Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)
Оценка 5

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
16.02.2017
Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)
На уроке учащиеся познакомятся с биографией И.С.Тургенева, с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, познакомятся с прототипом главного героя. В процессе работы над рассказом будем развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода. Учащиеся из группы коррекции будут читать указанные эпизоды, отвечает на "тонкие" вопросы, по возможности пересказывать. Конечный результат урока будет следующим: учащиеся знают биографию писателя, историю появления рассказа «Муму», героев текста; умеют работать с дополнительным материалом, пересказывать, давать характеристику главному герою, работать в паре, группе, знают значение новых слов и могут употреблять их в своей речи: крепостное право, барыня, барин, пороки, порка, челядь.
Конспект. Тургенев. Муму..docx
ГУ «Средняя школа №6 ОО акимата г. Костаная» Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Личность. Повесть «Муму». Знакомство с героями.                                                                   Предмет: литература, 5 класс                                                                   Учитель: Бычкова Н.М. 2013­2014уч.г. ГУ «Средняя школа №6 ОО акимата г. Костаная» Класс: 5 Предмет: литература Учитель: Бычкова Н.М. Тема: Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем.  Цель: ­ познакомить с биографией И.С.Тургенева,  с обстоятельствами, объясняющими  появление рассказа, показать своеобразие Тургенева­повествователя;  – отрабатывать умение  всех видов пересказа, работу с текстом (выразительное чтение худ. текста) ­ развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода,  эмоционально­чувственную сферу. ­ содействовать воспитанию познавательных интересов, любви к окружающему нас миру; Коррекция: ЗПР читает, отвечает на вопросы, пересказывает. КР: знают биографию писателя, историю появления рассказа «Муму», героев текста; умеют  работать с дополнительным материалом, пересказывать, давать характеристику главному герою,  работать в паре, группе. Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок­исследование Оборудование: презентации, текст  Словарная работа: крепостное право, барыня, барин, пороки, порка, челядь. Ход урока 1.Оргмомент Тренинг. Если вы меня слышите, помашите правой рукой. Если у вас хорошее настроение, топните ножкой(тихо). Если вы сегодня не забыли поздороваться с учителем, то покачайтесь. Если вам нравится быть в вашем классе, возьмитесь за руки. Если вы выучили сегодня все уроки, то  хлопните в ладоши. Если вы намерены сегодня на уроке отлично работать, то сделайте шаг вперёд. Если вы сделали все эти дела, то можете присаживаться на свои места. 2. Проверка Д/З Примечание.  Целесообразно начать урок с выполнения упражнений по технике речи, на которые  отводится 3—4 минут.  Упражнение на дыхание: «задувание свечи».  Упражнение для дикции: произнесение скороговорок.  «Шалунья мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки». ­ Чтение наизусть стих­е «Бородино» (2­3 уч­ся) 1 вариант рассказывает 2 варианту, а они их оценивают. 3. Работа по теме Викторина О ком это? Он работал за четверых (О Герасиме) Кому подарили? Ленту в косы. (Татьяне) Продолжите: Все люди в доме её полюбили и тоже кликали (Мумуней) Учитель: ­ О каком произведении мы заговорили?                  ­  Кто его автор? Учащиеся называют тему урока. Целеполагание Задание: Раздаточный материал о Тургенева (изучить его, друг другу рассказать, выступить 1  ученику от группы). Оценить. (Во время рассказа просмотр слайдов из биографии Тургенева) 1.группа. И.С.Тургенев родился в городе Орле. «По отцу Тургенев принадлежал к  старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении  Спасское­Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко  чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. Любовь к природе прошла через всё  творчество писателя.  Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей. Затем учиться в   Московском университете, в Санкт­Петербургском университете, в Германии.  Слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи. 2 группа. Тургенев с юных лет проявляет удивительную твёрдость характера, когда ему  приходилось защищать крепостных и дворовых от неправедного гнева своей матери, крепостной  помещицы, тиранившей не только крестьян, но и собственных сыновей. Тургенев писал: « Я не  мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг  этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под  этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я  поклялся никогда не примеряться…» «Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества. 3 группа. Многие произведения автобиографичны. Он часто брал сюжеты для своих  произведений из реальной жизни. Мать Тургенева Варвара Петровна, выросшая сиротой в доме  богатых родственников в постоянно подвергалась унижениям и даже избиениям. Это ожесточило  её, и , став богатой наследницей, она вымещала свою злобу на беззащитных крепостных. Именно  она была прототипом  деспотичной барыни в тургеневской повести «Муму», заставившей своего  немого дворника утопить его любую собачонку. 4 группа. История появления сюжета. Однажды барыня поехала в деревню осмотреть свои  земли. Вдруг она увидела крестьянина, который пахал землю. Она залюбовалась им приказала  своим слугам позвать его. Ему  стали кричать, чтобы он подошёл к ней. Но мужчина не обращал  внимания. Это услышали, рядом работавшие крестьяне. Они сказали, что он глухой. Тогда бырыня послала этих мужиков позвать пахаря. Они исполнили её приказание. Так Андрей (так звали  пахаря) оказался у барыни. История, случившаяся с  Герасимом, произошла на самом деле. Это  был «красавец с   русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он  поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью  повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима,  служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собака.   Индивидуально: Материал об истории появления сюжета повести Коррекция: Проверка техники и выразительности чтения (Газизова В, Маркив К.) – индивид. Выступление учащихся от группы (их оценивание) Работа с текстом. Задание №1. Перескажите текст сжато. Задание № 2. Назовите героев этого произведения.                        Дайте характеристику главному герою (работа в группах) Памятка­инструкция №1  (для групповой работы).  Портрет Герасима  (внешность, фигура,  одежда, походка, жесты) Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста: Каким вы представляете Герасима? Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»? Как вы понимаете выражение «работал за четверых»? Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима. Почему автор сравнивает героя с гусаком?  Сделайте выводы о качествах Герасима. (Оценивание выступления группы другими группами) Памятка­инструкция №2  (для групповой работы)  Обязанности Герасима  Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста: Чем занимался Герасим в деревне? Почему автор называет работу Герасима «неистомной»? Почему герой не устает от работы? Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться. Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста) Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?   Сделайте выводы о качествах Герасима. (Оценивание выступления группы другими группами) Памятка­инструкция №3  (для групповой работы)  Интерьер (обстановка каморки Герасима)  Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:  Найдите описание каморки Герасима. Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу». На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание? Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»? Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?   Сделайте выводы о качествах Герасима. (Оценивание выступления группы другими группами)  Памятка­инструкция №4  (для групповой работы) . Поведение Герасима  Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста: Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал  герой? Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»? В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем? Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»? О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?   Сделайте выводы о качествах Герасима.    Памятка­инструкция №5  (для групповой работы).  Поступки Герасима, отношение к другим  героям.  Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста: Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте. Как Герасим относится к другим героям? Почему? Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?  Сделайте выводы о качествах Герасима. (Оценивание выступления группы другими группами) Учитель: Составить Синквейн по образу Герасима Герасим  2 прилаг. 3 глаг. Предложение о Герасиме из 4 слов 1 слово (итог). Герасим Сильный, крепкий Работает, сторожит, любит Живёт в доме вредной барыни  Герой 4. Рефлексия Что нового вы узнали? Что понравилось на уроке? Что было сложным? Что было легко? 5. Д/З. нарисовать иллюстрацию к рассказу, 1 ряд – подготовить рассказ о барыне, 2 ряд – а Татьяне, 3­ о Капитоне 6. Оценивание (самооценивание, взаимооценивание)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)

Конспект урока по теме: "И.С. Тургенев. Личность. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героем(5 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017