Конспект урока по теме "Иррациональные уравнения"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной разработке находится план конспект урока по решению различных типов иррациональных уравнений на обобщающем уроке у студентов 2 курса в течение двух часов, целью которого является проверка знаний изученного материала по теме и способствовать развитию навыков в решении уравнений.
Иконка файла материала Конспект урока Иррациональные уравнения.doc
План­конспект  урока  по алгебре и началам анализа  на тему «Иррациональные уравнения».  Иррациональные уравнения (урок – обобщения) Тема:  Иррациональные уравнения            (урок­обобщения) 2 часа Урок – дифференцированный подход к решению типовых задач. Цели:  Образовательная: проверить усвоение учащимися изученного материала;            способствовать развитию навыка решения иррациональных уравнений.   Развивающая: развивать логическое мышление, уметь выделять главное, использовать  справочную литературу, интерес к математике.  Воспитывающая: воспитывать сознательное отношение к учебе, самостоятельность, чувство  коллективизма. Справочная литература: 1. учебник,                                           2. таблица. Оборудование: 1. интерактивное оборудование,                           2. плакаты с ответами на доска,                           3. плакаты двухсторонние с уравнением и словом,                           4. разноуровневые карточки для самостоятельной работы.  Ход урока: I. Организационная часть.  Учитель сообщает учащимся тему и цели урока. II. Повторение.   1.Опорные Знания: 1. корень, 2 .свойства корня,  3. формулы сокращенного умножения, 4. модуль, 5. область определения функции, 6. тригонометрические функции, 7. определение иррационального уравнения  При повторении теоретического материала можно использовать интерактивное оборудование.    2.Расшифровать  высказывание:                                                                                                           Решений нет 2 3; 4 - 1 - 5; 52 - 8; 8 1 0,5 128 3 21  5 учащихся решают у доски уравнения с плакатов, следующие сменяют их по мере решения  уравнений, находят на доске ответ и закрывают плакатом со словом. Математику = 3 2 x 2x учить уже x6 = x затем = 4 - x4 следует что 22  x  x 3 3 x 2 17  2 4 x 2 17 3 в 3 3 x 5 она  x 3 2 ум  43 x  2 x порядок  7 5 x x приводит внений ь x 8 3 1   3.Остальные учащиеся решают устно:  y 2  9 2 7  2 11 3 2 ;  в)  x  .  4 ;  б)  x ;   д)  y  x 2 1 x 3 1. Какие из следующих  уравнений являются рациональными? а)  г)  2. Является ли число х0 корнем уравнения: а)   x x в)   1 3. Найдите область определения функции: а)  ,  в)  , х0=4;   б)   13 3 2 , х0=6;  г)    2  x 2 2 5 , х0=2   ,3 x , х0=0.  x    б)  x  5 2 1 2  4  . x x x y x 1 3 x x y x  y y y x Прочитаем, что получилось. Чье это высказывание? М.В. Ломоносова. Эти слова станут  девизом урока. III. Различные методы решения уравнений.   Работа в тетрадях.         Рассмотрим разные способы решения уранений: Иногда помогает область определения функции 1)         10  6 1 x x 0 Через ОДЗ.   10  0 x       Ответ: нет решений. x 1     x 3 Бывает полезным использование свойств монотонности функций. 2)        3 x 1 3 x 2 2x Корень 3 очевиден.  3  ­ возрастающие функции, поэтому их сумма тоже  возрастает. Возрастающая функция достигает каждое свое значение  один раз, поэтому  больше корней нет.          Ответ: 3 1x  и  Один из основных методов – замена переменных: 3)  1   x 2 4  x 1  1 . Замена  y  x ,1 y  0              1 . Решаем полученное уравнение и находим  у1=­4  (иск., у>0), у2=2.         Ответ: 3. x  1 ,2 x  4 y y 2  3 . Иногда бывает полезно перейти к системе уравнений: 4)    3 3 14 14 .4 x x ,  z  3 14 x  . Введем переменные:     Получаем систему: y y y   3 14 x  z 4  3 3 z 28 После решения системы получим:  получаем ответ: ­13 и 13. . y 1  ,1 z 1  ,3 y 2  ,3 z 2  1 . Возвращаясь к переменной х,  IV. Работа в группах.  1) Решаем уравнения. Каждый ряд получает свое задание: 1 ряд                                    2 ряд                               3 ряд 4 3 x 8  x Ответ: 2.                              Ответ: ­4 и 5.                 Ответ: ­3 и 2.  3 3  1           4 6 8 x x 3 x x  3 2  0           29 2) Следующее уравнение учащиеся решают самостоятельно, а затем сверяют свое решение с  решением сильного ученика у переносной или закрытой доски.49  xx  4  4 x  3 49  xx  43,43  4 x ,0              x  3 4 4 x  2    x 43 2 4 x  49 xx x 4 xx  4 6 3  4  xx x   4 4 )1  x 1  ,0 x 2  3 6 x 1 3  2 4 x )2 x  xx x 1  4   4  ,0 x 2 6             нет решений. 2 4 x  x 4,0                  1 3 3 4    3 4, .              Ответ: 0 ­3 V. Презентация уравнений  (сильным учащимся дано домашнее задание сделать презентации уравнений с показом решения).   1.  2 x   2.    3.    4.     5.  x  3 5 x 52  23 1 x  28 x x   41 4 x    x  x ;  1 x  7 x  41 x   182 xx  1 ; 4   182 25   0 x x 7 4  x ; ;   4 6 2 2 3 VI. Индивидуальная работа по карточкам (разноуровневые). А – базовый, В – повышенный, С – сложный. Учащиеся сами выбирают уровень сложности,  решают в тетради, учитель сразу проверяет и учащиеся берут следующую карточку. А1 2 3 x 0 x В1 1  x 5 2 x  4 x  4 С1 x 2  10 x  25 10 А2 x 315   3 В2 11  x x  2 3 С2 3 3 x  3 x  1 4 3 2 x  7 3 А3 x (3  )1 0 4 x В3  17 x 2 1 74  xx С3  2 3 x 2 А4 x x  6  1 6 А5 x  x В4 19 3 3 x   x 1 В5 3  x 1 1   x 4  1 Ответ:  А 2,25 В 9 С ­3,5; 6,5  2 x  64 С4  7  x 0 x  x  7 2 С5 x 2  2 7 x x 35­80 2 3 10 ­10; 3 0; 1   ­2 ­3; 3 ­2; 3 3 ­4; 5 0 ­8; 7 9 5 VII. Подведение итогов. Учитель обращает внимание учащихся на типы уравнений, которые решали на уроке,  некоторые уравнения можно решить двумя способами. В качестве домашнего задания можно дать разработать самостоятельную работу или тест для  базового уровня.