вписывая нужные
буквы в клеточки, вы узнаете тему сегодняшнего
занятия. Например:
3+4А; 3+3К; 1+1П; 5+4Я; 1+0Ц; 2+1Л; 4+2П;
4+4И; 3+2А;3+1И
7 6 2 3 4 6 5 1 8 9
А п п л и к а ц и я
Посмотрите на выставку поделок и картин и назовите,
из какого материала они выполнены?
Правильно из соломки. И мы сегодня с вами будем
учиться делать аппликацию из соломки.
Ребята
расшифровывают
табло.
Рассматривают
работывыполненные из
соломки.
Отвечают на
поставленные вопросы.
Сообщение темы и
Скажите, что нам понадобится для изготовления
аппликации?
“Аппликакция из соломки” цели урока.
Слайд
Изучение нового
материала.
Слайд
Слайд
Слушают
«Интарсия соломкой»
Сообщение теоретических сведений.
1. Рассказ учителя, демонстрация слайдов.
Травы издревле одевали и обували человека, кормили
и лечили, согревали и укрывали от непогоды.
В повседневной жизни крестьянина солома находила
самое различное применение. Нечем матрас набить –
выручит солома. Скотине подстелить, хлев утеплить,
крышу покрыть – опять нужна солома. Поедет хозяин
по дрова или в город положит под бок ворох соломы.
Стоит ли говорить о том, какое огромное воздействие
оказывали травы на народное искусство.
Недаром в устном народном творчестве солома
нашла свое отражение.
– Ребята, какие пословицы и поговорки о соломе вы
знаете?
Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
По соломе жита не узнаешь.
Лежит на соломе, а говорит, что с ковра.
Соломиной не подопрешь хоромины.
По соломинке сноп, по снопишку — копнишка,
из копен — стог.
Солома с огнем не дружись.
Соломенный мир лучше железной драки.
Соломой покроемся, да соломой не оденемся.
Не подкладывай к огню соломы.
Люди тонут и за соломинку хватаются.
Ближняя соломка лучше дальнего сенца.
Не голодна корова, коли в стрехе солома.
Забрался в чужую солому – да еще шелестит
Когда и что заставило человека взять в руки этот
чудесный материал?
Недоступные редкие материалы народные мастера
заменили не менее красивой, но дешевой и доступной
соломкой.В декоративноприкладном искусстве
многих народов мира встречаются изделия
украшенные узорами, которые составлены из кусочков
соломенной ленты.
Первыми кто применил соломку в своем мастерстве,
были мастера – краснодеревщики, владеющие
техникой мозаичной отделки древесины – маркетри и
интарсии.
Маркетри – элементы вырезанные из тонкой стружки.
Элементы плотно пригнаны друг к другу, фон
полностью закрывается. Слайд
Слад
Инкрустация – инкрустио – от слова вырезать. Для
каждого элемента вырезалось специальное гнездо для
его вклеивания.
Современная инкрустация соломкой – это когда
элементы наклеиваются на поверхность предмета.
Каждый элемент, вырезанный из соломки,
возвышается над фоном.
Но на панно из соломки детали наклеивают сверху,
следовательно, такую технику правильнее назвать
аппликацией. Аппликация менее сложна, чем
инкрустация.
Аппликация (от лат. "прикладывание") – создание
художественных изображений наклеиванием на
некоторую поверхность
кусочков какоголибо
материала.
Виды аппликации: декоративная аппликация не
изображает какойлибо предмет или сюжет, а служит
для украшения.
Сюжетная аппликация не изображает какойлибо
предмет или сюжет, а служит для украшения.
Предметная аппликация, в которой изображается
какойлибо один предмет. Это могут быть животные,
растения, корабли и т. д.
По форме аппликация может быть объемной или
плоской, по цвету — одноцветная и многоцветная,
техника зависит от выбранного материала.
Что мы уже знаем о соломке? (выступления детей)
1.Свойство соломки. Выступления
обучающихся
Выступление ребят.
1. Свойство соломки.
2. Виды материала и ее
заготовка.
3. Обработка соломки.
4. Правила работы с
материалом.
5. Выбор эскиза для
аппликации.
Солома – красивый, легко обрабатываемый
поделочный материал, имеющая приятную янтарную
окраску и мягкий мерцающий блеск. Из неё плели
многие необходимые в быту изделия корзины,
игрушки, головные уборы, даже гадали на соломке.
Жилища чаще всего украшали декоративными
фигурками, сплетенными из пучков соломы.
Кроме блеска и золотистого цвета солома имеет
другое замечательное свойство: выклеенный из неё
рисунок в зависимости от изменения угла зрения
переливается словно перламутровый. Объясняется он
неоднородностью строения ткани соломки. Изпод
прозрачной глянцевой пленки, находящейся сверху,
просвечивают бороздчатые волокна идущие вдоль
ствола и отражающие световые лучи в зависимости от
того, под каким углом они располагаются к источнику
света. Соломка может подчеркнуть стройность
архитектурных построек, величавость парусных
кораблей, нежность изящных букетов.
2. Виды материала и её заготовка.
Во всех уголках мира народные умельцы использовали
для работы солому тех зерновых культур, которые
возделывались в их местности (пшеничная, ржаная,
ячменная, гречневая, овсяная, рисовая).
В декоративноприкладном творчестве соломка
пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один
из любимых материалов. В каждом изделии, какую бы
оно страну ни представляло, отражаются не только
особенности национальной культуры, но и свойства
самого материала, выращиваемого в данном климате.
В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую
соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России,
Белоруссии, на Украине – ржаную.
Заготовка соломы
Солома –это стебли хлебных злаков ржи, пшеницы,
овса, ячменя – дешевый и доступный материал для
плетения, инкрустации, аппликации.
При заготовке соломки главное не прозевать, вовремя
собрать будущий рабочий материал и правильно его
высушить. Качество работы зависит от добротности
материала. Солому собирают незадолго до жатвы,
когда злаки пожелтеют. Рожь для плетения срезают в
период молочной зрелости колоса. Однако нельзя
утверждать, что только такого сбора солома пригодна
для работы. Бывает, и перезрелая солома хорошего
качества, здесь много нюансов природного характера,
когда на соломку влияют дожди, почва, сорта злаков. 3. Обработка соломки.
Снять покровные листья. Удалить, отрезать
ножницами узлы коленца.
Хрупкая и ломкая солома при замачивании или
распаривании становится мягкой пластиной.
Соломенные трубочки разрезать вдоль.
Способы подготовки соломенных полос
1. При холодном способе соломину разрезать вдоль
ствола ножницами. Затем раздвинуть края в обе
стороны и проглаживаем с лица кольцами ножниц,
сильно нажимая на них. Полученные таким способом
ленты приобретают еще большую эластичность, блеск
и яркость, чем при горячей обработке.
2. Горячий способ заключается в том, что соломку
необходимо положить в посуду, залить горячей водой
и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же
разрезать, как при холодном способе, вдоль, но
разглаживать горячим утюгом с внутренней стороны
до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем
уже досушить, проглаживая с лица.
Крашение соломки
5. Выбор эскиза аппликации.
Подбор рисунков и орнаментов, по которым будет
выполняться аппликация, очень важный момент, от
которого будет зависеть успех всей работы.
Для выбора эскиза можно использовать различные
книги с иллюстрациями в соответствии с выбранной
темой.
Разметку основы и фона производят по выбранному
эскизу. Фоном для аппликации из соломки может
быть: цветная бумага темных тонов; картон,
окрашенный в черный цвет гуашью или тушью,
холстина.
Для сложных изображений, в которых много деталей,
также используют шаблоны. Эскиз орнамента можно
перевести через копировальную бумагу. Также
выбранный орнамент можно нарисовать мелом.
Сначала эскизы рисунков выполняют на листе бумаги
по размеру оформляемой поверхности, а затем
переносят на изделие.
Сборка и закрепление деталей.
Все заранее заготовленные детали для аппликации Проведение
практической работы
Слайд
Практическая работа.
Слайд
нужно закрепить на основе. Для приклеивания полос
соломки рекомендуется использовать клей ПВА.
Клеем смазывают основу или фон небольшими
участками, затем материал выкладывают по форме
эскиза, плотно прижимая к смазанной клеем
поверхности.
Ознакомление с объектом работы.
Инструкционная карта.
1.Выбор эскиза аппликации.
2.Перевод эскиза на кальку.
3.Вырезание деталей аппликации.
4.Наклеивание соломенных полосок на детальки.
5.Обрезание деталей по контуру детали.
6.Подбор фона для аппликации.
7.Расположение аппликации на фон.
8.Наклеивание деталей на фон.
9.Вставки аппликации в раму.
Закрепим то, что мы только что проделали.
Текущий инструктаж
Учитель показывает последовательность изготовления
аппликации.
Последовательность выполнения аппликаций из
соломки следующая:
1. Разработать эскиз аппликации.
2. Перевести эскиз на кальку для разрезания на
детали.
3. Разрезать рабочий эскиз на детали.
4. Наклеить на лицевую сторону соломенные ленты в
соответствии с указанным направлением.
5. Обклеенные детали высушить под небольшим
прессом.
6. Ножницами аккуратно и точно обрезать по
бумажной детали излишки соломы.
7. Подготовить фон для аппликации.
8. Расположить композицию аппликации на фоне,
сравнивая с эскизом.
9. Приклеить детали.
10. Высушить под прессом.
11. Изображение покрыть лаком и оформить в раму.
Слушают показ и
объяснение учителя.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя,
рассматривают слайды.
Повторяют технику
безопасности при
работе с ножницами,
электроприборами,
знакомятся с
последовательностью
изготовления
аппликации.
взаимопроверка в
группах Давайте вспомним главные правила, которые мы
должны соблюдать при работе с ножницами и утюгом?
1. Задание Выбрать правила техники
безопасного труда при обработки соломки
«Что лишнее» (в группах)
2. Игра – Собери цепочку последовательности
обработки соломки.
(В группах)
Правила техники безопасности при работе с
электроприборами
1. Проверить исправность вилки и изоляции
электрического шнура утюга, чайника.
2. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё
лишнее.
3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для
утюга и диэлектрического коврика на полу около
места глажения.
4. Перед работой установить необходимую
температуру нагрева платформы утюга
5. Включать электроприборы в сеть и выключать из
неё только сухими руками.
6. При кратковременных перерывах в работе утюг
ставить на подставку платформой вниз
7. Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга,
чайника не касались электрического шнура.
8. Не касаться горячих металлических частей утюга,
чайника во избежание ожога рук.
9. Не оставлять без присмотра включённые
электроприборы в электрическую сеть во избежание
пожара.
10. Следить за нормальной работой электроприборов,
не давая им перегреться.
11. По окончании работы отключить электроприборы,
вынимая только за вилку.
Правила безопасного труда с режущими и
колющими инструментами.
1.Хранить ножницы в определенном месте (коробке).
2.Класть ножницы сомкнутыми остриями от себя.
3.Ножницы передавать острым концом вниз.
4.При резании бумаги, ткани не направлять острыми
концаи к себе или товарищу, распологать пальцы в
стороне от линии разреза.
Правила обращения с кипятком.
1. Что нужно сделать до начала работы: наполняя посуду жидкостью, не доливать до краев 4
5 см;
проверить качество ручек емкости.
2. Что нужно делать во время работы:
когда жидкость закипит, убавить нагрев горелки;
снимать крышку с горячей посуды от себя;
снимать горячую посуду с плиты с помощью
прихваток.
3. Что нужно сделать по окончании работы:
выключить электроплиту или прибор.
Правила техники безопасности при работе с клеем.
1. Для нанесения использовать кисточку.
2. Чтобы избежать загрязнений поверхности,
использовать салфетку.
3. После работы клей закрыть, помыть кисточку,
вымыть руки.
Закрепление темы.
1. Проверка готового материала.
2. Оценка проделанной работы.
3. Уборка рабочих мест и помещения.
4. Анализ работ обучающихся.
Д/з.
Слады
X. Рефлексия.
– Про что вы слушали сказку?
– Чем вам запомнится это занятие?
– Какие материалы вам потребовались для
выполнения аппликации?
– Как вы думаете, подходит наше панно для
музейного уголка «Казачья горница»?
– Хотели бы вы продолжить работу с соломкой?
Литература
1.
ил.
2.
3.
1999.
4.
Учитель, 2009.
5.
2007.
Перевертень Г.И. Поделки из соломки. – Донецк: “Сталкер”, 2004.
Гуляц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. –М.: Просвещение,
Мураева В. А. Технология народных ремесел: программа, разработки занятий. Волгоград:
Федотов Г.Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла. М.: АСТПРЕСС, 1999 208 с.:
Норенко И. Г. Русские традиции при изготовлении различных изделий. – Волгоград: Учитель, Маркелова О.Н. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты,
6.
поделки из трав. – Волгоград: Учитель, 2009.
7.
Чернышов И.В. Поделки из природного материалов. М.: АСТПРЕСС, 1999.
Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из соломки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.