Конспект урока по теме: ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»(4 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по теме: ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»(4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
04.02.2019
Конспект урока по теме: ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»(4 класс)
Урок 29 по теме : «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК» (отрывок из былинного сказа). Цели : развивать внимание, речь учащихся, умение делать выводы; обобщить знания учащихся по разделу; помочь учащимся проанализировать картину «Богатыри» , создавая у детей литературно-художественный образ былинных героев; расширять кругозор учащихся.
чтение.docx
У р о к  29    «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ­РАЗБОЙНИК» (отрывок из былинного сказа).  Ц е л и :  развивать   внимание,   речь   учащихся,   умение   делать   выводы;   обобщить   знания   учащихся   по разделу;   помочь   учащимся   проанализировать   картину   «Богатыри»,   создавая   у   детей   литературно­ художественный образ былинных героев; расширять кругозор учащихся. I. Организационный момент. Х о д   у р о к а II. Проверка домашнего задания. – Что значит прочитать былину выразительно? Как правильно читать былины? 1. Чтение отрывка из былинного сказа учащимися под звучание спокойной музыки (3–4 ученика). – Вспомните название былины, прочитанной нами на прошлом уроке. В чем же отличие той былины и отрывка, который вы читали только что? – О каком былинном герое повествуют они? – Знаете ли вы имена других героев былин? 2. Рассказы учащихся о былинных героях, подготовленные дома. III. Обобщение по разделу. – Как называется раздел, который мы изучали на последних уроках? – С какими былинами познакомились? 1. Разгадай кроссворд: 1. Имя богатыря, который «в плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами.., а силой да ухваткой ему равных нет, а сам ласковый, обходительный». (Добрыня.) 2. Прозвище богатыря из города Ростова. (Попович.) 3. Старинный музыкальный инструмент, под звучание которого сказывались былины. (Гусли.) 4. Боевая дубина. (Палица.) 5. Натянутая часть лука. (Тетива.) 6. Правдивое повествование. (Былина.) 7.   Прозвище   богатыря,   который   в   результате   своей   болезни   сиднем   просидел   на   печке   в   избе родительской ровно 30 лет и 3 года. (Муромец.) 8. Киевский князь времен Ильи Муромца. (Владимир.) (Ключевое слово – богатыри.) – Кого русский народ называл богатырями? Почему? Какие качества приписывал им? 2. Работа по картине В. М. Васнецова «Богатыри». –   Сегодня   на   уроке   обратимся   к   картине,   которая   так   и   называется   –   «Богатыри».   Написана   она известным русским художником В. М. Васнецовым. Многие картины художника созданы на сюжеты русских народных   сказок   и   былин.   Прежде   чем   приступить   к   созданию   своей   знаменитой   картины   «Богатыри», художник   тщательно   изучал   былины,   долго   собирал   материал,   позволивший   ему   правдиво   изобразить богатырей. Глядя на картину, мы видим живую историю Древней Руси. Около 20 лет трудился В. Васнецов над созданием полотна и написал картину, которая вызывает чувство гордости и восхищения, волнует нас и сейчас. Нам трудно представить богатырей иначе, чем они изображены на картине. – Рассмотрите репродукцию картины. Определите, кто здесь Илья Муромец, кто Добрыня Никитич, а кто Алеша Попович. Как их изобразил художник? Что их объединяет?  – Обратите внимание на то, что три богатыря зорко стоят на страже Русской земли. Число три в народе имело значение  множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих Русскую землю, воспринимается так, словно весь народ охраняет свою землю. –  Какой пейзаж  окружает  богатырей?  (Пейзаж  степной. Степь   поросла  ковыльной  травой, вдали видны  холмы  с  перелесками.  Над  привольной   степью   нависли   холодные   тучи,  напоминающие   врагов. Пейзаж не отвлекает внимание, а наоборот, помогает сосредоточиться на главных героях картины, то есть богатырях.) – Как   вы   думаете,   кто   является   старшим?   Опишите   внешность Ильи.  (Лицо Ильи благородно, окаймлено бородой с проседью. Он хорошо вооружен: на голове – шлем, в левой руке – щит, с правой руки свешивается палица, виден колчан со стрелами.) – Какими чертами характера обладает этот богатырь? (Он честен, смел, верно служит своей Родине. Во всем облике богатыря чувствуется мощь и сила, и даже конь ему под стать. Илья как бы сливается со своим конем.) – Теперь  обратите  свое  внимание  на  другого  богатыря – Добрыню Никитича. Каков внешне Добрыня? Какими чертами характера обладает?  (У Добрыни Никитича светлые волосы и борода, удлиненный нос, полные губы. Он так же, как и Илья Муромец, служит Земле Русской, он могуч, силен, смел, но не так сдержан. Обратите внимание: он уже сжимает рукоятку меча, чтобы кинуться на врага. Но Добрыня отличается от других богатырей «вежеством», «знает, как речи вести», обучен игре на гуслях, сам сочиняет песни.) – Как одет Добрыня Никитич? (Одет Добрыня Никитич богато и нарядно: высокий узорчатый шлем, щит из красного металла, отделанный золотом, нарядные сапоги бирюзового цвета.) –   Как   изобразил   художник   третьего   богатыря   –   Алешу   Поповича?   Что   объединяет   его   с   Ильей   и Добрыней?   Каков   он   по   характеру?   Внимательно   рассмотрите   его   лицо   и   одежду.   Каково   вооружение Алеши? Как ведет себя его конь?  (Внимательно рассмотрев картину, можно сказать, что Алеша по сравнению   и   Ильей   и   Добрыней   не   так   уж   силен,   но   смел   и   храбр.   Взгляд   этого   богатыря свидетельствует о хитрости, так как он смотрит на врага искоса. Вооружение Алеши – это лук со стрелами. Одежда его также красива: на нем богатая пластинчатая кольчуга и шлем с наушниками. Наверное, об Алеше можно сказать, что там, где он не может взять силой, он берет ловкостью и хитростью.) – Совпадают ли образы героев на картине с теми, которые вы представляли себе, читая былины? 3. Работа с пословицами. – Объясните, почему так говорят: Былина старину любит. Быль молодцу не укор. Быль не сказка, из нее слова не выкинешь. Быль за сказкой не угоняется. 4. Чтение понравившихся эпизодов. – Вы знаете, что раньше былины пели, сопровождая пение игрой на старинном музыкальном инструменте – гуслях. Прочитайте вслух понравившийся эпизод любой былины. – Уловили ли вы напевность, мелодичность былин? Какое настроение у вас возникло? IV. Подведение итогов урока. – Так что же такое былина? – Кто является героями былин? – Кого народ называет богатырями? – С какими былинами мы с вами познакомились? Домашнее задание: перечитать понравившиеся эпизоды; по желанию выполнить рисунок.

Конспект урока по теме: ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»(4 класс)

Конспект урока по теме: ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»(4 класс)

Конспект урока по теме: ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»(4 класс)

Конспект урока по теме: ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019