Конспект урока по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Конспект урока по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
14.02.2017
Конспект урока  по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)
Нестандартный урок по теме «Имя существительное. Повторение» - завершающий по теме. Это урок-эксперимент. На этом уроке ученики не только показывают знание уже изученного материала, но и проводят его дополнительные исследования. Всякий эксперимент предполагает вероятность открытия. Вот и на этом уроке ребята узнают много нового для себя об имени существительном. Урок построен так, что задействуются все группы учащихся, как сильные, так и слабые. Каждый получит оценку своим усилиям и навыкам.
урок-эксперимент.docx
Мецлер Людмила Васильевна. 1 квалификационная категория. Село Красные Орлы, Мариинский район, Кемеровская область. МБОУ «Красноорловская СОШ» Русский язык. УМК  В. В. Бабайцевой. Дрофа, 2011. Урок по теме «Имя Существительное. Повторение» 6 класс. Продолжительность урока – 45 минут. Информационные технологии: презентация. Цель: Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Задачи: 1. Повторить морфологические признаки имени существительного. 2. Закрепить полученные знания о существительном на практике. 3. Развитие речи, логического мышления, воображения, памяти. 4. Обогащение словарного запаса.  Ход урока 1.Орг. момент: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Посмотрите, все ли у вас на партах. Вам сегодня  понадобятся учебники, тетради, ручки, карандаши. Если все готово, откройте тетради и  запишите сегодняшнее число и тему урока. (На доске запись: «Урок – эксперимент по теме «Имя существительное. Повторение») 2.Вступительное слово учителя: ­ Мы с вами закончили изучение темы «Имя существительное». Сегодня у нас обобщающий урок. Но назвала я его уроком – экспериментом. Почему? Потому что сегодня вам  необходимо будет не только показать хорошее знание изученного материала, но и проявить такие качества, как любознательность, сообразительность, воображение, фантазию. Вы  должны будете не просто вспоминать, но и мыслить. Сегодня на уроке вы расширите свой  кругозор, узнаете кое­что новое о существительном, поймете, какую тесную связь имеет  русский язык с другими науками. Это сложная задача, поэтому соберитесь и будьте готовы к трудной работе. Итак, начинаем наш эксперимент!  ( Слайд №1:  «Внимание! Идет эксперимент! Просим соблюдать тишину!») (Слайд № 2 : «Помни, что имя человека – самый сладостный для него звук!»                                                                                                 Дейл Карнеги.) 3. Проверка домашнего задания: ­ Дома вы должны были поразмышлять над значением фразы Дейла Карнеги. Прошу вас  высказать свое мнение. ( Уч­ся высказываются) ­ Это слова известного американского социолога. Он рассказывает в качестве примера о  самых богатых людях мира. Одна из причин их высоких достижений в том, что они умели  правильно общаться с людьми. Один из секретов у нас на доске. Например, Джим Фаррли  мог назвать по имени 50 тысяч человек. Дело в том, что человека больше интересует  его  собственное имя, чем любые другие имена во всем мире. Запомнив имя человека и  непринужденно употребляя его, мы делаем человеку комплимент. Если мы запомнили имя  человека уже при первом знакомстве, он чувствует, что он что­то для нас значит, мы его  уважаем, хорошо к нему относимся. Стоит нам забыть его имя или неправильно его  произнести, отношение его к нам резко меняется. Да, действительно, имена людей – часть истории народа. В них отражаются быт, верования, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Ни одно имя  не появилось просто так. Самые распространенные в России имена восходят к греческому,  латинскому и некоторым восточным языкам. ( Слайды № 3­  5    «Происхождение имен») ­ У вас на партах лежат своеобразные визитные карточки, на которых ваши имена, их  происхождение и значение. Т.о. , мы начали работу с исследования имен существительных  собственных, к которым и относятся имена людей, узнали родословную некоторых имен,  т.е их генеалогию. Можете добавить в свой словарь еще одно слово. (Слайд №6: «Генеалогия – родословная») 4. Повторение.   А)Опрос.  1) Какие еще имена существительные относятся к собственным? Что они обозначают? 2) Какие существительные называются нарицательными? Б. Самостоятельная работа. (Уровневое задание. Слайд № 7) 1. Распределить существительные на 2 группы: собственные и нарицательные. Москва, князь Гвидон, фабрика, Андерсен, кинотеатр «Сибирь»,Мариинск. 2. Поставьте, где нужно, кавычки: Автор книги Александр Пушкин, сказка Снежная королева, издательство Томь,  река Кия. 3. Какие из этих нарицательных существительных произошли от собственных? Майонез, тюль, яблоко, пломбир, водоросль, саксофон, окно, кашемир. В) Творческая работа. ­ А сейчас перенесемся в область живописи. Исследуем связь существительных с этим  видом искусства. Откройте в себе талант художника. Создайте картину, состоящую лишь из неодушевленных предметов. ( Устные ответы уч­ся, остальные записывают  неодушевленные существительные, содержащиеся в ответе) ­ К какому роду живописи вы отнесете эту картину? (Слайд № 8: «Роды живописи») ­ А можно ли создать картину, состоящую только из одушевленных предметов? (нет) ­ А все­таки кто может создать такую картину? Пусть не кистью, а словом. (Поэт, сказочник) ­ Как называется такой художественный прием? (Олицетворение) (слайд № 9. «Олицетворение – наделение неодушевленных предметов качествами  человека») (слайд №10: Найди олицетворение:           А кругом цветы лазоревы          Распускали волны пряные        И, как гости чужедальние,       Улыбались дню веселому.) Г) Работа со словарем. ­ А сейчас мы перейдем к исследованию категории рода имен существительных на примере  несклоняемых существительных. Приведите примеры, определите их род. ( Кофе­м.р., какао – ср. р., метро – ср. р., кашне – ср. р., такси – ср. р.) ­ Эти слова вам хорошо знакомы. А что нужно сделать, чтобы определить род  неизменяемых существительных, значение которых нам неизвестно? ( Найти в толковом словаре, и по выделенному в значении опорному слову определить род) ­ Таким же образом определите род следующих слов . (Слайд №11: авеню, цеце, маэстро, кашпо) ­ Составьте одно предложение, используя эти существительные, запишите в тетрадь. Д)Опрос: ­А теперь вспомним с вами признаки родовых антонимов. (Имена существительные, обозначающие людей и животных, различающихся по полу, могут объединяться попарно в группы: родовые антонимы.) Е) Проблемное задание: ­ Перед вами стоит проблема: являются ли родовыми антонимами слова (Слайд №12 Кувшин – кувшинка Графин – графиня Машинист – машинистка Телятник – телятница) ( нет, так как они имеют разное лексическое значение, а неодушевленные существительные  вообще не образуют родовых антонимов) Ж)Кроссворд. ( На доске и на слайде №13) 2 3 1 4 5 1. 24 часа. 2. «Ахти, ребята, вор, ­ и вмиг ………..на запор» 3. Узкие брюки из специальной хлопчатобумажной ткани. 4. Синоним слова салазки. 5. Прибор для определения веса. ­Что общего между отгаданными словами? (Эти существительные имеют только форму множественного числа) З) Работа с картой. ­ Исследуем карту нашей Кемеровской области. Разделимся на две группы. 1 группа  выписывает географические названия,имеющие только форму мн. ч., 2 группа – географ.  названия, имеющие только форму единственного числа. (Уч­ся выписывают географические названия. См. приложение № 1, слайд № 14) И)Рассказ учителя: Прежде чем перейти к повторению категории падежа существительных, я расскажу вам об  этом кое­что интересное. Ученики Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить  названия 14 падежей, а ученики Финляндии – 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22  падежа. Звание чемпиона могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в  грамматике которых может быть свыше 50 падежей.    А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей  у них нет. Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых  правил построения предложений. К) Игра «Переводчики». Представьте, что вы встретились с таким китайцем, который выучил русский язык, но  никак не может усвоить правила изменения существительных по падежам. Все время все  путает.  (Слайд №15: «Русский народом создал русский языка, яркий, как радугой после  весеннего ливень, меткий, как стреле, певучий и задушевный, как песней над колыбель») ­ Наш новый знакомый хотел передать нам высказывание А. Толстого о русском языке, но  как всегда, поставил существительные не в ту форму, которая требуется.Измените падеж  существительных и придайте тексту нормальный вид. ( Уч­ся записывают текст в правильном виде.  Самопроверка – слайд №16) 5.Инструктаж домашнего задания: Переводчик – довольно древняя профессия. А перенесемся в 21 век. Какие профессии  наиболее популярны в наше время? Об этом вы подумаете дома. Итак, д/з: записать как  можно больше существительных, называющих популярные профессии, выделить в них  суффиксы и подобрать подходящие по смыслу прилагательные. 6.         Обобщающее слово учителя: ­ Наш урок, на котором вы были не просто учениками, а исследователями, творцами,  подошел к концу. Вы не только показали умения применять на практике изученные  сведения о существительном, но и способность быстро найти выход из трудного  положения, незнакомой, необычной ситуации. Кроме того вы вы узнали много нового о  личных именах, несклоняемых существительных, о категории падежа. Сегодня на  нашем уроке переплелись самые разные области науки, живопись, литература,  география… Я думаю, что наш эксперимент удался. 7.Подведение итогов: выставление оценок за урок. Список использованной литературы: 1. Арсирий А.Т. и др. Занимательная грамматика русского языка. [Djv­ZIP] Учебное  пособие. Авторы: А.Т.Арсирий, Г.М.Дмитриева. (М.: Экслибрис­Пресс, 1997) 2. Дейл Карнеги «Шесть способов располагать к себе людей».            Использованные материалы и Интернет­ресурсы: 1. http://www.kid.ru/imena/em.php3 2. http://festival.1september.ru/articles/514061/(Мастер­класс "Разноуровневое обучение  на уроках русского языка" Ларина Галина Витальевна, учитель русского языка и  литературы) 3. http://russo.com.ua/stilisticheskiy_entsiklopedicheskiy_slovar/page/antonimyi

Конспект урока по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока  по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока  по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока  по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока  по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока  по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока  по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)

Конспект урока  по теме «Имя существительное. Повторение» (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017