Конспект урока по теме: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уроки 24. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Цели уроков: ознакомить учащихся со «Сказкой о рыбаке и рыб¬ке»; развивать умение выразительно читать произведение, умение интонацией передавать настроение; учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словар¬ный запас детей; воспитывать доброту, милосердие; научить давать характеристику героям по плану, учить находить нуж¬ный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений; ознакомить детей с биографией А.С. Пушкина; научить соблюдать гигиену чтения. Оборудование: открытки или фотографии памятника Пушкину, книга А.С. Пушкина «Сказки». Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала чтение.docx
Уроки 24. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Цели уроков: ознакомить учащихся со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; развивать умение выразительно читать произведение, умение интонацией передавать настроение;   учить   делить  текст   на   части,   выделять   главную   мысль; обогащать   словарный   запас   детей;   воспитывать   доброту,   милосердие; научить  давать характеристику героям по плану, учить находить нужный отрывок   в   тексте   по   вопросам;   научить   отличать   сказку  от   других произведений;   ознакомить   детей   с   биографией   А.С.   Пушкина;   научить соблюдать гигиену чтения. Оборудование:  открытки или фотографии памятника Пушкину,  книга  А.С. Пушкина «Сказки». Планируемые   предметные   результаты:   Участвовать   в   устном   общении   на   уроке, соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать   тексты   учебника, извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за   использованием   языковых   средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей  беседе,  выполняя принятые  правила  речевого  поведения,  слушать  собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Ход урока 1 I.Организационный момент II. Проверка домашнего задания Дети читают наизусть стихотворение о зиме. III. Постановка цели урока ­ Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях   много   ценнейших  строк,   которые   должны   знать   дети. Создавая свои сказки, он  собирал и обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора. В сказках Пушкина показан конфликт между светлым и темным миром, между добром и злом. ­ Кто уже знаком с этим произведением? ­ Можно по названию сказки рассказать, о каких героях пойдет речь? ­ Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка, но написана она не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки ­ это новая картина или рассказ  о   новых   событиях,  которые   происходят   в жизни героев. IV. Изучение нового материала 1. Первичное чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По  ходу чтения идет словарная работа. Объясняются слова и выражения: 1 часть ветхая землянка ­ старый дом, вырытый в земле;невод ­ большая рыболовная сеть; откуп ­ плата; простофиля ­ глупый, несообразительный человек. Вопросы после  чтения: ­ Как жили старик со старухой? ­ Какое чудо произошло? ­ Как Отнеслась старуха к рассказу старика? ­ Какой вам представляется старуха? ­ Каким вам представляется старик? 2­3 части Чтение учащимися, по ходу чтения идет словарная работа. корысть ­ выгода, польза; кликать ­ звать; пуще ­ больше; бранится ­ ругается. Вопросы после чтения: ­ Что теперь захотелось старухе? ­ Как отнеслась к просьбе рыбка? V.Физкультминутка VI. Продолжение изучения нового материала 4­5 части Читает учитель, дети следят по своим учебникам. По ходу чтения поясняются непонятные слова, читаются сноски. Вопросы после чтения: ­ Успокоилась старуха? ­ Что ей теперь хочется? ­ Какой вы теперь представляете себе старуху? ­ Изменилось ли отношение к ней? Стала ли она добрее? 6­9 части Читают ученики (про себя, затем вслух). Вопросы после чтения: ­ Кем теперь захотела стать старуха? ­ Почему это желание испугало старика? ­ Выполнил ли он приказ старухи? ­ Как изменилась старуха? ­ А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не  садися не в свои сани!»? ­ Когда   так   говорят?  {Когда   человек   не   соответствует   месту,   которое занимает.) 10­11 части Читают ученики, комментарии учителя по ходу чтения. Вопросы: ­ Чем теперь недовольна старуха? ­ А старик попытался остановить старуху?­ Чем закончилась сказка? Вопросы после чтения всей сказки: ­ Какие чувства остались у вас после прочтения сказки? ­ Было ли жалко кого­нибудь? ­ Хорошо или плохо закончилась сказка? Почему? ­ По каким признакам можно определить, что это сказка? VII. Итог урока ­ Какой урок вы извлекли из сказки? ­ В сказке Пушкин высмеивает богатых и бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покорятся воле  жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко она не вознеслась. Но, как и во всех сказках, добро наказывает   зло,   так   и   здесь   сказка   завершается   поучительной   картиной превращения старухи из царицы снова в крестьянку. Это ей наказание за жадность и зависть. Домашнее задание Перечитать сказку, уметь находить нужный отрывок по вопросам, которые я завтра буду вам задавать.